ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ БАКАЛАВРОВ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ БАКАЛАВРОВ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА

Михайловский М.Н.1Чернова О.П.2Казакова С.Н.1
1Первый МГМУ им. И.М.Сеченова (Сеченовский Университет), г. Москва
2Первый МГМУ им. И.М.Сеченова (Сеченовский Университет), г. Москва,
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В условиях социальных изменений, происходящих в России, когда у людей формируются новые стандарты жизни, обретаются новые смыслы и ценности, изучение ценностных ориентации приобретает особую значимость. Неизбежная переоценка ценностей, их кризис более всего проявляется в сознании человека [6].

Социально-экономические условия предъявляют к современной личности требования сформированности определенного уровня свойств и качеств, лежащих в основе конкурентоспособности, адаптивности к меняющимся внешним условиям. Наиболее эффективно формирование таких качеств, происходит на тех этапах социализации, когда идет активное личностно-профессиональное становление. С этих позиций студенческий возраст является наиболее сензитивным в плане формирования системы ценностных ориентаций. Сформированная позитивная динамическая система ценностных ориентаций позволит молодым людям конструктивно преодолевать кризисы, будет способствовать успешному освоению профессиональной деятельности и личностному росту в целом.

Исследования ценностных ориентаций студентов обусловлены тем, что, во-первых: на этом этапе ценностные ориентации находятся в процессе активного формирования; во-вторых, за время профессионального обучения предоставляется возможность для обретения необходимой устойчивости ценностных ориентаций; в-третьих, в широком социальном аспекте, студенты являются наиболее сознательно активной частью населения, которая в перспективе станет основной, в общественном плане деятельности и ее ценности станут определять ценности общества в будущем [9, 12].

Вузовский этап становления специалиста закладывает основы для нравственного развития, что предполагает дальнейший рост того, что было заложено в подростковом и юношеском возрасте. К окончанию школы у молодежи уже сформированы отношения к явлениям общественной жизни, отношение к самому себе и другим [9].

Существует множество исследований в области ценностных ориентаций в профессиональном становлении разных социальных групп – это дошкольники, школьники, студенты различных учебных заведений, работающие люди, в разных сферах деятельности [1, 2, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13].

Вместе с тем еще не достаточно изучена динамика ценностных ориентаций студентов, в частности бакалавров сестринского дела.

В исследовании И.В.Белашовой, Э.В.Терещенко, Р.Е.Цигановой было выявлено, что мотивация студентов к концу обучения изменяется, и главной для них становится не мотивация в обучении, а мотивация в собственной профессиональной принадлежности, состоящее в выраженности мотива овладения профессией и получения диплома для проверки полученных в вузе знаний и становления себя как специалиста [2].

Терентьева Е.А., исследуя ценностные ориентации студентов педагогического вуза, получила, что на старших курсах большую значимость, чем на младших, имеют ценности профессиональной самореализации, альтруистические ценности и ценности принятия других, и меньшую значимость – ценности межличностного общения, индивидуалистические и этические ценности, а также ценности самоутверждения [13].

В исследовании Евельсон Ю.А. выявлено, что высокая общественная значимость труда медработника, привлекательность внешних сторон труда, привлекательность самой деятельности, направленной на оказание помощи людям и специфики общения медицинского работника с пациентами до поступления в колледж считается у абитуриентов выше, чем когда они стали студентами 1 курса. Интерес к медицинским знаниям по сравнению с абитуриентами у студентов повышается, чему способствует начало углубленного изучения специальных дисциплин (анатомия, физиология, фармакология, микробиология, медицинская генетика и т.д.) [5].

Ветштейн С.С., Молотов-Луганский В.Б., Досмагамбетова Р.С., в исследовании студентов Карагандинского медицинского университета, выявили, что успех в жизни ассоциируется у них со спокойной и финансово независимой жизнью. Самым значимым для всех респондентов оказалось здоровье [3].

Таким образом, анализируя данные исследования, можно сделать вывод, что динамика ценностных ориентаций у студентов меняется от курса к курсу: для первых – это проблемы адаптации, для вторых – проблемы, связанные с завершением учебы и выбором дальнейшего жизненного пути. Так же можно отметить, что такие ценности как семейное благополучие, здоровье, материальный достаток остается, в приоритете при переходе от курса к курсу.

Различными авторами представлено достаточно много классификаций периодов и этапов профессионального становления, но наибольшей интерес для нас представляет период адепта (15-23 лет), процесс обучения профессии. Период обучения в вузе играет важную роль в профессиональном становлении и развитии студентов. В данный период происходит не только ознакомление со спецификой получаемой профессии, приобретение базовых знаний, профессиональных навыков и умений, а также формируется ценностное отношение к профессии, мотивация будущей профессиональной деятельности, в целом идет формирование образа будущей профессии.

Наше исследование проводилось в 2016 г. на базе Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М.Сеченова, на факультете высшего сестринского образования и психолого-социальной работы. Экспериментальная выборка составила 45 респондентов в возрасте 17-40 лет, которые обучались по направлению «Сестринское дело» (бакалавриат).

Для исследования ценностных ориентаций у бакалавров сестринского дела, были использованы следующие методы: эмпирические (методика Рокича, СЖО Леонтьева); математико-статистические (U-критерия Манна-Уитни).

При анализе динамики ценностных ориентаций у бакалавров сестринского дела независимо от курса студенты выделяют наиболее значимые ценности, здоровье и счастливая семейная жизнь, совершенно не значимые для них оказались такие ценности как красота природы, счастье других, возможность творческой деятельности.

Студенты 1 курса высоко оценивают «Свободу и самостоятельность», но такая ценность как «Красота природы и искусства» их интересует меньше всего. Для студентов 3 курса наиболее значимые ценности оказались «Материально обеспеченная жизнь и уверенность в себе», но совершенно не значимые «Счастье», «Благосостояние», «Совершенствование других людей» и «Красота природы». Студенты 4 курса отдают предпочтение «Интересной работе» и «Счастливой семейной жизни», но возможности «Творческой деятельности» и «Развлечениям» дают всего лишь 17 и 16 ранг соответственно.

Результаты исследования показали, что «Потребность в здоровье» занимает ведущее место в иерархии жизненных ценностей. «Счастливая семейная жизнь» заняла второе место. Третье место делят такие ценности как «Любовь (духовная, физическая близость с близким человеком)», «Уверенность в себе». Хотелось бы отметить, что такие ценности как «Развлечения» и «Наличие хороших верных друзей» утратили свою значимость к 4-му курсу. А вот «Интересная работа» к 4-му курсу стала более значимой ценностью.

В зависимости от курса обучения у студентов меняются взгляды на жизнь, если на первом курсе на первые места ставили «Свободу и независимость», то на 4 курсе для них уже важнее «Интересная работа» и «Счастливая семейная жизнь». Потребность в счастливой семейной жизни у большего количества испытуемых объясняется тем, что основную часть студентов составляют женщины – хранительницы семейного очага. У многих из них есть свои семьи и дети, а многие только собираются создать свою семью.

Для 3-го курса важной ценностью является «Уверенность в себе» и «Материально обеспеченная жизнь». Это можно объяснить тем, что в этот период, выходя на практику, некоторые студенты начинают работать и начинают познавать цену деньгам, а студенты младшего курса в основном живут на деньги родителей.

При анализе инструментальных ценностей у бакалавров сестринского дела было выявлено, что для всех курсов более значимой ценностью является «Образованность», и менее важной – «Непримиримость к недостаткам в себе и других». Студенты 1 и 4 курса высоко оценивают «Воспитанность» и «Жизнерадостность», но такие ценности как «Высокие запросы к жизни» и «Непримиримость к себе и другим» являются менее значимыми. Студенты 3 курса на первое место поставили «Высокие требования к жизни», а такую ценность как «Умение понять чужую точку зрения» оценили достаточно низко. «Эффективность в делах (трудолюбие)», по сравнению с первым курсом к 4-му курсу, повысила свою значимость, но «Высокие запросы к жизни» утратила свою значимость. Ведущее место в иерархии жизненных ценностей занимает «Образованность» и «Честность», далее – «Воспитанность», «Жизнерадостность» и «Ответственность». Все эти ценности присущи людям относящимся к профессии типа «человек-человек».

Таким образом, на протяжении всего обучения некоторые ценности имеют относительно стабильный результат, а остальные ценности с годами изменяются, приобретая или теряя значимость, что, скорее всего, зависит от социально-экономических условий и собственных жизненных целей.

Тест СЖО позволил оценить «источник» смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни.

При анализе смысложизненых ориентаций у студентов всех курсов значения находятся в пределах нормы, только уровни выраженности на разных курсах отличаются. Уровень выраженности цели в жизни у 1 и 4-го курсов выше, также выше показатель субшкалы «Процесс жизни» у 4 курса, что может говорить о насыщенности жизни респондентов, т.е., испытуемые воспринимают процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. По субшкалам «Результативность жизни или удовлетворённость самореализацией», «Локус контроля – Я (Я – хозяин жизни)» и «Локус контроля – жизнь или управляемость жизни» показатели у студентов 4 курса выше. Они считают свою жизнь более продуктивной и осмысленной, представляют себя сильными личностями, обладающими достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями, убеждены, в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь, и жизнь человека подвластна сознательному контролю.

Можно сделать вывод, о том, что независимо от курса студенты считают себя сильной личностью, у них имеются свои цели и намерения в жизни, свою жизнь они считают достаточно продуктивной, интересной и осмысленной. Но уровень выраженности всех этих целей у 4-го курса несколько выше, хотя и находятся в пределах нормативных значений.

При выявлении статистически значимых различий терминальных и инструментальных ценностей было выявлено, что больше всего различий имеет 3-й курс, что, скорее всего, можно объяснить тем, что 3-й курс находиться на промежуточном этапе и пока они вполне вероятно не могут для себя определить наиболее значимые ценности. Что касается смысложизненных ориентаций, значимо отличается 4-й курс, то студенты выпускного курса в большей степени осознают свои цели, процесс и результаты жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема человеческих ценностей относится к числу важнейших для любой науки, занимающейся человеком и обществом. Для выявления специфических особенностей ценностных ориентаций особое значение приобретает изучение ценностной парадигмы современной студенческой молодежи, дающее представление о наиболее значимых нормах и ценностях и их динамике. Исследования ценностных ориентаций студентов обусловлены тем, что: на этом этапе ценностные ориентации находятся в процессе активного формирования; за время профессионального обучения предоставляется возможность для обретения необходимой устойчивости ценностных ориентаций; в широком социальном аспекте, студенты являются наиболее сознательно активной частью населения, которая в перспективе станет основной, в общественном плане деятельности и ее ценности станут определять ценности общества в будущем.

Процесс ценностного самоопределения бакалавров сестринского дела, становление их системы ценностных ориентаций, особенно необходимо в системе «человек-человек», где главное содержание труда сводится к взаимодействию между людьми, так как основной их деятельностью является оказание помощи людям.

Методы, используемые, для исследования ценностных ориентаций бакалавров сестринского дела позволили изучить индивидуальные и групповые значимые ценности, определяющие наиболее общие ориентиры их жизнедеятельности.

Наиболее значимые ценности (независимо от курса) для студентов: здоровье, счастливая семейная жизнь, образованность. Незначимые ценности: красота природы и искусства, счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей), творчество (возможность творческой деятельности), непримиримость к недостаткам в себе и других.

На протяжении всего обучения некоторые ценности имеют относительно стабильный результат, а остальные ценности с годами меняются, приобретая или теряя значимость: жизненная мудрость, интересная работа, наличие хороших и верных друзей, развлечения, свобода, независимость, эффективность в делах, заботливость. Это, скорее всего, зависит от социально-экономических условий, каких-то собственных жизненных целей студентов.

Не зависимо от курса обучения студенты считают себя сильной личностью, у которой имеются свои цели и намерения в жизни, свою жизнь они считают достаточно продуктивной, интересной и осмысленной, но выраженности всех этих целей у выпускных курсов выше.

Результаты проведенного нами исследования, могут быть использованы психологами, педагогами в средних медицинских учебных заведениях в составлении программ обеспечивающих формирования учебно-воспитательного процесса. С целью ценностного отношения к процессу обучения и предстоящей профессиональной деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Ахияров К.Ш. Формирование ценностных ориентаций будущих учителей // Педагогика. 2002. - N 3. -С. 50-54.

2. Бобер Е.А. Моделирование процесса становлений профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 527-529.

3. Ветштейн С.С., Молотов-Луганский В.Б., Досмагамбетова Р.С. Ценностные ориентации студентов медицинского университета // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – №8. – С. 38-42.

4. Гурова Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентации // Педагогика, 2000. – № 10. C. 32-38.

5. Евельсон Ю.А. Ценностные ориентации студентов 1 курса медицинского колледжа // Среднее профессиональное образование. – 2010. – № 2. – С. 41-44.

6. Кузнецов А.Г. Ценностные ориентации современной молодежи. – Саратов: СВШ МВД РФ, 1995. – 139 с.

7. Кузнецов, А.Г. Динамика ценностных ориентаций российской молодёжи / Дис. … канд. социол. наук. – М., 1995. – 254 с.

8. Кон И.С. Социология личности. – М.: Политиздат, 1967. – 383 с.

9. Ладыгина Е.Е., Михайловский М.Н. Профессиональное становление сестринского персонала в процессе обучения // Медицинская сестра. – 2015. – №5. – С.47-48.

10. Михайловский М.Н. Учебно-профессиональная установка в системе интегрированного образования: Монография. – Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. – 174 с.

11. Михайловский М.Н. Особенности учебно-профессиональной установки будущих бакалавров сестринского дела // Педагогика и современность. – 2015. – №2 (16). – С. 91-93.

12. Суспицына И.Ю. Ценностные ориентации медицинского персонала // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – №4. – С.151–153.

13. Терентьева Е.А. Ценностные ориентации студентов пед. Вузов / V Международная студенческая электронная научная конференция, 2013 http://www.scienceforum.ru/2013/304/5567.

Просмотров работы: 129