ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНЧЕСТВА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНЧЕСТВА

Патракова Е.Ю. 1, Каташинских С.Н. 1
1Уральский государственный лесотехнический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ценностные ориентации – это элементы внутренней структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в процессе социализации и социальной адаптации [1, с. 1199]. Ценностные ориентации являются фактором разграничения значимых смыслов и целей деятельности и поведения человека от всего, что не имеет значения для него. Ценностные ориентации представляют собой иерархию ценностей, направленных на восприятие условий жизнедеятельности, мотивацию поведения, осознания своей самости, оценку себя и окружающих.

Природа ценности выражает нужду в чем либо, то, что важно для человека, это может быть как вещь, так и духовное состояние. Ценность, присутствует в духовном мире человека, словно её создают заново и она воспринимается как глубокое интимное свойства индивидуального "Я". Так с помощью ценностной регуляции общество контролирует предсказуемость поведения человека. Но, как правило, опосредованно, сквозь призму интеллекта личности, её глубинных психологических качеств, убеждений, способности осуществлять выбор. Если сказать проще то, ценностная регуляция поведения - это, прежде всего осознанная, на самостоятельных размышлениях человека, регуляция социального поведения, предполагающая ответственность за собственные решения [2].

Студенчество - особый вид субкультуры, где ценностные ориентации формируются особенно активно, прежде всего, за счет постоянного познавательного процесса на фоне естественного взросления молодых людей. Университет – это не только образовательное поле, воспитывающее будущих специалистов, но и особое эмоциональное духовное состояние, готовое воспринимать все новое, как стандарты, так и инновации. Но это и определенная переоценка социальных установок окружающей среды, в которой ценности общества и ценности студенчества могут быть различными, так как студенты только «учатся жизни» и последовательно осваивают профессиональные и социальные компетенции.

Для того, чтобы понять, как формируются ценностные ориентации в студенческой среде, мы провели социологический опрос среди студентов 2 курса УГЛТУ, в котором приняли участие 100 обучающихся, из них 22 девушки и 78 юношей. Две небольших анкеты были направлены на выявление иерархии приоритетных жизненных ценностей и предпочтительных личностных качеств. (Итоговая сумма в анкетах превышает 100 процентов, потому что один респондент мог дать несколько вариантов ответа). Результат представлены в табл. 1.

Таблица 1

Ценностные ориентиры студентов УГЛТУ

Ценности

% респондентов от их общего числа, выбравших ценность

Целеустремлённость

73,91

Ум

65,22

Уверенность в себе

60,87

Трудолюбие, добросовестное отношение к делу

52,17

Образованность

43,48

Ответственность

43,48

Наличие связей с "нужными людьми"

39,13

Умение приспосабливаться

39,13

Инициативность

34,78

Отзывчивость, чуткость к другим людям

34,78

Доброта

30,43

Удачливость

30,43

Финансовая и материальная обеспеченность

26,09

Честность, принципиальность

26,09

Чувство юмора

21,74

Сила

17,39

Красота

13,04

Забота, прежде всего, о себе

9,70

Другое

4,35

В результате нашего исследования мы получили следующие данные: Семейные ценности, здоровье близких людей, финансовое и материальное благополучие семьи доминируют в ответах респондентов, вероятно, что и придает им «уверенность в себе». И это понятно, так как семья является основным ценностным ориентиром. Поскольку респонденты являются студентами, то «интересная работа» (43%), является для нас будущей целью, а также сопутствующие «интересной работе», в представлении респондентов, карьера, высокая должность и популярность. Практически на этом же уровне указаны, такие важные ценности, как «возможность помогать близким», «уважение окружающих», правда, совесть и справедливость. Показатель «обладание властью» (29%), объясняется зависимостью молодого человека от мира взрослых в настоящее время. А вот такой показатель как «яркие впечатления», студенты увязывают с понятием «свобода», «творчество», «познание» и «помощь стране» - абстрактные понятия в сознании студентов.

Таким образом, для студенчества важна семьи и её материальный достаток, способность удержаться в современном обществе. Семья и здоровье – это лидеры ценностей студентов.

Актуальным вопросом являются личностные качества, благодаря которым, мы можем достигать свои цели (см. табл.2).

Таблица 2.

Ценностные личностные качества студента

Качества

% респондентов от их общего числа, выбравших ценность

Целеустремлённость

73,91

Ум

65,22

Уверенность в себе

60,87

Трудолюбие, добросовестное отношение к делу

52,17

Образованность

43,48

Ответственность

43,48

Наличие связей с "нужными людьми"

39,13

Умение приспосабливаться

39,13

Инициативность

34,78

Отзывчивость, чуткость к другим людям

34,78

Доброта

30,43

Удачливость

30,43

Финансовая и материальная обеспеченность

26,09

Честность, принципиальность

26,09

Чувство юмора

21,74

Сила

17,39

Красота

13,04

Забота, прежде всего, о себе

9,70

Другое

4,35

Среди личностных качеств ценностными ориентирами являются наличие связей и умение приспосабливаться, целеустремленность, ум, уверенность в себе и трудолюбие. Параметры: «Наличие связей с «нужными людьми» и «Умение приспосабливаться» выбирают 39,13% респондентов. Одна треть студентов полагают, что доброта, отзывчивость, честность и принципиальность являются важными ценностями личности. Затем в следующем порядке студенты называют юмор, силу, красоту и «Заботу, прежде всего, о себе».

Таким образом, данные исследования показали, что выбор личностных ценностных качеств адекватен современным представлениям о формировании будущих специалистов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абушенко В.Л. Ценностные ориентации / В.Л. Абушенко. // Всемирная энциклопедия: Философия. – М.: АСТ, 2001.

2. Маркова Ю.С. Жизненные ценности современного студенчества / Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. Выпуск 1 (17), 2014. –С.163-172.

Просмотров работы: 181