ИЗОБРЕТЕНИЕ В. Г. ШУХОВА (1853-1939) И СОВРЕМЕННЫЙ ПРЕДМЕТНЫЙ ДИЗАЙН - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ИЗОБРЕТЕНИЕ В. Г. ШУХОВА (1853-1939) И СОВРЕМЕННЫЙ ПРЕДМЕТНЫЙ ДИЗАЙН

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На данный момент выделяют четыре актуальные тенденции, которые наиболее актуальны в современном промышленном дизайне: экология и природа, дизайн как арт-объект, цифровые технологии, историческое наследие (из лекции Альберто Костабелло в рамках Moscow Design Week).

В направлении экология и природа происходит вторичное использование материала. Эко-дизайн направлен на защиту окружающей среды на всём протяжении жизненного цикла изделия. В пример можно привести люстру Meshmatics Chandelier, дизайнер Rick Tegelaar, 2015г (Рис 1). База конструкции - это промышленные отходы - железная сетка, натянутая на обручи различных поперечников, и древесные отходы.

Рис. 1. Люстра Meshmatics Chandelier, дизайнер Rick Tegelaar, 2015г.

В направлении дизайн как арт-объект основным качеством, которым обладают дизайн-объекты - это сильная художественная составляющая, которая основана на принципах чистого искусства. Кресло дизайнера Патрисии Уркиола (Patricia Urquiola) и стул Ligeira дизайнера Рикардо Карнейро (Рис 2) являются яркой иллюстрации данного направления. .

Рис.2. Кресло дизайнера Патрисии Уркиола

Цифровые технологии стали неотъемлемой частью в различных областях дизайна. С их помощью стало возможным создание сложных форм, а также сетчатых сложных поверхностей, которые не удавалось создать с помощью других способов производства.

Рис 3. Стул Durotaxis, дизайнер Алвин Хуанг, студия Synthesis Design для Stratasys (3д-печать).

В современном промышленном дизайне объекты проектируются с учетом достижения максимальной экономии материала; снижении трудоемкости при воплощении проекта; быстроте и простоте производства, а, следовательно, экономии времени. Структурные конструкции обладают широкими возможностями формообразования, что достигается применением многократно повторяемых однотипных элементов. Отвечая требованиям легкости и прочности, структуры представляют собой новый «аналитический строительный материал» в отличие от реального конструктивного материала, который не несет в себе феномена формы. Все выше перечисленные принцы стремился учесть в своих проектах В. Г. Шухов (1853-1939), что дает возможность провести аналогии с его конструкциями. Он является изобретателем первых в мире гиперболоидных конструкций и металлических сетчатых оболочек строительных конструкций.

Гиперболоидные конструкции [3, 78с.] - сооружения в форме гиперболоида вращения или гиперболического параболоида (гипар)[1]. Такие конструкции, несмотря на свою кривизну, строятся из прямых балок (привилегия Российской Империи № 1896 от 12.03.1899. Кл. 37f,15/28). На Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году В.Г. Шуховым (1853-1939) была представлена водонапорная башня, которая являлась первой в мире гиперболоидной конструкцией. [2]

Рис. 4. В.Г. Шухов. Водонапорная башня гиперболоидного типа. 1896г.

Структурные конструкции находят сейчас широкое применение, а в архитектурно-строительной практике и дизайне. Сетчатые покрытия для зданий [3, 28с.] - многократно повторяющиеся и пересекающиеся в виде четырёхугольников прямых несущих элементов, работающих на растяжение или сжатие, с висячей и выпуклой формой покрытия (привилегия Российской Империи № 1894 от 12.03.1899. Кл. 37а, 7/14). Данная конструкция была установлена как перекрытие центральной части круглого павильона Инженерно-строительного отдела XVI Всероссийской художественно-промышленной выставки 1896г., выполненное в виде вогнутой внутрь чаши диаметром 25 м.

Рис. 5. В.Г. Шухов. Перекрытие центральной части круглого павильона Инженерно-строительного отдела XVI Всероссийской художественно-промышленной выставки 1896г.

К настоящему времени можно говорить о том, что идеи В.Г. Шухова (1853-1939) нашли отклик в промышленном дизайне. Рассмотрим, в каких конкретных объектах прослеживаются его идеи.

Кресло Parabola (нержавеющая сталь, 710х970х930 мм, бюро Сarlo Aiello Design Studio, Лос-Анджелес, 2013г). В основу дизайна легла форма - гиперболический параболоид. Кресло просто в изготовлении, так как состоит из прямых прутьев, которые образуют поверхность.

Рис.6. Нержавеющая сталь, 710х970х930 мм, бюро Сarlo Aiello Design Studio, Лос-Анджелес, 2013г.

Следующий пример: стул R-shell (нержавеющая сталь, стеклопластик, 690x850x750 мм, производитель, дизайнер Eva Chou, 2014г). Сосредоточив внимание на преимуществе механики и методов гиперболической параболоидной оболочки, автор проекта использовала его в дизайне стула.

Рис.7.нержавеющая сталь, стеклопластик, 690x850x750 мм, производитель, дизайнер Eva Chou, 2014г.

Проект "Светильник Гиперболоид" (березовая фанера, шпон различных пород дерева, 1500х600х600 мм, Marko Studio, Россия, Чебоксары, 2014г) и вовсе демонстрирует получение однополостного гиперболоида путем вращения прямой скрещиваемой с осью. Именно такой принцип был применен в водонапорной башне инженера Шухова.

Рис.8. Проект "Светильник Гиперболоид" (березовая фанера, шпон различных пород дерева, 1500х600х600 мм, Marko Studio, Россия, Чебоксары, 2014г)

Заключение: Сетчатые конструкции и гиперболоидные башни получили высокую популярность благодаря ряду преимуществ: прочность и надежность металлических конструкций при относительно малой их массе; высокая несущая способность сетчатой поверхности и в случае сосредоточенных нагрузок; [3,28c] значительное упрощение изготовления и сокращение сроков строительства благодаря наличию одинаковых конструктивных элементов, а так же это возможность формообразования новых архитектурных и сложных скульптурных форм, и возможность создавать любую кривизну поверхности. И именно поэтому данные конструкции Владимира Григорьевича Шухова становятся актуальными, и находят свое место в современной архитектуре и промышленном дизайне.

Литература.

1.Худяков П.К. Новые типы металлических и деревянных покрытий для зданий по системе инженера В.Г.Шухова // Технический сборник и вестник промышленности. 1896. №5. С.172

2. Хан-Магомедов С. О. Владимир Шухов. — М.: Фонд «Русский авангард», 2010. — 192 с.

3. В. Г. Шухов (1853—1939). Искусство конструкции. / Райнер Грефе, Оттмар Перчи, Ф. В. Шухов, М. М. Гаппоев и др. — М.: Мир, 1994. — 192 с.

4. Шухов В. Г., Избранные труды, том 1, «Строительная механика», 192 стр., под ред. А. Ю. Ишлинского, Академия наук СССР, Москва, 1977.

5. Шухов В. Г., Избранные труды, том 2, «Гидротехника», 222 стр., под ред. А. Е. Шейндлина, Академия наук СССР, Москва, 1981.

6. Шухов В. Г., Избранные труды, том 3, «Нефтепереработка. Теплотехника», 102 стр., под ред. А. Е. Шейндлина, Академия наук СССР, Москва, 1982.

Просмотров работы: 238