ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТЕРРОРИЗМ: ГЛОБАЛЬНАЯ УГРОЗА КОЛЛЕКТИВНОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТЕРРОРИЗМ: ГЛОБАЛЬНАЯ УГРОЗА КОЛЛЕКТИВНОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Азин В.С. 1, Григорьев Я.В. 1, Абдулмуталинова Т.А. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение.

Второе десятилетие XXI века ознаменовалось крушением иллюзий относительно последующего бесконфликтного развития человеческой цивилизации.

Мировое сообщество оказалось перед лицом новых серьезных вызовов и угроз, наличие которых долгое время или вообще игнорировалось, или рассматривалось как нечто локальное, второстепенное и не оказывающее значимого влияние на состояние безопасности стран и народов.

В одну из таких угроз превратился терроризм, особенно в его транснациональном проявлении и исполнении. На рубеже столетий мощная волна терроризма прокатилась практически по всем странам и континентам, бросая вызов национальной безопасности целого ряда государств, в том числе самых крупных и мощных в политико-экономическом и военно-техническом отношении.

Все это определяет необходимость анализа основных тенденций развития терроризма, определения проблем и приоритетов противодействия данному явлению.

Терроризмом является незаконное применение силы или насилия против лиц или имущества, с целью запугать или принудить правительство, гражданское население, или любой их сегмент для содействия в политических или социальных целях. Он нацелен на этнические или религиозные группы, правительства, политические партии, корпорации и средства массовой информации предприятий. Терроризм имеет место во всем мире. Это, вероятно, худший вид преступлений, когда-либо существующий. Он не только убивает людей, он уничтожает средства к их существованию, экономику и цивилизованный мировой порядок, который имел тысячелетнее формирование. Результаты терроризма имеют почти всегда катастрофические последствия. Отдельные лица или группы, которые совершают данные преступления, называются террористами. Террористы существуют во всём мире.

Актуальность проблемы политического терроризма как современного явления не вызывает сомнения. Терроризм нарушает систему правовой защиты человека, наносит огромный ущерб стабильности мирового сообщества, государственным интересам, и в частности престижу правоохранительной системы. Данное явление во всех его формах и проявлениях и по своим масштабам и интенсивности, по своей бесчеловечности и жестокости превратился к настоящему времени в одну из самых острых и злободневных проблем глобального значения. Проявления терроризма влекут за собой массовые человеческие жертвы, разрушение духовных, материальных, культурных ценностей, которые невозможно воссоздать веками. Кроме того, терроризм порождает ненависть и недоверие между социальными и национальными группами. Указанные факторы говорят о важности данного вопроса и обуславливают необходимость создания международной системы борьбы с политическим терроризмом.

Объект исследования: политический терроризм как социально-политическое явление.

Предметом исследования являются классификация, специфика функционирования политического терроризма и методы борьбы с ним.

Исходя из научной и общественно-политической актуальности, и значимости избранной проблемы авторами поставлена цель исследования: раскрытие, уяснение сущности политического терроризма как социально-политического явления, определение его специфики, методов и средств, а также поиск механизмов, для выявления способов борьбы с этим явлением, в том числе при помощи Вооружённых Сил.

Поставленная цель обусловила следующие задачи исследования:

1.Раскрыть сущность и типологию политического терроризма

2.Ознакомить с историей развития политического терроризма

3.Выяснить причины и характер данного явления, его очаги и источники

4.Найти эффективные методы борьбы с политическим терроризмом, в том числе при помощи Вооруженных Сил

Практическая значимость работы определяется тем, что результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при чтении лекций, при подготовке курсантов к семинарским занятиям по дисциплинам «Политология. Социология». Кроме того, данная военно-научная работа имеет познавательное значение для автора и создает предпосылки для углубленной исследовательской работы.

Достоверность полученных результатов подтверждена путем сопоставления фактов и событий, их оценки в прошлом и настоящем времени, обеспечивалась как научной методологией, так и полнотой и разнообразием используемых материалов.

Апробация и публикации. Материалы представленной военно-научной работы использованы на кафедре гуманитарных и социально-экономических дисциплин при разработке учебно-методических материалов для проведения занятий по политологии (тема №8 занятия № 16-19 – лекции «Военная политика», «Национальная безопасность РФ и механизм ее обеспечения», семинар «Военная политика».

Основные положения и выводы проведенного исследования опубликованы в научной статье «Политический терроризм и его разновидности» в сборнике материалов ХI Международной научно-практической конференции. Материалы работы использованы в докладе, занявшем I место среди курсантских выступлений на ХI Международной научно-практической конференции. Более углубленное изучение данной проблематики отражено в научной статье «Терроризм: генезис и эволюция в политической практике», которая будет опубликована в сборнике материалов ХII Международной научно-практической конференции.

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ТЕРРОРИЗМА

Политический терроризм. Классификация и типология терроризма

Политический терроризм – это метод политической борьбы, который связан с осуществлением насильственных вооруженных акций с целью устрашения и подавления политических противников. Он имеет своей целью нагнетание страха среди населения и оказание вследствие этого воздействия на власть. Поэтому сегодня самым распространенным методом террора является насилие не в отношении носителей власти, а против мирных людей с обязательной демонстрацией катастрофических результатов террора. Количество таких актов постоянно увеличивается, они становятся все более жестокими и все больше людей оказываются их жертвами.

Субъектами политического терроризма, как правило, выступают радикальные политические партии, отдельные группировки партий или общественных объединений, экстремистские организации, отрицающие легальные формы политической борьбы и делающие ставку на силовое давление

Классификация терроризма

Проблема терроризма превратилась в одну из старейших проблем развития современной цивилизации. Развитие человечества может существенно заморозиться, если силы, использующие терроризм как способ действий станут добиваться своих целей. Терроризм как социально-правовое явление можно классифицировать по ряду признаков [6, c.29].

1. Классификация терроризма по идеологической основе и сфере проявления выделяет следующие виды:

-политический – связан с борьбой за власть и соответственно направлен на устрашение либо устранение политических противников;

-государственный – определяется потребностью в устрашении собственного населения, его полного подавления и порабощения и вместе с тем уничтожение тех, кто борется с тираническим государством. Кроме того, государственный терроризм является компонентом внешней политики агрессивного государства;

-религиозный–призван утвердить и заставить признать веру террористов и одновременно ослабить и даже уничтожить другие;

-националистический – проявляется вытеснением представителей других наций, иногда с уничтожением их культуры, захватом имущества и земли. Националистический терроризм часть принимают за форму сепаратистского;

-общеуголовный корыстный – должен устрашать тех, кто препятствует преступникам в получении материальных ценностей, в том числе коммерческих соперников (их принуждают принять заведомо невыгодные условия);

-криминальный – проводится для устрашения противников из соперничающих преступных групп;

2. Классификация терроризма по масштабам:

-внутренний – проявляется в пределах одного государства и выражается в форме преступления против личности, групповых убийств, массового уничтожения граждан, диверсий по всей территории страны;

-международный – проявляется в тайной войне одного государства против другого движения или государственной власти одних стран, либо культур – против других;

3. Классификация терроризма по видам:

-обычный – использует обычные средства поражения, в том числе взрывчатые вещества;

-ядерный, химический и биологический – осуществляется с использованием ядерных веществ и ядерных взрывных устройств, химически и биологически опасных веществ и средств их доставки. К видам терроризма относятся также диверсии против ядерных, химически и биологически опасных объектов;

-электромагнитный – осуществляется с использованием генерирующих установок мощного электромагнитного излучения, воздействующего как на людей, так и на определенные технологические системы объектов инфраструктуры;

- информационный – осуществляется и использованием источников СМИ и других информационных средств в целях нагнетания негативной обстановки в обществе, разложения его определённых групп;

-кибернетический – осуществляется с применением специальных программ-вирусов для вывода из строя или нарушения нормального функционирования компьютерных сетей;

-экономический – осуществляется с целью дестабилизации экономики и финансовой сферы субъекта террористического акта.

4. Классификация терроризма по форме.

По этому признаку террористические действия проводят в форме взрывов, поджогов, похищения людей, захвата заложников, а также с использованием оружия массового поражения

5. Классификация терроризма по силам и средствам.

По этому признаку выделяют: индивидуальный, групповой и массовый виды терроризма.

6. Классификация терроризма по целям и задачам:

-меркантильный (торгашеский, мелочно-расчётливый) – ставит своей целью получение каких-либо уступок или выполнение определённых требований;

-апокалипсический – ставит своей целью нанесение любой ценой максимального ущерба объекту террористического акта.

Типология политического терроризма

1. Социально-революционный или идеологический терроризм

Члены организованных террористических групп, относящихся к этому виду, ставят своей задачей достижение социальных, политических или экономических изменений внутри одного государства, нескольких или даже мира в целом. Следует иметь в виду, что он может быть как левого, так и ультраправого толка [13, с. 5].

Современный левый социально-революционный терроризм зародился в 1960-е годы в Латинской Америке, где под знаменем «городской герильи» развернули свою деятельность многочисленные террористические группировки. Первыми по времени появления среди них стали «Тупамарос» в Уругвае, МИР и ФАЛН в Венесуэле, обратившимися к террору в 1963 году. В этой связи необходимо подчеркнуть, что 1960-е годы и особенно 1968 год, вошедшие в историю своими знаменитыми студенческими бунтами, стали «датой рождения» многих экстремистских и террористических группировок по всему миру. Именно в этой среде сформировалось подавляющее большинство левых террористов. [15, с. 12].

Затухание массовых политических движений трудящихся на Латиноамериканском континенте, связанное с приходом в большинстве стран национал-реформистских правительств, ориентированных на рыночную экономику и сотрудничество с мировым сообществом, послужило поводом для развёртывания городской террористической деятельности. Одним из лидеров революционного терроризма левого толка стал Хуан Карлос Маригелла – руководитель подпольной организации боевиков в бразильском городе Сан-Паулу. Именно он разработал стратегию и тактику террористической борьбы, которые превратили левый терроризм в грозную силу, с которой правительства стран Латинской Америки, Западной Европы и некоторых других регионов не могли справиться больше двух десятков лет.

Революционный левый терроризм Латинской Америки представлен и двумя перуанскими организациями. Прежде всего, следует назвать группу «Сендеро Луминосо» («Светлый путь»), организацию маоистского типа, возникшую в этой стране ещё в 1960-е годы. Систематические террористические действия она начала в 1978 году, поставив своей целью разрушение существующего государства и создание вместо него «народной республики новой демократии», ориентированной на интересы индейцев. После разгрома «Сендеро Луминосо» в 1992 году правительством президента А. Фухимори уцелевшие остатки организации выродились в обыкновенных бандитов, находящихся на службе у наркомафии.

В 1983 году в Перу возникла террористическая группировка имени Тупак Амару (РДТА). Её идеология представляет собой эклектическую смесь из некоторых идей марксизма-ленинизма и теории Че Гевары об «экспорте революции». Своей целью РДТА считала «утверждение марксистского режима» путём «вооружённой пропаганды», то есть террора, а также изгнание из Перу «империалистов», то есть американских и японских корпораций. Наиболее известным эпизодом в деятельности этой террористической организации является захват японского посольства в Лиме 17 декабря 1996 года[15].

С началом 1970-х годов городской терроризм, постепенно сходя к минимуму на периферии мира – в Латинской Америке, – начал перемещаться в его главные европейские центры. Если в 1970 году на территории южнее Мексики, которую в Советском Союзе называли «пылающим континентом», было осуществлено вдвое больше террористических актов, чем в Европе, то уже в 1978 году соотношение стало обратным . Тот год в Европе запомнился страшным «террористическим фестивалем» «Красных бригад» в Италии и резким усилением активности левых экстремистов в ФРГ [15, с.21].

Возникновение терроризма в Европе интересно тем, что западноевропейские страны не один десяток лет являлись эталоном стабильности общественно-политических отношений и социальной защищённости подавляющего большинства населения. Тем не менее, Европа оказалась столь же уязвимой для терроризма, как и менее благополучные страны.

Левый революционный терроризм никогда не скрывал своих целей и своих методов, которые они использовали для достижения своих целей. Их исходный пункт был таков: «парламентская демократия» является не более чем благопристойным прикрытием фашизма, его мирным обличьем. Поэтому задача «истинных революционеров» состоит в обострении социальных конфликтов путём террористической борьбы, что вынуждает власти обращаться к открытым репрессиям.

С середины 1980-х годов левый терроризм резко пошёл на спад. Одна за другой объявляли о своём роспуске террористические организации в Европе.

2.Современный ультраправый терроризм

Современный ультраправый терроризм известен по всему миру. Он проникнут духом шовинизма, расизма и национализма, базируется на культе сильной личности и убеждении в превосходстве над остальной массой. Ультраправый терроризм стремится к утверждению тоталитарных принципов организации общества, его главные очаги находятся в Италии, Испании и Германии, хотя родоначальником этого вида террористической деятельности следует считать американский Ку-Клукс-Клан (ККК). Это самая известная праворадикальная расистская организация в США, выступающая против негров и евреев. Она была создана в 1865 году, официально расформирована через три года, но воссоздана в начале 1920-х годов. С тех пор на её счету немало расовых погромов [15].

Современные ультраправые используют террористические действия для захвата власти. Но массовых фашистских и им подобных партий сейчас нигде нет. В Италии действует МСИ, но она не имеет большой популярности. Неонацистская партия НДП в ФРГ никогда не получала на выборах более 0,6% голосов. Крайне правый Национальный фронт во Франции во главе с Ж.М. Лепэном имеет своих представителей в парламенте, но шансов прийти к власти легальным путём у него нет.

Причины и факторы эскалации политического терроризма.

Причинами политического терроризма в современном мире являются:

− экономические и финансовые кризисы в разных странах мира, безработица, особенно среди мусульманской молодежи, которая не имеет возможности социально-экономической самореализации и становится орудием в руках экстремистов;

− огромное неравенство в уровнях жизни между развивающимися и развитыми странами, а также попытки навязать определенную модель производства и потребления для всех стран с разной историей и традициями;

− заинтересованность правящей элиты ряда государств в терроризме как орудии внешней и внутренней политики. Терроризм оказывается удобным инструментом борьбы с оппозиционными силами и неудобными политическими режимами;

− наличие в мире «горячих точек», которые являются рассадниками насилия и свидетельствуют о бессилии какого-либо народа решить свои проблемы мирными политическими средствами;

− недостаточная эффективность работы госаппарата и принятие непродуманных политических решений и др.

Политический терроризм как явление имеет сложную природу, возникает и получает развитие в силу многих факторов, таких как: геокультурно-политические, социально-экономические, религиозные, психологические и т.д. Они, безусловно, не исчерпывают всего многообразия факторов, влияющих на генезис и эскалацию данного социального явления, но создают контур той социокультурной матрицы, в которой фиксируется и сегментируется наиболее существенное о терроризме.

Для более наглядной классификации факторов, можно условно распределить их следующим образом:

1.Макрофакторы (глобалистские) – национальные, региональные, этноцентрические;

2.Микрофакторы (локальные, внутренние) – социально-политические, этнические, религиозные, психологические;

3.Ситуативные – бедность, политические режимы кризисные, революционные процессы и т.д.

Первым фактором возникновения терроризма являются кризисные процессы современного развития мира. Индустриальная развитость, высокий уровень жизни, разветвленность политических институтов и ориентация на цивилизованные формы социальных взаимоотношений не прививают никакого иммунитета в отношении терроризма. Бурный рост экономики, распространение либерально-демократических тенденций, стремление общественных компромиссов, непрерывные войны, гонка вооружений, вспышки социальной, расовой, религиозной нетерпимости, революции, государственный террор и тому подобные факты способствуют укреплению убежденности в том, что открытое насилие и контрнасилие остается нормой политического бытия и в нашу эпоху

Вторая группа факторов это революционные процессы современности и национально-освободительные движения, их специфические аспекты и проявления в последние десятилетия. Эта группа факторов органически связана с предыдущей, поскольку является обратной стороной кризиса политической системы. Например, левый терроризм нельзя воспринимать без связи с этими процессами. Левый терроризм почти всегда отожествляет себя с революциями социалистического образца или освободительными движениями, или апеллирует к ним. Он претендует на роль единственного выразителя и лидера революционно-демократических процессов современном мире.

Третья группа факторов развития терроризма в современном мире связана с заинтересованностью правящей элиты в различных формах терроризма как средстве достижения политических целей во внешней и внутренней политике. Терроризм – удобный инструмент политической борьбы. Терроризм всегда является косвенным потенциально высокоэффективным средством дестабилизации и ослаблении враждебного государства (таким образом, все первые три фактора можно отнести к третьему пункту – ситуативные).

Четвертый фактор (относящийся к макрофакторам) – это миропорядок переходного периода, что способствует дополнительным возможностям самореализации международного терроризма. Упадок глобальных, региональных структур международной безопасности сопровождается расшатыванием и распадом государственных образований. Их место пытаются занять силы, стремящиеся использовать фактор нестабильности и частичной утраты контроля для ускоренного решения собственных задач, как правило, деструктивных.

Террористические организации отличаются высокой организованностью в международном масштабе. Они действуют вне поля международного права, их трудно связать с территорией какой-либо одной страны, они способны осуществлять террористические акты как в развивающихся, так и в развитых странах. Следовательно, проблема терроризма является проблемой международного характера.

Методы и средства современного политического терроризма.

Методы террористической деятельности – совокупность приёмов и способов достижения террористическими организациями и иными субъектами террористической деятельности политических и социальных целей. В основе методов террористической деятельности лежит, прежде всего устрашение или запугивание политических противников, отдельных групп населения путем применения или угроз применения насилия. В зависимости от объектов воздействия и его характера выделяют методы физического, психологического и материального воздействия.

Методы физического воздействия на людей связаны с прямым физическим причинением ущерба жизни, здоровью и свободе людей. Среди них можно выделить противоправное лишение людей жизни, причинение ущерба их здоровью, лишение или ограничение их свободы

Методы психологического воздействия («психологический террор») занимают в террористической деятельности всё большее место. Это объясняется, с одной стороны сущностью террора как метода принуждения и устрашения, а с другой стороны – стремлением в ряде случаев упростить механизм достижения террористических целей, широким распространением политического экстремизма в различных кругах населения. В данную группу методов входят две подгруппы. Первую образуют действия, непосредственно носящие физический характер, но в основном рассчитанные на достижение психологического результата. К ним относятся нападения на определённых лиц, повреждение их имущества и т.д. Вторую подгруппу составляют действия, также носящие по преимуществу демонстративно угрожающий характер, но не связанные с прямым причинением какого-либо физического вреда лицу или его близким. Это, прежде всего угрозы (открытые или анонимные) в адрес должностных лиц, учреждений, организаций, общественных деятелей ит.п. Такие угрозы обычно передаются устно, письменно, по телефону и, как правило, содержат угрозы расправы и других неблагоприятных последствий для адресатов. Террористические организации в определенных случаях могут организовывать целенаправленные и массированные кампании запугивания своих противников или других избранных ими объектов террора путем дальнейшей эскалации террористической деятельности. Для современной политической и оперативной обстановки в странах СНГ и ряде регионов РФ характерно широкое распространение методов «психологического» террора [15].

Методы материального воздействия на неодушевленные объекты разнообразны и связаны главным образом с уничтожением или повреждением объектов этой группы. К ним относятся преимущественно использование взрывчатых и воспламеняющихся веществ, механическое нанесение повреждений или приведение этих объектов в негодность. Другими словами, это, прежде всего взрывы, поджоги, погромы.

Основной метод политического терроризма – шантаж (запугивание) органов власти и населения опасностью гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступлением иных, общественно опасных последствий, осуществляемый в целях нарушения общественной безопасности и оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам [1].

Говоря же про методы, которые используются в самой террористической борьбе, то можно выделить следующие группы:

Первая группа методов предполагает насильственное воздействие с целью физической ликвидации лидеров политической организации противоборствующей стороны. Если при совершении политических убийств террористам удается достичь поставленной цели (прекращения политической деятельности данного лица), то такой признак, как передача требований государству при совершении террористических актов не всегда предусматривается

Вторая группа методов предполагает насильственное воздействие на людской потенциал противоборствующей стороны

Третья группа методов предполагает насильственное воздействие на материальную базу, экологическую среду, информационную среду и Интернет технологии с целью заставить противника к принятию решений, выгодных террористам; дестабилизировать общественно-политическую обстановку.

Четвёртую группу образуют методы морально-психологического давления на противоборствующую сторону, которое обычно проявляется после совершения террористического акта. Преследуется цель принуждения противника к тем или иным решениям посредством демонстрации готовности перейти к более ощутимым террористическим действиям.

Пятая группа методов политического терроризма носит организационный характер. Заключается данный метод в создании экстремистских организационных структур и придании их деятельности террористической направленности.

К средствам террористической деятельности относятся различные устройства, аппараты, машины, орудия и вещества, которые используются для осуществления воздействия на те или иные объекты террора. В целом средства эти разнообразны – это средства либо специально созданные, для решения террористических задач, либо используемые в других областях деятельности. Часто одни и те же средства используются для решения различных задач терроризма.

Основными видами средств террористической деятельности являются:

1) огнестрельное и холодное оружие;

2) химическое и биологическое средства поражения (оружие и вещества);

3) реактивное оружие и минно-взрывные средства;

4) яды

5) бактериологические средства и др.

ПОИСК НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫХ СПОСОБОВ БОРЬБЫ С ПОЛИТИЧЕСКИМ ТЕРРОРИЗМОМ

Методы решения проблемы борьбы с терроризмом в РФ.

Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по:

-предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

-выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);

-минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Общегосударственная система противодействия терроризму

Целью противодействия терроризму в Российской Федерации является защита личности, общества и государства от террористических угроз и проявлений.

Основными задачами в достижении указанных целей являются:

-выявление и устранение факторов, способствующих возникновению и распространению терроризма;

-выявление, предупреждение и пресечение действий лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение преступлений террористического характера и (или) оказание содействия такой деятельности;

-привлечение к ответственности субъектов террористической деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

-пресечение попыток переноса на территорию России деятельности международных террористических организаций, привлечение к этому процессу потенциала международной антитеррористической коалиции;

-постоянное совершенствование ОГСПТ, поддержание в состоянии готовности к использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористических актов и минимизации (ликвидации) их последствий;

-обеспечение антитеррористической защиты объектов террористических посягательств - критической инфраструктуры, жизнеобеспечения и мест массового пребывания людей;

-противодействие распространению идеологии терроризма, осуществление активных информационно-пропагандистских мероприятий антитеррористической направленности.

Общегосударственная система противодействия терроризму (далее - ОГСПТ) представляет собой совокупность организационных структур (субъектов противодействия терроризму), которые в рамках полномочий, установленных законами и изданными на их основе нормативными правовыми актами, осуществляют деятельность по противодействию террористическим угрозам, разрабатывают и реализуют комплекс мер по профилактике террористических угроз, выявлению и пресечению террористической деятельности, минимизации и ликвидации возможных последствий террористических актов [7, с.6-10].

Формы и методы противодействия террористическим проявлениям определяются сложной социально-политической и военной природой терроризма.

Субъектами ОГСПТ являются уполномоченные органы государственной власти, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также отдельные граждане, оказывающие содействие органам государственной власти в осуществлении мероприятий в данной сфере.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством Президент Российской Федерации определяет основные направления государственной политики в области противодействия терроризму; устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, по борьбе с терроризмом; принимает решение в установленном порядке об использовании за пределами территории Российской Федерации формирований Вооруженных Сил Российской Федерации и подразделений специального назначения для борьбы с террористической деятельностью, осуществляемой против Российской Федерации.

Федеральное Собрание Российской Федерации формирует законодательную основу противодействия терроризму на федеральном уровне.

Правительство Российской Федерации определяет компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, в области противодействия терроризму; организует разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений; организует обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму необходимыми силами, средствами и ресурсами.

Федеральные органы исполнительной власти осуществляют деятельность по противодействию терроризму в пределах своих полномочий.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий организуют и осуществляют на территории субъекта Российской Федерации, деятельность по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.

Координацию действий федеральных органов исполнительной власти, антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации, организацию их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями в области противодействия терроризму осуществляет Национальный антитеррористический комитет (далее – НАК).

Координацию деятельности территориальных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в субъектах Российской Федерации осуществляют антитеррористические комиссии субъектов Российской Федерации (далее - АТК) [7, C.6-10].

В целях организации планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также для управления контртеррористическими операциями в составе НАК функционирует Федеральный оперативный штаб (далее – ФОШ), а для управления контртеррористическими операциями в субъектах Российской Федерации – оперативные штабы субъектов Российской Федерации (далее – ОШ).

Для противодействия террористическим угрозам, направленным против российских граждан и учреждений за рубежом, в том числе военных и важных государственных объектов, организации и проведения неотложных действий по реагированию на угрозы террористических актов при дипломатических представительствах создаются кризисные штабы.

При возникновении новых угроз террористических актов в законодательном порядке могут создаваться и иные организационные структуры по противодействию терроризму.

Необходимыми условиями эффективности ОГСПТ являются постоянное и активное участие в противодействии терроризму администрации предприятий, учреждений, а также граждан, общественных объединений, иных институтов гражданского общества и координация их деятельности с субъектами ОГСПТ.

Основными направлениями деятельности системы противодействия терроризму являются:

-силовое противодействие терроризму;

-устранение внутренних источников терроризма;

-противодействие международному терроризму и участие в устранении его источников;

-снижение тяжести последствий террористических атак;

-мониторинг обстановки внутри страны и за ее пределами в целях выявления потенциальных террористических угроз.

Противодействие терроризму в России осуществляется по следующим направлениям:

-профилактика терроризма;

-борьба с терроризмом (выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование террористического акта и иных преступлений террористического характера);

-минимизация и (или) ликвидация последствий террористических актов.

Профилактика терроризма

Под профилактикой терроризма понимается деятельность субъектов ОГСПТ, включающая комплекс мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности.

Профилактика терроризма осуществляется по трем основным направлениям:

-организация и осуществление на системной основе противодействия идеологии терроризма и экстремизма;

-совершенствование антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических устремлений;

-усиление контроля за соблюдением административных, правовых и иных режимов, способствующих противодействию терроризму.

Противодействие идеологии терроризма включает в себя комплекс организационных, социально-политических, информационно-пропагандистских мер по предупреждению распространения в обществе убеждений, идей, настроений, мотивов, установок, направленных на коренное изменение существующих социальных и политических институтов государства.

-Организация деятельности по профилактике терроризма требует обеспечения скоординированной работы органов государственной власти с общественными организациями и объединениями, религиозными структурами, другими институтами гражданского общества и отдельными гражданами.

В заключение нам хотелось бы остановиться на том, что антитеррористическая политика государства должна строиться на следующих основаниях:

1. Совершенствование законодательной и международно-правовой базы по контролю над терроризмом.

2. Сочетание секретности при проведении контртеррористических операций и актов с обеспечением гласности в деятельности правоохранительных органов при профилактике терроризма.

3. Обеспечение полноценных юридических прав всем участникам процессов, связанных с контролем над терроризмом.

4. Осуществление контроля в условиях национальной и международной законности.

5. Взаимодействие правоохранительных органов и специальных подразделений по предупреждению и борьбе с терроризмом.

6. Разработка и использование общих и специальных методов социальной профилактики террористических актов.

7. Использование в предупреждении актов терроризма и международного терроризма достижений правовых, гуманитарных, технических наук.

Действия вооруженных сил РФ в противодействии политическому терроризму.

В Вооруженных Силах Российской Федерации борьба с терроризмом организуется на основании Конституции Российской Федерации, Федерального закона «О борьбе с терроризмом», международных договоров Российской Федерации, распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений правительства Российской Федерации, приказов (директив) Министра обороны Российской Федерации, начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, главнокомандующих видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующих родами войск, войсками военных округов (флотов).

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 06.03.2006 № 35-ФЗ "О борьбе с терроризмом" Министерство обороны Российской Федерации, являясь субъектом, непосредственно участвующим в борьбе с терроризмом, организует взаимодействие с иными субъектами, ведущими борьбу с терроризмом, при решении следующих задач: защиты находящихся на вооружении оружия массового поражения, ракетного и стрелкового оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;

- защиты объектов Министерства обороны Российской Федерации;

-обеспечения безопасности национального морского судоходства, воздушного пространства Российской Федерации;

- проведения контртеррористических операций [1].

При выполнении перечисленных задач функциями органов военного управления являются:

Генеральный штаб ВС РФ - отвечает за:

- планирование и организацию антитеррористической деятельности в ВС РФ;

координацию планирования антитеррористической деятельности в видах ВС, родах войск;-поддержание постоянного взаимодействия с федеральными органами власти, осуществляющими борьбу с терроризмом;

работу представителей ВС РФ в Федеральной антитеррористической комиссии.

Главнокомандующие видами ВС, командующие родов войск - отвечают за планирование и организацию антитеррористической деятельности в видах ВС, родах войск, подготовку войск (сил) к борьбе с терроризмом.

Командующие войсками военных округов (флотами) - отвечают за планирование, организацию и поддержание войск (сил) в постоянной готовности к борьбе с терроризмом, за поддержание постоянного взаимодействия с федеральными органами власти, осуществляющими борьбу с терроризмом, организацию работы в Региональных антитеррористических комиссиях.

Командиры соединений (воинских частей, учреждений), начальники гарнизонов - непосредственно отвечают за планирование, организацию и проведение антитеррористических действий в соединениях (воинских частях, учреждениях) и гарнизонах, их постоянную готовность к борьбе с терроризмом, поддержание на высоком уровне караульной, гарнизонной служб, службы внутреннего наряда, поддержание постоянного взаимодействия с органами федеральной власти и местными органами исполнительной власти.

Взаимодействие с субъектами, ведущими борьбу с терроризмом, осуществляется в целях защиты личности, общества и государства от терроризма, предупреждения, выявления, пресечения террористической деятельности и минимизации ее последствий, выявления и устранения причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности, координации их деятельности для достижения согласованности их действий.

Участие Вооруженных Сил Российской Федерации в проведении контртеррористической операции

Подразделения и воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации привлекаются для участия в проведении контртеррористической операции по решению её руководителя в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Соединения Вооруженных Сил Российской Федерации привлекаются для участия в проведении контртеррористической операции по решению Президента Российской Федерации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Подразделения, воинские части и соединения Вооруженных Сил Российской Федерации, привлеченные для участия в проведении контртеррористической операции, применяют боевую технику, оружие и специальные средства в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 6 марта 2006 г. «О противодействии терроризму» в борьбе с терроризмом Вооруженные Силы Российской Федерации могут применяться для:

• пресечения полетов воздушных судов, используемых для совершения террористического акта либо захваченных террористами;

• пресечения террористических актов во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации, на объектах морской производственной деятельности, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации, а также для обеспечения безопасности национального морского судоходства;

• участия в проведении контртеррористической операции в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;

пресечения международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации [1].

Выполнение Вооруженными Силами Российской Федерации задач по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.

Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами осуществляют пресечение международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации посредством:

• применения вооружения с территории Российской Федерации против находящихся за ее пределами террористов и (или) их баз;

• использования формирований Вооруженных Сил Российской Федерации для выполнения задач по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.

Решение о применении Вооруженными Силами Российской Федерации вооружения с территории Российской Федерации против находящихся за ее пределами террористов и (или) их баз принимается Президентом Российской Федерации.

Решение об использовании за пределами территории Российской Федерации формирований Вооруженных Сил Российской Федерации, применяемых для выполнения задач по пресечению международной террористической деятельности (далее - формирования Вооруженных Сил Российской Федерации), принимается Президентом Российской Федерации на основании соответствующего постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Основными стратегическими задачами, возложенными на Министерство обороны Российской Федерации по противодействию международному терроризму являются:

- анализ поступающей информации о состоянии, динамике и тенденциях распространения международного терроризма;

- выработка предложений о направлениях развития сотрудничества в данном направлении;

- участие в формировании и развитии эффективной системы выявления, предупреждения и пресечения террористических акций, соответствующей оперативной обстановке и тенденциям развития терроризма;

- координация совместной деятельности по недопущению совершения террористических актов на ядерных объектах, а также терактов с использованием средств массового поражения;

- участие в организации мероприятий по ликвидации существующих террористических организации и незаконных вооруженных формирований, перехвату и закрытию каналов незаконного оборота оружия, боеприпасов, расщепляющихся и высокотоксичных материалов;

- проведение согласованных мероприятий по информационному и организационному противодействию формирования у граждан террористических намерений и настроений.

Таким образом, военно-силовое противодействие терроризму в условиях, когда террористические группы активно прибегают к различным формам вооруженной борьбы, представляет собой объективную необходимость. Однако следует помнить, что соответствующие меры позволяют бороться лишь с проявлениями терроризма, но не с его причинами. Деятельность современных государств показывает, что они нацелены на осуществление координации действий всех заинтересованных государственных структур, укрепление сотрудничества в рамках международных организаций, применение наряду с военными мерами комплекса мер политического, экономического, социального характера, направленных на искоренение причин терроризма.

Заключение.

Таким образом, тщательное изучение данной проблемы позволяет сделать вывод о том, что настоящее время политический терроризм превратился сегодня в одну из глобальных проблем современности, разрешение или хотя бы сокращение масштабов которой предполагает совместные действия всего мирового сообщества. Необходим целый комплекс мер политического, экономического, финансового, силового, правового характера для преодоления причин, порождающих терроризм, а также политическая воля лидеров крупнейших государств, для его искоренения. Важно не только не допускать идеологического оправдания террора под знаменами «защиты прав нации», «защиты веры», а наоборот, обеспечить развенчание терроризма всеми силами СМИ.

Не менее важно преодолеть расширительный подход к феномену политического терроризма, в том числе за счет отнесения к нему всех допустимых форм социального протеста, борьбы за интересы государства, войны, партизанской борьбы, фашизма, борьбы больших или малых групп населения в экстремальных условиях (например, в условиях оборонительной войны и т.п.). В связи с этим, необходимо применение существующей системы противодействия, а также разработка новых перспективных методов борьбы с данным социально-политическим явлением. При этом важную роль необходимо отвести Вооружённым Силам как одному из главных институту государства, обладающим различными средствами силового воздействия.

Список использованной литературы.

1. Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ (с изм. и доп). Ст.6-10.

2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015г. № 683.

3. Абдурахманов С.Ш. О сущности терроризма // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 4. С. 190.

4. Алехнович С. Терроризм и антитерроризм: актуальный ракурс // Рос.

исследователь. 2007. № 3. С. 27.

5. Бреев А. В. «Юридическая наука»,№2 2012 с.112-114

6. Васильев Ю.В. 2005. О механизмах оптимизации этнополитических процессов на юге России. — Власть. № 11. С. 67-75.

7. Возженников А.В. 2002. Национальная безопасность России: методология исследования и политика обеспечения. М.: Изд-во РАГС.

8. Глобальные проблемы современности. Автор: Шинковский Ю.А., редактор: Александрова Л.И. C.5

9. Дулимов Е.И., Кислицын С.А., Смоленский М.Б. 2006. Становление гражданского общества и правовой государственности в процессе демократических преобразований в России. Ростов н/Д.

10 Зеленый В.В. «Основные тенденции противодействия терроризму» // Военная мысль//, № 10. 2015г.,с. 3-14.

11. Ляхов Е.Г. «Терроризм и межгосударственные отношения»

12. Перенджиев А.Н. 2007. Антитеррористическая политика современного российского государства: автореф. дис. ... к.полит.н. М. 24 с

13. Современный терроризм. Учебное пособие для ВШ подл общ.ред. проф. Горлоча Н.И., Тербина М.П.- М: Тимченко с 36, 492

14. Терроризм: борьба и проблемы противодействия : учеб. пособие для студентов юридических вузов / под ред. В.Я. Кикотя, Н.Д. Эриашвили. М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2004. С. 36.

15.Терроризм в современном мире / под ред.А. П. Кошкина. – Вып. 5. – Москва: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2015. – 108 с.

16. Тиунов О.И. Правовая матрица противодействия терроризму // Журн. рос. права. 2008. № 8. С.166.

17. Учеб. пособие для 0-75 студ. высш. учеб. заведений / [Я. Д. Вишняков, Г. А. Бондарен-ко, С.Г.Васин, Е.В.Грацианский]; под ред. Я.Д.Вишняко­ва. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — с29.

18. Юшина С.В. Феномен «терроризм» и многообразие проявлений // Изв. высш. учеб. заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки (Социология и политология). 2008 № 4. С. 48.

Просмотров работы: 3878