В отечественной педагогической науке основоположником контекстного подхода к обучению является А.А. Вербицкий [1]. Сущность указанного подхода заключена в том, что в процессе обучения в вузе с помощью педагогических форм, методов и средств создается модель предметного и социального содержания профессиональной деятельности будущего специалиста. Профессор А.А. Вербицкий определяет контекст с педагогической точки зрения как «систему внутренних и внешних условий поведения и деятельности человека, которая влияет на восприятие, понимание и преобразование субъектом конкретной ситуации, придавая смысл и значение этой ситуации как целому и ее компонентам» [2, c. 67]. Контекстным является такое обучение, в котором на языке наук с помощью системы традиционных и новых педагогических технологий в формах учебной деятельности, все более приближающихся к формам профессиональной деятельности, динамически моделируется предметное и социальное содержание профессионального труда. Тем самым обеспечиваются условия трансформации учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста [2, с. 35].
В учебной программы формировать разные профессиональной деятельности, ее содержание и формы им содержанием и формами. возможность выделения разных типов: экологического, политического как в нашем случае,
При контекстном обучение будущих туризма не замыкается на усвоении научных а выступает той формой их активности, которая формирование их патриотической Как и в традиционном процессе учебный материал обучающимся в виде текстов и по-прежнему как информация, которую усвоить. Но за этой и сконструированными при ее посредстве проблемными ситуациями реальные контуры отношений, патриотически поведения. Это означает, что программа составляет «текст» для формирования позиции обучающихся, в выделяется специфический контекст. Важной использования контекстного к процессу обучения с формирования их патриотической является то, что в ходе обучения студенты должны не освоить знания об объектах патриотических о самих этих но и овладеть навыками патриотического поведения. идет, прежде о задаче овладения профессиональной деятельностью, патриотическими ценностями в деятельности учебной.
Аксиологическая составляющая позволила выделить патриотических ценности и ценности профессиональной туристской деятельности. Аксиологический подход разрабатывали Н.А. Асташова, М.С. Каган, Д.С. Лихачев, В.А. Ядов, А.В. Кирьякова, В.А. Сластенин и др. Теоретической базой аксиологическому подходу служит философская теория ценностей (М. Вебер, В. Виндельбанд, Г. Риккерт, М. Шелер и др.). Центральной для данного подхода является категория «ценности». С точки зрения аксиологии, ценности – «специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества» [3, с. 646]. Ценности обеспечивают человека жизненными ориентирами, определяют жизненно важные цели деятельности и в конечном итоге придают человеческой жизни определенный смысл.
В результате произведенного сопоставительного анализа мы пришли к выводу, что к ценностям патриотизма можно отнести: любовь к Родине, деятельность на благо Отечества, защиту национальных интересов, природу, толерантность, культуру, свободу и независимость, уважение исторического прошлого, уважение государственных символов; сохранение традиций России, законопослушность, героизм, безопасность, трудолюбие, ответственность, честность, сохранение природы и др.
Основными методологически важными механизмами контекстно-аксиологического подхода в нашем исследовании являются: совокупность ценностей, содержание ценностей, определение технологии и методики реализации совокупности ценностей в процессе формирования патриотической позиции будущих бакалавров туризма.
При применении контекстно-аксиологического подхода реализуются следующие принципы:
принцип обеспечения личностного студента в учебную
последовательного моделирования в деятельности студентов содержания, форм и профессиональной деятельности
проблемности содержания в ходе его развертывания в процессе;
адекватности организации учебной студентов целям и образования;
ведущей совместной деятельности, взаимодействия и диалогического субъектов образовательного (преподавателя и студентов, между собой);
обоснованного сочетания и традиционных педагогических
принцип открытости – для достижения конкретных обучения и воспитания педагогических технологий, в рамках других и подходов;
единства и воспитания личности
принцип учета особенностей обучающихся.
В контекстно-аксиологическом подходе важную роль играют методы и формы обучения, способствующие интенсивному развитию личности студента. К активным методам обучения, позволяющим формировать патриотическую позицию, мы отнесли круглые столы, дискуссии, анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач. Технология контекстного обучения состоит из трех базовых форм деятельности: учебная деятельность с ведущей ролью лекций и семинаров; квазипрофессиональная, воплощающаяся в экскурсиях, спецкурсах, учебной практике, спецсеминарах и выставках; учебно-профессиональная (НИРС, производственная практика, реальное дипломное и курсовое проектирование).
Образовательный процесс, спроектирован в соответствии с контекстно-аксиологическим подходом таким образом, чтобы у студентов укоренилась взаимосвязь личностных свойств и патриотических ценностей, профессиональных ценностей.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Вербицкий, А.А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования / А.А. Вербицкий // Высшее образование в России. – 2010. – No 5. – С.32-37.
Вербицкий, А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения / А.А. Вербицкий. – М.: ИЦ УГЛТУ ПКПС, 2004. – 84 с.
Философский словарь / ред. И.Т. Фролов. – М.: Республика, 2001. – 719 с.