ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНТЕКСТНО-АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНТЕКСТНО-АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ

Сулима Е.О. 1, Лыкова Т.Р. 1
1Уральский государственный лесотехнический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Методологическим ориентиром для определения патриотических ценностей с учетом контекста профессиональной подготовки стал контекстно-аксиологический подход. Интеграция контекстного и аксиологического подхода позволяет формировать патриотические ценности с учетом контекста профессиональной подготовки, профессиональных ценностей и проявлений патриотической позиции в профессиональной туристской деятельности. Контекстно-аксиологический подход связан с выделением патриотических ценностей и ценностей профессиональной туристской деятельности, их актуализацией в контексте профессиональной подготовки как личностных ориентаций будущего специалиста. Анализ результатов применения контекстно-аксиологического подхода представим через обращение к его составляющим.

В отечественной педагогической науке основоположником контекстного подхода к обучению является А.А. Вербицкий [1]. Сущность указанного подхода заключена в том, что в процессе обучения в вузе с помощью педагогических форм, методов и средств создается модель предметного и социального содержания профессиональной деятельности будущего специалиста. Профессор А.А. Вербицкий определяет контекст с педагогической точки зрения как «систему внутренних и внешних условий поведения и деятельности человека, которая влияет на восприятие, понимание и преобразование субъектом конкретной ситуации, придавая смысл и значение этой ситуации как целому и ее компонентам» [2, c. 67]. Контекстным является такое обучение, в котором на языке наук с помощью системы традиционных и новых педагогических технологий в формах учебной деятельности, все более приближающихся к формам профессиональной деятельности, динамически моделируется предметное и социальное содержание профессионального труда. Тем самым обеспечиваются условия трансформации учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста [2, с. 35].

В учебной программы формировать разные профессиональной деятельности, ее содержание и формы им содержанием и формами. возможность выделения разных типов: экологического, политического как в нашем случае,

При контекстном обучение будущих туризма не замыкается на усвоении научных а выступает той формой их активности, которая формирование их патриотической Как и в традиционном процессе учебный материал обучающимся в виде текстов и по-прежнему как информация, которую усвоить. Но за этой и сконструированными при ее посредстве проблемными ситуациями реальные контуры отношений, патриотически поведения. Это означает, что программа составляет «текст» для формирования позиции обучающихся, в выделяется специфический контекст. Важной использования контекстного к процессу обучения с формирования их патриотической является то, что в ходе обучения студенты должны не освоить знания об объектах патриотических о самих этих но и овладеть навыками патриотического поведения. идет, прежде о задаче овладения профессиональной деятельностью, патриотическими ценностями в деятельности учебной.

Аксиологическая составляющая позволила выделить патриотических ценности и ценности профессиональной туристской деятельности. Аксиологический подход разрабатывали Н.А. Асташова, М.С. Каган, Д.С. Лихачев, В.А. Ядов, А.В. Кирьякова, В.А. Сластенин и др. Теоретической базой аксиологическому подходу служит философская теория ценностей (М. Вебер, В. Виндельбанд, Г. Риккерт, М. Шелер и др.). Центральной для данного подхода является категория «ценности». С точки зрения аксиологии, ценности – «специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества» [3, с. 646]. Ценности обеспечивают человека жизненными ориентирами, определяют жизненно важные цели деятельности и в конечном итоге придают человеческой жизни определенный смысл.

В результате произведенного сопоставительного анализа мы пришли к выводу, что к ценностям патриотизма можно отнести: любовь к Родине, деятельность на благо Отечества, защиту национальных интересов, природу, толерантность, культуру, свободу и независимость, уважение исторического прошлого, уважение государственных символов; сохранение традиций России, законопослушность, героизм, безопасность, трудолюбие, ответственность, честность, сохранение природы и др.

Основными методологически важными механизмами контекстно-аксиологического подхода в нашем исследовании являются: совокупность ценностей, содержание ценностей, определение технологии и методики реализации совокупности ценностей в процессе формирования патриотической позиции будущих бакалавров туризма.

При применении контекстно-аксиологического подхода реализуются следующие принципы:

  • принцип обеспечения личностного студента в учебную

  • последовательного моделирования в деятельности студентов содержания, форм и профессиональной деятельности

  • проблемности содержания в ходе его развертывания в процессе;

  • адекватности организации учебной студентов целям и образования;

  • ведущей совместной деятельности, взаимодействия и диалогического субъектов образовательного (преподавателя и студентов, между собой);

  • обоснованного сочетания и традиционных педагогических

  • принцип открытости – для достижения конкретных обучения и воспитания педагогических технологий, в рамках других и подходов;

  • единства и воспитания личности

  • принцип учета особенностей обучающихся.

В контекстно-аксиологическом подходе важную роль играют методы и формы обучения, способствующие интенсивному развитию личности студента. К активным методам обучения, позволяющим формировать патриотическую позицию, мы отнесли круглые столы, дискуссии, анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач. Технология контекстного обучения состоит из трех базовых форм деятельности: учебная деятельность с ведущей ролью лекций и семинаров; квазипрофессиональная, воплощающаяся в экскурсиях, спецкурсах, учебной практике, спецсеминарах и выставках; учебно-профессиональная (НИРС, производственная практика, реальное дипломное и курсовое проектирование).

Образовательный процесс, спроектирован в соответствии с контекстно-аксиологическим подходом таким образом, чтобы у студентов укоренилась взаимосвязь личностных свойств и патриотических ценностей, профессиональных ценностей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Вербицкий, А.А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования / А.А. Вербицкий // Высшее образование в России. – 2010. – No 5. – С.32-37.

  2. Вербицкий, А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения / А.А. Вербицкий. – М.: ИЦ УГЛТУ ПКПС, 2004. – 84 с.

  3. Философский словарь / ред. И.Т. Фролов. – М.: Республика, 2001. – 719 с.

Просмотров работы: 93