АНАЛИЗ ТИПОВ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

АНАЛИЗ ТИПОВ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ

Аношина А.С. 1, Мищенко И.В. 2
1Северный (Арктический) федеральный университет, ВШЭУиП, 1 курс
2Северный (Арктический) федеральный университет, ВШПиПО
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Понятие конфликта одинаково часто встречается как в науке, так и в обыденной жизни. В зависимости от ситуации это понятие приобретает свой специфический смысл. Само слово «конфликт» происходит от латинского «conflictus» и означает столкновение. В психологии под конфликтом чаще всего понимается актуализированное противостояние, столкновение противоположных интересов, позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия. Точного определения понятия не существует, по причине наличия множества дисциплинарных подходов к его дифференциации, а так же чрезвычайно широкого разнообразия самих конфликтов [2].

По мнению составителей «Grolier Multimedia Encyclopedia», понятие «конфликт» синонимично таким понятиям как спор, соперничество, единоборство, борьбу, скандал [3].

Одна из основных проблем в исследовании конфликтов сводится к вопросу о причинах и факторах, которые обуславливают возникновение конфликтных ситуаций. Кроме того, не маловажным является анализ предпосылок перерастания спорных ситуаций в конфликты, а также типов поведения людей в конфликтных ситуациях.

Для исследования типов поведения людей в конфликтных ситуациях нами был использован тест Томаса «Стиль конфликтного поведения». Объектом исследования стали студенты 4 курса Высшей Школы Экономики, Управления и Права. Возраст респондентов составил 20-21 год. Объем выборки - 30 человек, из них 4 юношей и 26 девушек.

Использование теста К. Томаса позволяет выявить, насколько человек склонен к соперничеству или сотрудничеству в группе, в команде, стремится к компромиссам и избегает конфликтов или, наоборот, идет на их обострение. Использованная нами методика была разработана американским социальным психологом К. Томасом в 1973 и первоначально предназначалась для определения способов реагирования на конфликтные ситуации. В России тест Томаса был адаптирован исследователем Н.В. Гришиной.

Подход К. Томаса к изучению конфликтных явлений базируется на изменении традиционного отношения к конфликтам. По его мнению, на ранних этапах изучения конфликтов широко распространенной была идея о том, что конфликт можно и необходимо разрешать или элиминировать. Целью разрешения конфликтов было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, в котором люди находятся в полной гармонии. В последнее время произошли изменения в отношении к этому аспекту исследования конфликтов. По мнению К. Томаса, есть два обстоятельства, способствовавшие этому. Во-первых, это - осознание тщетности усилий по полной элиминации конфликтов. Во-вторых, увеличение числа исследований, указывающих на позитивные функции конфликтов. Исходя из этого, автор сделал вывод о том, что внимание исследователей должно быть перенесено с элиминирования конфликтов на управление ими.

С целью описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях, в опроснике Томаса применяется двумерная модель, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в ситуацию, и напористость, для которой характерен акцент на собственных интересах. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:

- соперничество (конкуренция), которая была описана автором в качестве стремления добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

- приспособление, подразумевающее принесение в жертву собственных интересов ради другого;

- компромисс, как срединная позиция между первым и вторым пунктами;

- избегание, как реакция отсутствия стремления к кооперации, так и отсутствия тенденции к достижению собственных целей;

- сотрудничество, т.е. ситуация когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон [1].

Опросник К. Томаса содержит 30 пар высказываний описывающих варианты возможного поведения в конфликтных ситуациях. Каждый вопрос имеет два варианта: А и Б. Цель респондентов состоит в том, чтобы выбрать более характерный для их поведения вариант ответа.

В результате проведенного нами исследования были получены следующие результаты, представленные на диаграмме:

Рисунок 1 – диаграмма «Распределение опрошенных по типам поведения в конфликте»

1. Соперничество.

Соперничество, представляет собой наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах. Данная поведенческая модель выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб интересов других. По результатам тестирования к данному типу мы отнесли 23% из числа респондентов.

2. Сотрудничество.

Поведенческая модель сотрудничества подразумевает, что участники конфликтной ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Позитивное взаимодействие, в котором цели и интересы участников совпадают либо достижение целей одних участников возможно только через обеспечение интересов и устремлений других его участников. Только 7% респондентов относятся к данному типу.

3. Компромисс.

Среди респондентов готовыми поступиться своими интересами и частично учесть интересы других людей, стали 33% опрошенных.

4. Избегание.

Пассивная стратегия избегания, при которой отсутствует стремление, как к кооперации, так и к достижению собственных целей, стала привлекательна для 10% из числа опрошенных.

5. Приспособление.

Приспособление, как поведенческая модель в конфликтной ситуации, является противоположностью соперничеству. Приспособление подразумевает принесение собственных интересов в жертву ради другого. К данному типу относятся 10% опрошенных.

В результате тестирования было выявлено, что 17% из числа респондентов прибегают к смешанным способам регулирования конфликта. Они одновременно сочетают в себе черты нескольких типов.

Исходя из результатов нашего исследования, можно сделать вывод, что большинство опрошенных предпочитают компромиссное регулирование конфликта. Такие результаты могут быть, с одной стороны свидетельством того, что большинство опрошенных стремятся решить конфликтную ситуацию на основе если не уважения, то хотя бы признания интересов оппонента. С другой стороны, решение конфликтной ситуации методом компромисса, не означает устранение причины конфликта. Практика человеческих взаимоотношений показывает, что существование компромисса зависит от того, насколько компромисс удовлетворяет стороны конфликта. Иными словами, компромисс, как решение, возможен до тех пор, пока он удобен обеим сторонам. Таким образом, компромисс, может оказаться комбинацией избегания решения проблемы, сотрудничества в ее решении, определенного приспособления к ситуации, а также латентного соперничества, которое однажды, несомненно, проявит себя в новом витке конфликтной ситуации.

Автор примененной нами методики К. Томас, рассуждая о возможных поведенческих моделях в конфликтных ситуациях, считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха. При таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, по мнению К. Томаса или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 544 с: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

2. Дойч, М Разрешение конфликта (Конструктивные и деструктивные процессы) // Социально-политический журнал. 1997. №1.С. 202-212 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://read.virmk.ru/d/Doich.htm.

3. Grolier Multimedia Encyclopedia [Электронный ресурс] Режим доступа: http://auth.grolier.com/login/go_login_page.html?bffs=N.

Просмотров работы: 1099