Социально-экономические условия предъявляют к современной личности требования сформированности определенного уровня свойств и качеств, лежащих в основе конкурентоспособности, адаптивности к меняющимся внешним условиям. Наиболее эффективно формирование таких качеств, происходит на тех этапах социализации, когда идет активное личностно-профессиональное становление. С этих позиций студенческий возраст является наиболее сензитивным в плане формирования системы ценностных ориентаций. Сформированная позитивная динамическая система ценностных ориентаций позволит молодым людям конструктивно преодолевать кризисы, будет способствовать успешному освоению профессиональной деятельности и личностному росту в целом.
Исследования ценностных ориентаций студентов обусловлены тем, что, во-первых: на этом этапе ценностные ориентации находятся в процессе активного формирования; во-вторых, за время профессионального обучения предоставляется возможность для обретения необходимой устойчивости ценностных ориентаций; в-третьих, в широком социальном аспекте, студенты являются наиболее сознательно активной частью населения, которая в перспективе станет основной, в общественном плане деятельности и ее ценности станут определять ценности общества в будущем [9, 12].
Вузовский этап становления специалиста закладывает основы для нравственного развития, что предполагает дальнейший рост того, что было заложено в подростковом и юношеском возрасте. К окончанию школы у молодежи уже сформированы отношения к явлениям общественной жизни, отношение к самому себе и другим [9].
Существует множество исследований в области ценностных ориентаций в профессиональном становлении разных социальных групп – это дошкольники, школьники, студенты различных учебных заведений, работающие люди, в разных сферах деятельности [1, 2, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13].
Вместе с тем еще не достаточно изучена динамика ценностных ориентаций студентов, в частности бакалавров сестринского дела.
В исследовании И.В.Белашовой, Э.В.Терещенко, Р.Е.Цигановой было выявлено, что мотивация студентов к концу обучения изменяется, и главной для них становится не мотивация в обучении, а мотивация в собственной профессиональной принадлежности, состоящее в выраженности мотива овладения профессией и получения диплома для проверки полученных в вузе знаний и становления себя как специалиста [2].
Терентьева Е.А., исследуя ценностные ориентации студентов педагогического вуза, получила, что на старших курсах большую значимость, чем на младших, имеют ценности профессиональной самореализации, альтруистические ценности и ценности принятия других, и меньшую значимость – ценности межличностного общения, индивидуалистические и этические ценности, а также ценности самоутверждения [13].
В исследовании Евельсон Ю.А. выявлено, что высокая общественная значимость труда медработника, привлекательность внешних сторон труда, привлекательность самой деятельности, направленной на оказание помощи людям и специфики общения медицинского работника с пациентами до поступления в колледж считается у абитуриентов выше, чем когда они стали студентами 1 курса. Интерес к медицинским знаниям по сравнению с абитуриентами у студентов повышается, чему способствует начало углубленного изучения специальных дисциплин (анатомия, физиология, фармакология, микробиология, медицинская генетика и т.д.) [5].
Ветштейн С.С., Молотов-Луганский В.Б., Досмагамбетова Р.С., в исследовании студентов Карагандинского медицинского университета, выявили, что успех в жизни ассоциируется у них со спокойной и финансово независимой жизнью. Самым значимым для всех респондентов оказалось здоровье [3].
Таким образом, анализируя данные исследования, можно сделать вывод, что динамика ценностных ориентаций у студентов меняется от курса к курсу: для первых – это проблемы адаптации, для вторых – проблемы, связанные с завершением учебы и выбором дальнейшего жизненного пути. Так же можно отметить, что такие ценности как семейное благополучие, здоровье, материальный достаток остается, в приоритете при переходе от курса к курсу.
Различными авторами представлено достаточно много классификаций периодов и этапов профессионального становления, но наибольшей интерес для нас представляет период адепта (15-23 лет), процесс обучения профессии. Период обучения в вузе играет важную роль в профессиональном становлении и развитии студентов. В данный период происходит не только ознакомление со спецификой получаемой профессии, приобретение базовых знаний, профессиональных навыков и умений, а также формируется ценностное отношение к профессии, мотивация будущей профессиональной деятельности, в целом идет формирование образа будущей профессии.
Наше исследование проводилось в 2016 г. на базе Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М.Сеченова, на факультете высшего сестринского образования и психолого-социальной работы. Экспериментальная выборка составила 45 респондентов в возрасте 17-40 лет, которые обучались по направлению «Сестринское дело» (бакалавриат).
Для исследования ценностных ориентаций у бакалавров сестринского дела, были использованы следующие методы: эмпирические (методика Рокича, СЖО Леонтьева); математико-статистические (U-критерия Манна-Уитни).
При анализе динамики ценностных ориентаций у бакалавров сестринского дела независимо от курса студенты выделяют наиболее значимые ценности, здоровье и счастливая семейная жизнь, совершенно не значимые для них оказались такие ценности как красота природы, счастье других, возможность творческой деятельности.
Студенты 1 курса высоко оценивают «Свободу и самостоятельность», но такая ценность как «Красота природы и искусства» их интересует меньше всего. Для студентов 3 курса наиболее значимые ценности оказались «Материально обеспеченная жизнь и уверенность в себе», но совершенно не значимые «Счастье», «Благосостояние», «Совершенствование других людей» и «Красота природы». Студенты 4 курса отдают предпочтение «Интересной работе» и «Счастливой семейной жизни», но возможности «Творческой деятельности» и «Развлечениям» дают всего лишь 17 и 16 ранг соответственно.
Результаты исследования показали, что «Потребность в здоровье» занимает ведущее место в иерархии жизненных ценностей. «Счастливая семейная жизнь» заняла второе место. Третье место делят такие ценности как «Любовь (духовная, физическая близость с близким человеком)», «Уверенность в себе». Хотелось бы отметить, что такие ценности как «Развлечения» и «Наличие хороших верных друзей» утратили свою значимость к 4-му курсу. А вот «Интересная работа» к 4-му курсу стала более значимой ценностью.
В зависимости от курса обучения у студентов меняются взгляды на жизнь, если на первом курсе на первые места ставили «Свободу и независимость», то на 4 курсе для них уже важнее «Интересная работа» и «Счастливая семейная жизнь». Потребность в счастливой семейной жизни у большего количества испытуемых объясняется тем, что основную часть студентов составляют женщины – хранительницы семейного очага. У многих из них есть свои семьи и дети, а многие только собираются создать свою семью.
Для 3-го курса важной ценностью является «Уверенность в себе» и «Материально обеспеченная жизнь». Это можно объяснить тем, что в этот период, выходя на практику, некоторые студенты начинают работать и начинают познавать цену деньгам, а студенты младшего курса в основном живут на деньги родителей.
При анализе инструментальных ценностей у бакалавров сестринского дела было выявлено, что для всех курсов более значимой ценностью является «Образованность», и менее важной – «Непримиримость к недостаткам в себе и других». Студенты 1 и 4 курса высоко оценивают «Воспитанность» и «Жизнерадостность», но такие ценности как «Высокие запросы к жизни» и «Непримиримость к себе и другим» являются менее значимыми. Студенты 3 курса на первое место поставили «Высокие требования к жизни», а такую ценность как «Умение понять чужую точку зрения» оценили достаточно низко. «Эффективность в делах (трудолюбие)», по сравнению с первым курсом к 4-му курсу, повысила свою значимость, но «Высокие запросы к жизни» утратила свою значимость. Ведущее место в иерархии жизненных ценностей занимает «Образованность» и «Честность», далее – «Воспитанность», «Жизнерадостность» и «Ответственность». Все эти ценности присущи людям относящимся к профессии типа «человек-человек».
Таким образом, на протяжении всего обучения некоторые ценности имеют относительно стабильный результат, а остальные ценности с годами изменяются, приобретая или теряя значимость, что, скорее всего, зависит от социально-экономических условий и собственных жизненных целей.
Тест СЖО позволил оценить «источник» смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни.
При анализе смысложизненых ориентаций у студентов всех курсов значения находятся в пределах нормы, только уровни выраженности на разных курсах отличаются. Уровень выраженности цели в жизни у 1 и 4-го курсов выше, также выше показатель субшкалы «Процесс жизни» у 4 курса, что может говорить о насыщенности жизни респондентов, т.е., испытуемые воспринимают процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. По субшкалам «Результативность жизни или удовлетворённость самореализацией», «Локус контроля – Я (Я – хозяин жизни)» и «Локус контроля – жизнь или управляемость жизни» показатели у студентов 4 курса выше. Они считают свою жизнь более продуктивной и осмысленной, представляют себя сильными личностями, обладающими достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями, убеждены, в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь, и жизнь человека подвластна сознательному контролю.
Можно сделать вывод, о том, что независимо от курса студенты считают себя сильной личностью, у них имеются свои цели и намерения в жизни, свою жизнь они считают достаточно продуктивной, интересной и осмысленной. Но уровень выраженности всех этих целей у 4-го курса несколько выше, хотя и находятся в пределах нормативных значений.
При выявлении статистически значимых различий терминальных и инструментальных ценностей было выявлено, что больше всего различий имеет 3-й курс, что, скорее всего, можно объяснить тем, что 3-й курс находиться на промежуточном этапе и пока они вполне вероятно не могут для себя определить наиболее значимые ценности. Что касается смысложизненных ориентаций, значимо отличается 4-й курс, то студенты выпускного курса в большей степени осознают свои цели, процесс и результаты жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема человеческих ценностей относится к числу важнейших для любой науки, занимающейся человеком и обществом. Для выявления специфических особенностей ценностных ориентаций особое значение приобретает изучение ценностной парадигмы современной студенческой молодежи, дающее представление о наиболее значимых нормах и ценностях и их динамике. Исследования ценностных ориентаций студентов обусловлены тем, что: на этом этапе ценностные ориентации находятся в процессе активного формирования; за время профессионального обучения предоставляется возможность для обретения необходимой устойчивости ценностных ориентаций; в широком социальном аспекте, студенты являются наиболее сознательно активной частью населения, которая в перспективе станет основной, в общественном плане деятельности и ее ценности станут определять ценности общества в будущем.
Процесс ценностного самоопределения бакалавров сестринского дела, становление их системы ценностных ориентаций, особенно необходимо в системе «человек-человек», где главное содержание труда сводится к взаимодействию между людьми, так как основной их деятельностью является оказание помощи людям.
Методы, используемые, для исследования ценностных ориентаций бакалавров сестринского дела позволили изучить индивидуальные и групповые значимые ценности, определяющие наиболее общие ориентиры их жизнедеятельности.
Наиболее значимые ценности (независимо от курса) для студентов: здоровье, счастливая семейная жизнь, образованность. Незначимые ценности: красота природы и искусства, счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей), творчество (возможность творческой деятельности), непримиримость к недостаткам в себе и других.
На протяжении всего обучения некоторые ценности имеют относительно стабильный результат, а остальные ценности с годами меняются, приобретая или теряя значимость: жизненная мудрость, интересная работа, наличие хороших и верных друзей, развлечения, свобода, независимость, эффективность в делах, заботливость. Это, скорее всего, зависит от социально-экономических условий, каких-то собственных жизненных целей студентов.
Не зависимо от курса обучения студенты считают себя сильной личностью, у которой имеются свои цели и намерения в жизни, свою жизнь они считают достаточно продуктивной, интересной и осмысленной, но выраженности всех этих целей у выпускных курсов выше.
Результаты проведенного нами исследования, могут быть использованы психологами, педагогами в средних медицинских учебных заведениях в составлении программ обеспечивающих формирования учебно-воспитательного процесса. С целью ценностного отношения к процессу обучения и предстоящей профессиональной деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ахияров К.Ш. Формирование ценностных ориентаций будущих учителей // Педагогика. 2002. - N 3. -С. 50-54.
2. Бобер Е.А. Моделирование процесса становлений профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 527-529.
3. Ветштейн С.С., Молотов-Луганский В.Б., Досмагамбетова Р.С. Ценностные ориентации студентов медицинского университета // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – №8. – С. 38-42.
4. Гурова Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентации // Педагогика, 2000. – № 10. C. 32-38.
5. Евельсон Ю.А. Ценностные ориентации студентов 1 курса медицинского колледжа // Среднее профессиональное образование. – 2010. – № 2. – С. 41-44.
6. Кузнецов А.Г. Ценностные ориентации современной молодежи. – Саратов: СВШ МВД РФ, 1995. – 139 с.
7. Кузнецов, А.Г. Динамика ценностных ориентаций российской молодёжи / Дис. … канд. социол. наук. – М., 1995. – 254 с.
8. Кон И.С. Социология личности. – М.: Политиздат, 1967. – 383 с.
9. Ладыгина Е.Е., Михайловский М.Н. Профессиональное становление сестринского персонала в процессе обучения // Медицинская сестра. – 2015. – №5. – С.47-48.
10. Михайловский М.Н. Учебно-профессиональная установка в системе интегрированного образования: Монография. – Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. – 174 с.
11. Михайловский М.Н. Особенности учебно-профессиональной установки будущих бакалавров сестринского дела // Педагогика и современность. – 2015. – №2 (16). – С. 91-93.
12. Суспицына И.Ю. Ценностные ориентации медицинского персонала // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – №4. – С.151–153.
13. Терентьева Е.А. Ценностные ориентации студентов пед. Вузов / V Международная студенческая электронная научная конференция, 2013 http://www.scienceforum.ru/2013/304/5567.