ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Костылев К.Н. 1
1ВлГУ имени А. Г. и Н. Г. Столетовых
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Роль и значение предпринимательского сектора в экономике государства трудно переоценить. Можно сказать, что предпринимательский сектор – это платформа социально-экономического развития государства. Свою социальную миссию предпринимательские субъекты выполняют, создавая рабочие места, обеспечивая доходами население, производя отчисления во внебюджетные фонды в целях обеспечения государства возможностью выплаты пенсий и социальных пособий. Государство же оказывает социальную поддержку населению в первую очередь за счет налоговых платежей предпринимательских субъектов.

Однако не стоит и недооценивать силу влияния государства на развитие предпринимательства в России. Государство вносит значительный вклад в организацию международного сотрудничества и, тем самым, оказывает содействие созданию совместных предприятий, чем также выполняет свою роль в создании рабочих мест.

При внешней благополучности выполнения субъектами экономики своих функций развитие предпринимательства в России оставляет желать лучшего. Особенно неблагоприятна ситуация в промышленности, которой отводится ведущая роль в инновационной деятельности. Динамика индекса предпринимательской уверенности организаций обрабатывающих производств и организаций, занимающихся производством и распределением электроэнергии, газа и воды указывает на неудовлетворительное состояние промышленности России.

Проблемами развития промышленного производства в 2013 г. по-прежнему остаются: – низкая конкурентоспособность и инновационная восприимчивость продукции; – существенный износ основных фондов; – сохраняющийся дефицит собственных финансовых средств; – сохраняющийся дефицит инвестиций; – недостаточный спрос внутреннего рынка. Государственный интерес в поддержке предпринимательства обострился в связи необходимостью решения приоритетной задачи – диверсификации экономики России в целях повышения ее экономической безопасности. В глобальном рейтинге конкурентоспособности стран, ежегодно составляемом Всемирным экономическим форумом (World Economic Forum, ВЭФ), Россия и в 2012 году не может похвастаться хорошими результатами и, как следствие, более высоким место в таблице. Более того, по сравнению с прошлым годом позиция России незначительно, но ухудшилась – 67 строчка в 2012 году против 66 в 2011 году. Учитывая низкую конкурентоспособность России в мировой экономике, диверсификация бизнеса и экономики может осуществляться только на одной волне с инновационным развитием предпринимательского сектора. Необходимы но- вые производства, товары, услуги, которые могут конкурировать с мировыми лидерами или быть их достойными аналогами. Реализовать эти глобальные задачи в современной предпринимательской среде очень сложно. Сегодня большая доля предпринимателей работает в теневом секторе.

Остальные либо не могут себе позволить реализовывать инновационные проекты, либо их не привлекают долгосрочные и высоко- рискованные перспективы получения удовлетворительной окупаемости своего капитала. Российские предприниматели, которые получили в собственность заводы в процессе ускоренной приватизации, потребительски относятся к своим легко доставшимся владениям, стараются максимально выжать прибыль сейчас, невзирая на необходимость обновления основных фондов и обеспечения безопасности условий труда. Иными словами, такие собственники живут краткосрочными и низкорискованными стратегиями и не задумываются о будущем положении их предприятий. Другие собственники не располагают удовлетворительной картиной о финансовом положении, что препятствует получению кредитных ресурсов для реализации новых проектов. Проблемой также является сегодня вовлечение венчурных инвесторов в инновационные проекты на начальной (посевной) и ранней стадиях.

Венчурные инвесторы предпочитают вкладываться на стадиях расширения проекта и снимать сливки. Кроме того, сопутствующей проблемой является отсутствие регламентированной методики по поводу расчета стоимости венчурного финансирования, что обуславливает разногласия между менеджментом и венчурными инвесторами по поводу доли последних в инновационных компаниях. Отметить стоит также и наличие факта двойного налогообложения доходов зарубежных венчурных инвесторов, что сдерживает приток зарубежного венчурного капитала в Россию. Не менее значимой проблемой является утечка капитала из России, что наносит серьезный ущерб национальному благосостоянию. Безусловно, создание благополучной предпринимательской среды – это задача государства.

Однако при формировании системы государственного управления инновационным развитием предпринимательского сектора и при выработке государственной политики в области регулирования и поддержки предпринимательства в целом необходимо учитывать характер и признаки предпринимательской среды. Предпринимательская среда представляет собой совокупность условий, влияющих на реализацию предпринимательской деятельности. Ее можно охарактеризовать следующими признаками. Признак экономической свободы выражается в возможности свободного выбора вида деятельности и имении равного доступа к ресурсам и рынкам. Признак личной заинтересованности выражается в возможности руководствоваться мотивом предпринимательской деятельности – возможностью извлечения и накопления дохода. Признак рыночного пространства выражается в возможности реализации предпринимательского потенциала в рыночной среде. Для реализации этого принципа необходима развитость рыночной организации. Признак конкуренции выражается как экономический инструмент установления пределов реализации экономической свободы и личного интереса. Рынок формируется под воздействием личных требований экономической свободы и стремлением ограничить ее для других. Именно поэтому поддержание конкуренции как инфраструктуры для борьбы за лучшие результаты хозяйствования является важнейшим фактором обеспечения условий для развития предпринимательства.

Признак ограниченности роли государства выражается в сбалансированности адекватных способов и форм вмешательства государства в предпринимательскую деятельность. Масштабы вмешательства государства в предпринимательский сектор должны зависеть от уровня социально-экономического развития и региональной диверсификации бизнеса субъектов РФ. Вмешательство государства в хозяйственную деятельность субъектов предпринимательской деятельности оправданно только в той степени и допустимо лишь в тех формах, которые способствуют повышению социально-экономической эффективности деятельности хозяйствующих субъектов экономики.

Перечисленные выше признаки предпринимательской среды, по сути, являются интересами предпринимательских субъектов. Интересами государства, помимо диверсификации российской экономики и активизации инновационной деятельности, является увеличение на- логовых поступлений, рост ВРП и ВВП, снижение уровня инфляции. Вовлечение предпринимательского сектора в решение государственно важных задач возможно только при условии создания благоприятной инфраструктуры для развития предпринимательства. Это предполагает необходимость решения ряда задач. Во-первых, имеет смысл задуматься о создании национальных инновационных компаний в форме кластера, участниками которого были бы как субъекты предпринимательства, так и государство, субъекты РФ, венчурные инвесторы. Причем все перечисленные субъекты должны быть собственниками национальных инновационных компаний, что обеспечит сближение и гармонизацию их интересов. Кроме того, такая разнородная кооперация позволит снизить административные барьеры при получении финансовой поддержки как со стороны государства, так и со стороны муниципалитетов. Данная мера позволит существенно повысить уровень инновационной активности предприятий, регионов и государства.

Во-вторых, необходимы меры налогового стимулирования венчурных инвесторов к инвестированию капитала на начальных (посевных) и ранних стадиях инновационных проектов. И, с другой стороны, важно стимулирование венчурных инвесторов к удержанию капитала в инновационных компаниях как минимум до стадии расширения. Данные меры должны выражаться во введении понижающих ставок налога на прибыль для венчурных фондов, вводящих свой капитал на начальных (ранних) стадиях и удерживающих его до поздних стадий. В-третьих, необходимо разработать регламент оценки стоимости венчурного финансирования для исключения разногласий между менеджментом и венчурными инвесторами, что упростит процедуру и повысит эффективность заключения сделок. В-четвертых, важно разработать и принять на международном уровне методику распределения налоговой базы зарубежных венчурных фондов, участвующих в финансировании российских инновационных компаний, между бюджетами государств с учетом стоимости капитала и с учетом величины дохода, зарабатываемого на российской территории. В-пятых, необходимо создать налоговые условия для легализации и повышения заработной платы. Легализации заработной платы будет способствовать установление равновесных ставок отчислений во внебюджетные фонды и налога на прибыль.

Стимулирование работодателя к повышению заработной платы возможно с введением льгот, применяемых при росте доли фонда оплаты труда в структуре добавленной стоимости предприятия. Необходимость данных мер обусловлена важностью человеческого капитала в инновационном процессе предприятия. Как говорит ведущий мировой эксперт в области менеджмента Ицхак Адизес, Россия, как никакая другая страна, богата человеческим капиталом, проблема в том, что в России не умеют его использовать. В-шестых, следует пересмотреть распределение ставки по налогу на прибыль между федеральным и региональным бюджетами. Логично полагать, что доля ставки налога на прибыль конкретного бюджета должна быть пропорциональна доле финансовой поддержки бизнеса, оказываемой конкретным субъектом в общем объеме финансовой поддержки, оказываемой государством и регионом вместе. В-седьмых, необходимы меры, направленные на подавление инфляционного процесса, главным образом, путем регулирования посредством финансово-инвестиционного механизма цен на при- родные ресурсы внутри государства. Отдельно стоит остановиться на стандартах бухгалтерской отчетности РСБУ и МСФО. Ни РСБУ, ни МСФО не позволяют прозрачно видеть результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия, на основании которых инвестор мог бы судить объективно о реальном положении дел в потенциально инвестируемой компании. Поэтому необходимы изменения стандартов МСФО и приведение к их новой форме стандартов РСБУ. С решением перечисленных задач возможно создание более благополучного предпринимательского климата в России и достижение приоритетных целей государства, ориентированных на повышение его экономической безопасности.

Список литературы:1. Экономическая теория: Учебник/ Под общ. ред. акад. В.И.Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой, Л.С.Тарасевича2. О.Образцова , А. Чепуренко - Развитие российского частного предпринимательства в межстрановом сопоставлении // Вопросы экономики. 2008. №83. Юрий Осинцев, Екатерина Семенова, Валерий Федоров - Проблема государственной поддержки малого и среднего бизнеса в условиях кризиса // Социальные исследования. 2006. №114. Чепуренко А.Ю. Обобщенные данные о предпринимательском потенциале российского общества в 2006-2007 гг. // Мир России. 2008. №2Глоссарий

Просмотров работы: 255