Говоря о Российской Федерации, чрезвычайно трудно назвать дату возникновения корпоративного волонтерства. Но большая часть экспертов подчеркивают, что его массивное развитие наметилось посреди 2000-х гг. а точнее после кризиса 2008 г. Волонтерская деятельность сотрудников компании реализована по следующим направлениям:
- социальная поддержка незащищенных слоев населения;
- защита окружающей среды и экологической безопасности;
- поддержка здоровья и здорового образа жизни;
- поддержка объектов и мероприятий в сфере культуры;
- поддержка образования, науки и др [4].
Отечественные эксперты называют следующие причины распространения корпоративного волонтерства в российских компаниях:
- выход организации на новый уровень развития;
- личная инициатива руководителей верхнего звенаи др [1].
Кроме того, есть преимущества от роли в корпоративном волонтерстве для компании, для некоммерческих организаций и для самих работников компании. Эти преимущества можно увидеть ниже (табл. 1):
Таблица 1
Выгоды для компании |
Выгоды для НКО |
Выгоды для сотрудников |
• Укрепление репутации и имиджа организации. • Успешный набор и удержание кадров, профилактика профессионального выгорания. •Повышение морального духа и производительности труда сотрудников. •Профессиональное развитие кадров. • Внедрение инновационных подходов в управление компанией. • Формирование репутации «социально ответственного работодателя». |
• Поиск новых подходов, возможность научиться чему-то новому, адаптировать или разработать новые методики, учитывающие требования компаний и благо-получателей. • Возможность для обмена опытом, шанс увидеть какой-то другой формат отношений с государством и бизнес-сообществом. • Повышение профессионализма, а значит, и конкурентоспособности. • Повышение статуса при работе с сильными/известными коммерческими брендами. • Создание основы для долгосрочного партнерства с бизнес-структурами. • Развитие персонала и повышение качества человеческих ресурсов в неправительственном секторе в целом. |
• Развитие собственного потенциала (управление временем, эффективное общение, новый жизненный опыт). • Осознание пользы от своей деятельности. • Становление благо- желательной дружелюбной атмосферы в коллективе. • Возможность работать в новой среде и приобрести и/или проявить дополнительные профессиональные и/или личностные навыки. • Развитие навыков работы в команде совместно со специалистами других отделов. • Возможность внести вклад в решение социальной проблемы. • Укрепление корпоративной культуры и ценностей, повышение мотивации и морального духа. • Дополнительные возможности поощрения. |
По принципу организации корпоративное добровольчество может быть системным или проектным. В нашем государстве более распространенным является проектный принцип организации добровольчества сотрудников компании – организация и проведение мероприятий, акций и т. д. Конкретные нуждающиеся, муниципальные и государственные учреждения (детские дома и дома престарелых, больницы и другие) являются основными благо получателями программ корпоративного волонтерства.
По оценке Н. Каминарской (исполнительный секретарь Форума доноров, 2011 г.), развитие корпоративного волонтерства нашему государству в последние несколько лет почти во всем обогнало частную и институциональную благотворительность. В пользу развития корпоративного добровольчества выступает и то, что одним из приоритетов Концепции длительного общественно- финансового развития России на время до 2020 г. является развитие устройств сотрудничества страны, жителей, бизнеса и структур гражданского общества. [5].
В 2014 г. был создан Национальный совет по корпоративному волонтерству в составе более 200 российских компаний. Сфера интересов участников Совета достаточно разнообразна: от экологических проблем и организации мероприятий, посвященных данной проблематике, до проведения конкурсов на лучший волонтерский проект «Чемпионы добрых дел». В 2015 г. с сентября по декабрь в Москве прошел VII Московский гражданский форум, участники которого высказали предложение объединить российские крупные корпорации для обучения волонтерской деятельности посредством создания обучающих программ. Управляющий директор фонда «Общественное мнение» Е. Петренко отмечает, что на сегодняшний день каждое четвертое предприятие Москвы занимается корпоративной благотворительностью. В 2015 г. более 60% сотрудников различных московских компаний проявило желание стать волонтерами. Основным мотивом подобного участия, по мнению Е. Петренко, является ощущение удовлетворенности, которое приносит подобная работа. [7, с.15]
Ярким примером внедрения корпоративного волонтерства является компания «Трансаэро», где волонтерские программы рассматриваются в качестве инвестиций в персонал, то есть в профессиональный и личностный рост сотрудников. [4, с.30].
В общем, возможности развития корпоративного добровольчества в числе организаций из России положительные. Владея значимым потенциалом, корпоративное волонтерство в Российской Федерации развивается, делая упор на наилучшие практики передовых интернациональных межнациональных компаний.
Список литературы:
Горлова.Н.И История и перспективы развития Российского корпоротиввного волонтерства. 2016
Краснопольская И. Корпоративное волонтерство в России: основные характеристики // Корпоративное волонтерство в России: сб. лучших практик / отв. ред. Т. Бачинская. М.: Центр развития филантропии «Сопричастность», 2012. С. 36 – 42
Кузина О. Е., Чернышева М. В. Корпоративная благотворительность и ответственность: обоснование понятий // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2015. № 4. С. 154 - 165.
Корпоративное волонтёрство. Бизнес и общество. Комплексное исследование практик корпоративного волонтёрства в городе Москве. – М.: МОО «Ассоциация Менеджеров», 2014 36 с.
Корпоративное волонтёрство: опыт российских и международных компаний. –М.: Российское отделение Международного форума лидеров бизнеса.
Локтионова Т.А. История возникновения и становления волонтёрства в России // Молодой ученый. 2012 № 8. С. 267 – 269.
Певная М.В., Кузьминчук А.А. ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОГО ВОЛОНТЕРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Социальные исследования. 2017. № 1. С. 1 - 18.
Решетников О.В. Корпоративное добровольчество: Науч.-метод. пособие. М.: Проспект, 2010, 172 с.
Рыбальченко С.И. Корпоративное добровольчество: партнерство НКО и бизнеса / Автор и составитель Рыбальченко С.И. – М.: ГАУ МО «Издательство «Подмосковье», 2013 136 с.
Скульчес Д.В., Бурляева В.В., Леднева Е.В., Корпоративное волонтерство, как важный фактор привлекательности организации Скульчес Д.В., Бурляева В.В., Леднева Е.В. Вестник Института дружбы народов Кавказа «Теория экономики и управления народным хозяйством». 2016. № 2 (38). С. 89 - 93.