Система таможенно-тарифного регулирования являясь необходимым условием для реализации результативной таможенной политики и выполнения таможенными органами задач по обеспечению экономической безопасности страны реализуется через совокупность следующих элементов: единый таможенный тариф, методы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу , порядок подтверждения страны происхождения товаров, а также системы тарифных преференций.
Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности растет из года в год, что вызвано непростой геополитической ситуацией складывающейся на международном уровне, а также экономическими и политическими проблемами внутри государства, сопровождающимися появлением новых угроз и рисков.
Так в течение 2016 года Федеральной таможенной службой России проводилась системная работа, направленная на увеличение качества администрирования процессов контроля таможенной стоимости и обеспечение единообразия при его проведении, в том числе в рамках применения системы управления рисками.
В результате проведения контроля таможенной стоимости таможенными органами дополнительно взыскано более 25,1 млрд рублей. Это на 29,2% превышает дополнительно взысканные платежи по результатам корректировок таможенной стоимости товаров в 2015 году (19,5 млрд рублей). В результате эффективность проводимых корректировок таможенной стоимости товаров выросла на 20% .
В 2016 году установлен рост эффективности работы подразделений таможенного контроля после выпуска товаров по обеспечению поступления в федеральный бюджет дополнительно начисленных денежных средств и сокращению нагрузки на участников ВЭД. Количество таможенных проверок снижено на 14%, а их результативность возросла до 87%.
На рисунке 1 представлена графическая интерпретация итогов проверочных мероприятий
Рисунок 1- Денежные средства, перечисленные в бюджет в результате таможенных проверок
Данные приведенные на рис.1, свидетельствуют о том, что по сравнению с показателями 2015 года в 2016 году таможенных платежей, пеней, штрафов взыскано больше на 13%; по результатам одной таможенной проверки в среднем взыскано на 31% больше; а одним должностным лицом в среднем взыскано на 14% больше таможенных платежей.
По официальным подсчетам в 2016 года сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 4 406,9 млрд рублей. Задание по формированию доходов федерального бюджета выполнено на 101,1% (см. рис. 2).
Рисунок 2 – Динамика таможенных платежей, перечисляемых в федеральный бюджет.
Следует отметить, что на современном этапе таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности имеет ряд особенностей, обусловленных спецификой происходящих интеграционных процессов и деятельностью Всемирной торговой организации (ВТО). Предпримем попытку выявить сильные и слабые стороны, а также потенциальные возможности и угрозы системы таможенно-тарифного регулирования, используя элементы SWOT-анализа.
Таблица 1 - SWOT-анализ системы таможенно-тарифного регулирования
Сильные стороны |
Возможности |
|
Стимулирующая инвестиционная политика. Фискальная направленность таможенно-тарифного регулирования. Электронное декларирование. Стимулирование импортозамещения. |
Стимулирование внутреннего производства. Пополнение федерального бюджета. Расширение экспортных возможностей. Расширение профилей риска в рамках системы управления рисками. |
|
Слабые стороны |
Угрозы |
|
Снижение уровня тарифной защиты в условиях Всемирной торговой организации. Низкая степень дифференциации ставок таможенных пошлин. Сырьевая направленность экспорта Высокие экспортные таможенные пошлины на энергоносители. Нелегальный ввоз товаров в страну. Недостоверное декларирование . Занижение таможенной стоимости товаров. |
Импорт высокотехнологичной продукции и готовых товаров. Снижение эффективности функционирования механизма таможенно-тарифного регулирования. Рост цен на отечественные товары. Снижение конкурентоспособности отечественных товаров. Уклонение от уплаты таможенных пошлин и налогов недобросовестных участников ВЭД. |
Выявленные проблемы системы таможенно-тарифного регулирования, позволяют разработать предложения по ее совершенствованию.
Принимая во внимание серьезную зависимость от импорта в сфере средств производства, компонентной базы и потребительской продукции, следует принять меры по дальнейшей оптимизации уровня и структуры ввозных таможенных пошлин в отношении товаров инвестиционного спроса (машин, технологического оборудования), компонентов для производимой на территории Российской Федерации продукции, в первую очередь в отношении товаров, аналоги которых не выпускаются в Российской Федерации или производятся в недостаточном для удовлетворения потребностей рынка количестве.
Меры таможенно-тарифного регулирования должны обеспечивать равновесие товарных рынков и быть направлены на препятствование быстрому росту цен на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие в условиях колебаний на валютном рынке, достижение поставленных задач по импортозамещению и обеспечение продовольственной безопасности. Решение этих задач невозможно без модернизации системы преференций для развивающихся и наименее развитых стран в отношении сельскохозяйственных товаров.
Необходимо устранить возможность занижения таможенной стоимости товаров недобросовестными участниками внешнеэкономической деятельности путем манипулирования имеющимися в таможенном тарифе широкими разрывами в ставках таможенных пошлин в пределах одной товарной позиции с помощью применения принципа тарифной дифференциации, т.е. увеличения количества применяемых в тарифе значений ставок таможенных пошлин и максимальной видовой детализации импорта путем расширения количества единиц товарной номенклатуры и уровня ставок.
В условиях импортозамещения, когда государство старается поддержать национальных товаропроизводителей, следует оградить их от ввоза в страну товаров с нарушением таможенных правил и использования других видов недобросовестной конкуренции. На практике осуществить это возможно, если повысить материальную ответственность таких нарушителей.
Важное значение в ходе решения задач таможенно-тарифного регулирования приобретает применение альтернативных мер, таких как таможенные процедуры, позволяющие использовать сниженные пошлины к ввозимому сырью и компонентам, экономически целесообразное освобождение от уплаты НДС производственных товаров, материалов и компонентов, аналоги которых в России не производятся, а также развитие механизмов предоставления льгот в целях поддержки проведения инвестиционных проектов.
Отмена вывозных таможенных пошлин в условиях кризиса в российской экономике, несомненно, окажет отрицательное влияние на благосостояние населения, приведет к падению конкурентоспособности отдельных секторов экономики, в том числе нефтеперерабатывающей промышленности, и росту социальной напряженности в обществе.
Таким образом, таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности выступает не только как фискальный инструмент, но применяется для защиты экономики страны, и выполнения международных обязательств. Именно поэтому четко отлаженный и эффективно действующий механизм таможенно-тарифного регулирования является важным условием обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, отстаивания и защиты ее внешнеэкономических интересов, и средством проведения государством грамотной таможенной политики.
Источники информации
1. Пансков В.Г., Федоткин В.Г. Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности в России в условиях Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. - СПб. : ИЦ Интермедия, 2014. – 580 с.2. Покровская В.В. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности. - СПб.: ИЦ Интермедия, 2014. – 136 с.