Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Рассматривая проблему формирования здорового образа жизни, необходимо осознать само понятие здоровье, так как от смысла, вложенного в него, зависит направленность воспитания.
Существуют разные трактовки этого понятия. По мнению Ю.Ф.Змановского, здоровье по отношению к растущему организму следует рассматривать как соответствие основных физиологических функций организма данному возрастному периоду или соответствие паспортного возраста биологическому [2]. Е.А Терпугова определяет здоровье как механизм адаптации жизненного потенциала, расширение зон применения жизненных сил [10]. И.В. Кривошеиной здоровье трактуется как полное физическое, психическое и социальное благополучие ребенка [4].
На наш взгляд, в данном определении наиболее полно просматриваются идеи педагогики здоровья. Здоровье как одна из задач воспитательного процесса и его результат, с одной стороны, напрямую зависит от «благополучных» условий жизни, а с другой стороны − создает «благоприятную» (благополучную) почву для развития ребенка.
Проявляя заботу о сохранении и укреплении здоровья, необходимо уделить особое внимание формированию потребности в здоровом образе жизни, его основ у воспитанников. Изучением данной темы занимались разные авторы: О.А.Кулаковский, М.М.Волкова, М.В.Чечета, В.Г.Игнатович, Е.В.Фролова, Е.А.Терпугова и др.
В структуре здорового образа жизни принято выделять:
системные знания и представления у дошкольников по основным направлениям здорового образа жизни;
практическую реализацию системы знаний в привычках и поведении;
осознанное ценностное отношение к своему здоровью и окружающим.
Таким образом, под здоровым образом жизни понимается система поведения ребенка в процессе его жизнедеятельности, которая основана на личном опыте, традициях и принятых нормах поведения. Здоровый образ жизни − это индивидуальная система привычек и поведения человека в процессе его жизнедеятельности, которая обеспечивает ему хорошее здоровье.
Формирование здорового образа жизни может иметь активный, управляемый характер в случае, если обеспечена его исходная диагностика, создаются условия для удовлетворения мотивов деятельности детей, реализация мотивов и ценностей детей получает эмоциональное подкрепление, ребенок осознает его субъективное положение в образовательной деятельности.
Диагностирование позволяет выявить реальный уровень развития ребёнка и степень соответствия возрастным нормам, а также определить недостатки сформированных знаний и представлений. Все диагностические методики по изучению сформированости здорового образа жизни у детей дошкольного возраста можно разделить на три группы:
выявление представлений детей о здоровом образе жизни;
выявление умений и привычек здорового образа жизни детей дошкольного возраста;
определение ценностного отношения к своему здоровью.
В.Г.Кудрявцев [5]с целью выявления представлений о здоровом образе жизни у дошкольников предлагает проводить беседу. И.Новиковой [8] был сконструирован диагностический комплекс, включающий диагностическое задание, проблемную ситуацию. Е.А.Терпугова [10] предлагает осуществлять наблюдение за детьми.
На наш взгляд, диагностирование по методикам И. Новиковой наиболее точно определяет уровень сформированности понятия о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста, так как позволяет провести оценку по трем ранее указанным группам.
Предложенные различными авторами программы, технологии, системы, предусматривают проведение занятий для закрепления в практическом опыте детей осознанного отношения к своему здоровью, обучения основам здорового образа жизни в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности.
Основными направлениями учреждения дошкольного образования по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста должны быть следующие:
формирование системных знаний и привычек у дошкольников по основным направлениям здорового образа жизни;
создание условий для улучшения и сохранения здоровья детей,
приобщение их к ценностям здорового образа жизни,
развитие у детей мотивации здорового образа жизни, потребности в освоении способов сохранения своего здоровья и здоровья окружающих людей.
При работе с дошкольниками особое внимание следует уделять таким компонентам здорового образа жизни как занятия физкультурой, прогулки, рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены, бережное отношение к окружающей среде, к природе, формирование понятия «не вреди себе сам».
Медицинское обслуживание детей в дошкольном образовательном учреждении обеспечивается штатным медицинским персоналом в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере здравоохранения.
Задачи медицинского обслуживания в дошкольном учреждении
получение объективной информации о физическом состоянии и здоровье детей;
анализ физического, нервно-психического развития и здоровья детей для планирования профилактических и оздоровительных мероприятий;
осуществление эффективной организационно-медицинской работы в дошкольном образовательном учреждении, своевременное внесение соответствующих коррективов в медицинское обслуживание детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
проведение консультационно-просветительской работы с работниками детского образовательного учреждения и семьями воспитанников по вопросам физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста.
Проанализировав должностную инструкцию и Приказ Минздрава России от 05.11.2013 №822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях» (Зарегистрировано в Минюсте России 17.01.2014 №31045), был сделан вывод, что медицинская сестра наделена достаточными полномочиями в своей работе и должна проводить с воспитанниками и их родителями работу, направленную на формирование здорового образа жизни.
На наш взгляд, помимо медицинской сестры к работе по формированию здорового образа жизни у дошкольников должны присоединиться и воспитатели. Среди многих факторов (социально-экономических, демографических, культурных, гигиенических), которые оказывают влияние на состояние здоровья и развитие детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает важное место.
Анализ планов работы воспитателей показал, что недостаточно времени уделяется процессу физического воспитания в дошкольном учреждении, так как основное время занимает образовательная деятельность.
В исследовании приняли участие дошкольники двух подготовительных групп (5-6 лет). Одна группа является экспериментальной, вторая – контрольной. Общее количество детей – 70 человек, по 35 детей в каждой группе. Количество девочек и мальчиков в группах было примерно одинаково. В одной подготовительной группе (контрольная группа КГ) занятия по формированию здорового образа жизни проводились с детьми, а в другой группе (экспериментальная группа ЭГ) с детьми и их родителями.
С целью получения информации об изучаемой проблеме была разработана анкета для родителей, вопросы которой направлены на выявление представлений родителей о здоровом образе жизни, их отношении к физическим упражнениям.
При организации исследования в двух подготовительных группах проводились беседы с детьми и ролевые игры.
В экспериментальной группе, кроме того проводилась работа с родителями.
Формы работы выбрали следующие: беседы с родителями по вопросам здорового образа жизни и обмену семейным опытом, вечера вопросов и ответов, круглые столы, демонстрация фильмов по организации воспитания здорового образа жизни.
Анкетирование родителей контрольной группы и экспериментальной группы проводилось до и после реализации деятельности медицинской сестры по формированию здорового образа жизни.
Во время исследования были использованы следующие методы воздействия на детей: объяснение отдельных понятий, явлений, правил, содержания наглядных пособий. Как один из основных методов была использована беседа, предполагающая разговор с детьми, организуемый с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих детей к усвоению системы фактов, нового понятия или закономерности. В ходе применения метода беседы использовались приемы постановки вопросов (основных, дополнительных, наводящих), приемы обсуждения ответов и мнений детей, приемы формулирования выводов из беседы.
В дошкольном образовательном учреждении в период проведения эксперимента использовались следующие приемы закаливания:
обширное умывание;
сон без маек при открытых фрамугах (при температуре воздуха в спальне не ниже 14 градусов);
сухое растирание;
«дорожки здоровья» (ребристые массажные коврики);
хождение босиком во время физкультурных мероприятий;
воздушные контрастные ванны (использование разницы температуры (под одеялом, без одеяла; в спальне, в групповой комнате);
гимнастика после сна;
закаливающее дыхание «Поиграем с носиком» (этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт);
массаж рук (интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам, что благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм).
массаж «волшебных точек» ушек (основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела; полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и защиты организма от простудных заболеваний).
Активно применялась кислородотерапия. Кислородный коктейль – один из способов введения кислорода в организм ребенка. Он позволяет не только насыщать ткани кислородом, но и вводить полезные вещества в организм ребенка.
Были проанализированы табели посещаемости в обеих группах за полгода до начала эксперимента и за полгода до окончания проведения эксперимента и посчитано количество дней, пропущенных воспитанниками по болезни. На начало эксперимента состояние здоровья детей примерно одинаково. В контрольной группе до начала эксперимента было пропущено 401 день, а на дату окончания эксперимента 305 дней, в экспериментальной группе до начала эксперимента было пропущено 398 дней, а на дату окончания эксперимента 132 дня.
Сравнительный анализ результатов анкетирования до и после реализации программы показал следующее:
количество детей, посещающих спортивные секции увеличилось в обеих группах;
увеличилась доля семей, где установлен и соблюдается режим дня ребенка;
больше детей стали соблюдать правила личной гигиены и выполнять утренний комплекс гимнастических упражнений (особенно в экспериментальной группе);
46% вовлеченных в программу семей экспериментальной группы проводят закаливающие процедуры дома;
уменьшилась продолжительность просмотра телепередач в пользу подвижных игр и других видов активности;
количество семей, где придерживаются рационального питания, увеличилось почти на 20% в экспериментальной группе, на 10 % в контрольной группе;
родители из экспериментальной группы отметили, что дети стали болеть реже, состояние их здоровья улучшилось;
основным источником информации о здоровом образе жизни для контрольной группы остался интернет, как и до начала исследования, в экспериментальной группе на первое место вышла медицинская сестра детского сада;
подавляющее большинство родителей экспериментальной группы теперь стараются привить детям здоровый образ жизни личным примером.
Выводы: Таким образом, на основании полученного материала в ходе эксперимента, можно заключить следующее:
физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня и уроки здоровья помогают в личностном развитии, формировании навыков здорового образа жизни;
соблюдение режима дня и вовлечение родителей в жизнь дошкольного образовательного учреждения позволяет ребенку сохранять физическое и психическое равновесие;
навыки здорового образа жизни, работа с родителями способствуют снижению заболеваемости.
Ведущая роль при реализации программ по формированию здорового образа жизни у детей отводится медицинской сестре дошкольного образовательного учреждения. Подобная активная деятельность повышает уважение общества к профессии медицинской сестры и способствует приобретению авторитета в коллективе.
Формирование культуры здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики, укрепления здоровья населения через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией.
Список использованных источников
Волкова М.М., Волков С.Р. О роли сестринского персонала в профилактической медицине// Медицинская сестра – 2003 - № 2 – стр. 38-44
Змановский, Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми / Ю. Ф. Змановский. − М.: Медицина, 1989. − 127 с.
Игнатович, В. Г. Формирование культуры здорового образа жизни / В. Г. Игнатович // Пачатковая школа. − 2010. − № 9. − С.45-47.
Кривошеина, И. В. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни / И. В. Кривошеина // Начальная школа плюс до и после. − 2009. − № 2. − С.6-
Кудрявцев, В. Г., Егоров, Г. Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст) / В. Г. Кудрявцев, Г. Б. Егоров. – М.: Линка-Пресс, 2000. – 296 с.
Кулаковский, О. А. Формирование культуры здорового образа жизни / О. А. Кулаковский // Адукацыя і выхаванне. − 2004. − № 8. − С.53-58.
Лебедева, Н. Т. Формирование здорового образа жизни младших школьников / Н. Т. Лебедева. – Минск: УП «ИВЦ Минфина», 2005. – 112 с.
Новикова, И. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников / И. Новикова. − М.: Мозаика-синтез, 2010. − 96 с.
Сташевская, Н. Тело и душа в гармонии. Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста / Н. Сташевская // Пралеска. – 2002. − №5. – С. 42-45.
Терпугова, Е. А. Валеологическое воcпитание детей дошкольного возраста / Е. А. Терпугова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. − 254 с.
Фролова, Е. В. Условия формирования здорового образа жизни у дошкольников / Е. В. Фролова, К. И. Шишкина // Начальная школа плюс до и после. − 2010.− № 10. − С.17-21.
Чечета, М. В. Психолого-педагогические аспекты формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста / М. В. Чечета // Фізічная культура і здароўе. − 2004. − № 2. − С.108-115.