Рассмотрим подробнее сложное экономическое понятие «инновационная деятельность».
Толковый словарь «Инновационная деятельность» трактует ее
как деятельность, направленную на улучшение использования ресурсов, повышение уровня и расширение структуры удовлетворяемых потребностей (общества и отдельных его членов) (в широком смысле);
как деятельность, связанную с использованием результатов фундаментальных научных исследований для разработки новой продукции или технологии (совершенствования существующей продукции и технологии) и последующей коммерциализацией разработок (осуществлением производства новой продукции и технологических систем и реализацией их на внутренних и зарубежных рынках) (в узком смысле). Данный вид деятельности предполагает трансформацию идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в новые или усовершенствованные продукты или услуги [1]. Известный российский экономист, занимающийся разработкой теории, различных подходов, механизмов и инструментов управления инновационной деятельностью компаний, А.В. Тычинский под инновационной деятельностью понимает процедуру создания и внедрения новых товаров и услуг, разработку и внедрение новых промышленных технологий, которые будут являться основой производственной деятельности фирмы в будущем, а коммерческая реализация вновь созданных изделий (услуг) обеспечит будущие доходы и сформирует конкурентную позицию компаний[2].Чаще всего данная деятельность осуществляется в виде планирования и реализации конкретных проектов, перед которыми ставится определенная цель, сроки, бюджет и формируется определенная команда.
Однако, как и любая деятельность, инновационная деятельность в компании встречает ряд тормозящих факторов. Одной из серьезных здесь проблем является проблема сопротивления персонала. Зачастую сопротивление выражается в негативной реакции персонала на инновации, в нежелании менять старые способы работы, в противодействии тем процессам, которые так или иначе призваны изменить сложившееся состояние того или иного объекта. Всё это существенно замедляет процессы по оптимизации и модернизации деятельности, что в конечном итоге негативно сказывается на функционировании всей организации в целом, не позволяя ей вовремя адаптироваться к условиям быстроразвивающейся среды. Поэтому в организации необходимо своевременно выявлять данную проблему и искать пути её решения. На ранних этапах сделать это гораздо проще, пока сопротивление не стало идеологией и основной формой поведения персонала.
Проблема сопротивления персонала – достаточно серьёзная проблема практически в любой компании, возникающая чаще всего в результате не совсем адекватного корпоративного климата в организации, несоответствия организационной структуры и других характеристик организации ориентации на новшества и нововведения. Как отмечают американские исследователи Дж. Коттер и Л. Шлезингер, многие руководители недооценивают не только разнообразие, с которым люди могут реагировать на изменения в организации, но и то, какое положительное влияние эти изменения могут оказывать на отдельных людей и коллективы. Однако авторы выделяют ряд достаточно универсальных методов преодоления сопротивления организационным изменениям [3]:
информирование и общение;
участие и вовлеченность;
помощь и поддержка;
переговоры и соглашения;
манипуляции и кооптации;
явное и неявное принуждение.
На основе исследований американских ученых нами разработан комплекс мероприятий, направленных на снижение сопротивления коллектива к внедрению новшества. Задачи, мероприятия, его форма и ожидаемый результат представлены в табл. 1.
Таблица 1
Задачи и комплекс мероприятий, направленных на снижение
сопротивления коллектива к внедрению новшества
Задача |
Мероприятия |
Форма |
Результат |
повышение уровня информированности работников об инновационной деятельности фирмы |
сбор данных об инновационной деятельности; создание информационной базы данных; создание информационных стендов |
презентации ток-шоу дискуссии семинары вариант компьютерной информационной сети, где будет отражаться вся своевременная информация по всем проектам, осуществляемым в организации |
высокий уровень информированности работников об инновационном проекте |
разработка системы мотивации, способствующая активному участию работников в инновационных проектах |
анализ существующей системы мотивации; материальное и нематериальное стимулирование работников, участвующих в инновационных проектах; информирование работников о новой системе мотивации |
Анкетирование, направленное на выявление уровня лояльности персонала и удовлетворенность уровнем нематериальных стимулов (составление анкет, обработка результатов) Обсуждение и создание полной методики поощрения работников, выдвигающих новые идеи активно участвующих в инновационных проектах Разработка системы материальных стимулов сотрудников, вносящих предложения по поводу инновации создание макета информационного обеспечения работников, отражающего все преимущества, которые можно получить в результате участия в инновационной деятельности компании выработка рекомендации по повышению уровня лояльности персонала (обсуждение командой проекта и формирование списка необходимых мероприятий) Формирование вариантов информационного обеспечения работников, где будут отражены изменения в системе мотивации и сделан акцент будет сделан на преимущества для тех работников, кто будет участвовать в инновационной деятельности |
высокий уровень мотивации работников-участников инновационного проекта |
разработка мер и программ по оказанию помощи и поддержки негативно настроенным работникам |
Анализ уровня сопротивления персонала – базы данных по работникам, оказывающим сильное сопротивление Формирование методики оказания помощи и поддержки работникам, оказывающим сопротивление |
Создание бланка вопросов для опроса; Опрос сотрудников; Обработка результатов; Тренинги, командообразующие мероприятия («Тренинг на сплочение» (4 варианта тренинговых программ teambuilding), «Тренинг на умение принять совместное решение» (teambuilding + teamskills)) Тренинг креативности, развивающий способности сотрудников находить новые нестандартные (креативные) решения рабочих задач. Тренинг “Настройка команды“, позволяющий моделировать и отрабатывать ситуаций, возникающих в реальной деятельности компании. Тренинг “Город мастеров“ - эмоциональное сплочение сотрудников компании в процессе решения нестандартных креативных задач во время проведения мероприятия; Квесты, как опробация новшеств работниками предприятия |
Формирование лояльности работников фирмы, ранее настроенных негативно |
пропаганда инноваций |
Разработка системы информирования и пропаганды инновации и инновационных проектов Разработана программа проведения обучающих семинаров |
Формирование тематики семинаров; Разработана программа проведения обучающих семинаров; Определение и предварительная договоренность с авторитетными деятелями бизнеса |
высокий уровень информи-рованности работников об иннова-ционном проекте и участия в нем |
Таким образом, считаем, что предложенный комплекс мероприятий, направленных на снижение сопротивления коллектива к внедрению новшеств, позволит успешно внедрить инновационные предложения на предприятии, правильно организовать процесс управления, который будет способствовать эффективному встраиванию изменения в существующие процессы без существенных отклонений от стандартов производительности и долгосрочных стратегических ориентиров; максимально быстрому получению отдачи от внедрения изменений; сплочению коллектива компании на выполнение напряженных целей; усилению конкурентного позиционирования компании на рынке за счет более быстрого и успешного осуществления изменений.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Толковый словарь «Инновационная деятельность». Термины инновационного менеджмента и смежных областей (от А до Я)./ Отв.ред. В.И. Суслов. – Новосибирск: Ин-т ИЭиОПП СО РАН, 2008 г. – 224 с.
2. Тычинский А.В.Управление инновационной деятельностью компаний: современные подходы, алгоритмы, опыт. /А.В. Тычинский. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009.– 189 с.
3. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. Теория и практика. / А.Т. Зуб. – М.: Аспект Пресс, 2002.