Таблица 1 - Доля доходов от отрасли туризма в ВВП России и ВРП Ивановской области [3, 4]
Показатели |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
ВВП России, млн. руб. |
6816388 |
7313389 |
7919965 |
8323261 |
8604364 |
Стоимость реализованных населению туруслуг – всего, млн. руб. |
208118 |
249898 |
243453 |
239554 |
192624 |
Доля отрасли туризма в ВВП России |
3,05 |
3,42 |
3,07 |
2,88 |
2,24 |
ВРП Ивановской области, млн. руб. |
44415 |
109884 |
136115 |
158229 |
151047 |
Стоимость реализованных населению туруслуг – всего, млн. руб. |
274 |
280 |
292 |
328 |
416 |
Доля отрасли туризма в ВРП Ивановской области |
0,62 |
0,25 |
0,21 |
0,21 |
0,28 |
Доля доходов от туризма в ВВП России небольшая и она снижается.
Доля доходов от туризма в ВРП Ивановской области не доходит до 1%, она тоже падает, несмотря на то, что выручка от туризма растет.
Целью стратегического планирования развития туриндустрии Ивановской области является развитие конкурентоспособной туристской отрасли Ивановской области, которая обеспечит улучшение социально-экономических результатов региона: налоговые поступления в бюджет, повышение уровня жизни населения области за счет роста занятости и увеличения заработной платы в сфере туризма; повышение культурного уровня населения области, сохранение для будущих поколений историко-культурного наследия.
В региональном стратегическом планировании необходимо учитывать причины для развития туризма Ивановской области:
1. экономические причины - туризм способствует экономическому развитию региона;
2. социальные причины - туризм способствует сохранению и развитию исторического наследия, сближению культур, повышению уровня жизни жителей региона;
3. экологические причины - туризм участвует в сохранении экологии региона.
Основными направлениями стратегического планирования и управления в сфере туризма региона могут быть:
лечебно-оздоровительный туризм, связанный с политикой здорового образа жизни для жителей Ивановской области и гостей города;
экотуризм;
социальный туризм, связанный с молодежной политикой региона и политикой поддержки развития отдыха других социальных групп (пенсионеры, инвалиды и др.);
культурный туризм.
Стратегическое развитие туризма должно быть определено как приоритетное направление региональной политики Ивановской области, это направление может способствовать прогрессивному развитию населения области и каждой отдельной личности.
Этапы стратегического планирования в сфере туризма Ивановской области показаны на рисунке 1.
Рисунок 1 - Этапы стратегического планирования в сфере туризма Ивановской области
Успешное стратегическое планирование развития в сфере туризма Ивановской области решит следующие проблемы:
1. развитие регионального туризма, включающего механизм защиты окружающей природной и культурной среды и определения возможных границ их использования для рекреации;
2. разработка инновационных туристских продуктов;
3. создание базы для формирования и развития конкурентоспособного туристского кластера в области;
4. увеличение числа рабочих мест, повышение уровня жизни населения;
5. увеличение привлеченных инвестиций в региональный туризм;
6. рациональное использование культурного наследия области.
Стратегическое планирование развития сферы туризма обеспечит региону также повышение доли туризма в доходной части регионального бюджета; развитие новых направлений отрасли туризма; стимулирование развития других отраслей экономики, связанных с туризмом; развитие ремесел и народных промыслов; увеличение притока туристов и денежных средств.
Экономическое развитие туризма через налоги будет способствовать пополнению доходной части бюджета Ивановской области, это будет стимулировать через реализацию социальных программ повышение уровня и качества жизни, а также платежеспособного спроса населения. Социальная функция туризма будет направлена на физическое и духовное оздоровление населения Ивановской области, в том числе на повышение качества человеческих ресурсов области.
Список литературы
Алексеева О.В. Программно-целевой метод стратегического планирования как условие устойчивого развития туризма в регионе // УЭкС.-2011.-№32. Доступ: http://cyberleninka.ru
Ферару Г.С. Тенденции, факторы и перспективы стратегического развития туризма в контексте инновационных преобразований социально-экономической среды региона / Г.С. Ферару, О.В. Яковенко // Научный результат. Серия «Технологии бизнеса и сервиса». 2015. №1 (3). Доступ: http://cyberleninka.ru
Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области http://ivanovo.gks.ru