Формирование экономически образованной личности - это процесс и результат отражения экономических отношений в сознании людей, усвоения ими экономических знаний и их проявления в сознательной экономической деятельности. Важным в данном процессе является определение цели и задач экономического образования. Целью экономического образования является формирование и развитие качеств личности, на основе экономических знаний, умений и навыков, а также создание условий для формирования активного субъекта экономической деятельности. Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
1.Овладение элементарнымизнаниями и умениями, которые необходимы для быстрой и успешной адаптации в жизни;
2. Формирование экономического поведенияпосредством участия личности в экономической жизни общества;
3. Воспитание экономически значимых качеств личности, таких как предприимчивость, трудолюбие, бережливость, ответственность, практичность и т.д.
Быть экономически образованной личностью необходимо, так как это дает право в полной мере участвовать в экономических отношениях. Каждый человек должен иметь доступ к экономической информации и понимать, как ею пользоваться на базовом и более продвинутом уровнях. Очевидным является тот факт, что еще в школе начинается подготовка обучающихся к дальнейшей социально-экономической жизни, а в вузе продолжается формирование экономически образованной личности. Важнейшими элементами данного процесса являются экономические знания и умение экономически мыслить. Рассмотрим эти понятия подробнее.
В научной литературе экономические знания трактуются как совокупность экономических представлений человека о производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ, влиянии экономической жизни на развитие общества, о путях и формах, методах, способствующих устойчивому развитию общества [1]. Под экономическим мышлением понимается способность усвоения и практического применения экономических знаний, познание человеком экономической действительности, сложившихся экономических отношений, а также умение принимать рациональные решения. Эти умения открывают перед человеком новые возможности, и помогают в оценке и решении экономических вопросов. В основе экономического знания и мышления лежит информация о путях постоянного выбора, который из ограниченных ресурсов делает человек ради себя, своей семьи, своего окружения. Следовательно, основная задача экономической подготовки заключается, по нашему мнению, в формировании самостоятельной, экономически образованной личности, способной активно мыслить и грамотно поступать в любых ситуациях [3].
С раннего детства человек постоянно сталкивается с проблемой выбора: с кем дружить, куда пойти погулять, какую книгу прочитать, что купить и многое другое. Не имея возможности решить проблему выбора самостоятельно, ребенок начинает привыкать, что другие люди - чаще всего близкие родственники, самостоятельно планируют его жизнь, формируют его интересы и принимают за него решения. Изучение экономики в школе, колледже и в университете развивает у обучающихся логическое и аналитическое мышление, рационализм, учит отслеживать факторы, влияющие на развитие общества, позволяет интегрировать экономические и другие знания. Экономическая подготовка должна обеспечивать опыт познавательной и практической деятельности, обозначенный в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) как [2]:
работа с источниками экономической информации с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
критическое осмысление экономической информации, экономический анализ общественных явлений и событий;
освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации реальной жизни, которые обеспечиваются проблемными ситуациями, проблемными вопросами и заданиями, наличием деловых игр и т.д.
Таким образом, смело можно сделать вывод, что в современном мире сформированная экономически образованная личность будет успешнее решать многочисленные и разнообразные профессиональные задачи, умело расставлять приоритеты для достижения поставленных целей, увереннее чувствовать себя, принимая самостоятельные ответственные решения в условиях изменяющейся социально-экономической ситуации в стране.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Баранов П.А., Шевченко С.В. Обществознание: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Экономика» / П.А.Баранов, С.В.Шевченко. – М.: АСТ, Астрель, 2008. - 160 с.2. Боровитина Н.М. Значение экономического образования школьников для формирования экономической культуры общества. / Н.М. Боровитина. // Молодой ученый. - 2011. - №10. Т.1– С. 119-121.
3. Третьяк Г.Е., Гуремина Н.В., Цыпленкова М.В., Султанова А.А., Лаптенок А.Н. Личность предпринимателя: Учебное пособие. / Г.Е. Третьяк, Н.В. Гуремина, А.А. Султанова, А.Н. Лаптенок. – М.: Академия естествознания, 2014.