В процессе экскурсий, посещений музейных экспозиций происходит наглядное знакомство с историей России, с культурой, историей искусства и тем самым формируется историческое знание, уважение к Отечеству, гордость за него и, следовательно, патриотическая позиция. В настоящий период именно культура и историческое прошлое определяют отношение международного сообщества к стране, ее ценность с позиций не только духовного наследия, но и экономики. Истинное уважение можно вызвать не только, и не столько благодаря усилению военного потенциала, расширению национальных границ и численности населения, а, прежде всего, через те достижения, которые страна приносит в мировую культуру, науку и экономику, в установление и развитие цивилизованных отношений между религиями, странами, народами. В связи с этим, для закрепления значимости страны как выдающейся державы, роль историко-культурных памятников, культурно-исторических достопримечательностей, культурных ценностей, сотворенных народом за длительное время его существования, становится основной.
Экскурсии помогают развить такие качества и навыки личности, как:
мотивацию для дальнейшего обучения и самообразования, выбор героической личности – поведенческого образца;
умение устанавливать коммуникацию с окружающими, уважать чужие мнения, обычаи, религии и культурные традиции;
осознанное понимание патриотической позиции и самоотождествление с определенным гражданским обществом;
толерантное отношение к носителям других национальных традиций;
осознание важности освоения и сохранения культурных образцов.
Экскурсии содействуют духовно-нравственному воспитанию, появлению и развитию нравственных чувств (чувства долга, ответственности, патриотизма), нравственных качеств (терпения, милосердия), моральной позиции (готовности к перенесению испытаний), нравственным поступкам (готовности служения народу и Отечеству, проявления силы воли личности); обладают важной ролью в гуманистическом, патриотическом развитии, расширении знаний и физическом развитии молодого поколения, способствуют осознанию великого исторического прошлого страны. Именно в ходе экскурсий у обучающихся воспитывается интерес к природе, эстетические чувства. Они учатся наблюдать ее красоту, понимать важность бережного отношения к памятникам природы. Это так называемый эмоциональный аспект экскурсий. 3нания, усвоенные в этих условиях, являются очень прочными и на длительный срок остаются в памяти. Каждая экскурсия имеет специфику и требует предварительной подготовки не только экскурсовода, но и преподавателя, а также студентов. Подготовка к экскурсиям должна носить научно-исследовательский характер. Основываясь на результатах, можно будет проанализировать, какие качества выработались у студента в результате экскурсии [2].
Показатели успешной экскурсии – это её направленность на формирование историко-краеведческих компетенций и познавательная ценность.
В ходе подготовки и апробации экскурсий применяются особые приемы предварительных заданий, исследования.
При изучении соответствующей темы в процессе аудиторных занятий студенты получают предварительное задание: собрать теоретический материал по тому или иному экскурсионному объекту. Выполняя предварительное задание, студенты привлекают различные источники информации – научные публикации, архивные материалы, свидетельства очевидцев, публикации в СМИ, Интернет-ресурсы. Применяется прием сопоставительного анализа материалов, полученного из различных источников.
В рамках духовно-нравственного направления нашей программы студенты студенты совершили экскурсию в г. Алапаевск и с. Нижняя Синячиха. Программа экскурсии представлена в таблице 1.
Таблица 1
Программа экскурсии «Екатеринбург- Нижняя Синячиха - Алапаевск»
Время |
Мероприятие |
Расстояние |
Цена |
07:30 |
Сбор возле 7 общежития УГЛТУ г.Екатеринбург |
||
08:00 (Екб) |
Отправление от УГЛТУ |
149,9 км. |
|
10:25 |
Прибытие в г.Алапаевск |
||
10:25-10:40 |
Завтрак в кафе «Уральские Пельмени» |
150 руб. |
|
10:40–12:00 |
Путь до дома музея П.И Чайковского. Посещение музея. |
120 руб. за чел |
|
12:00-:12:27 |
Путь до Напольной школы и посещение. |
50 руб. за чел |
|
12:44-13:32 |
Путь до Монастырь во имя Новомученников Российских и посещение. |
||
13:32-13:45 |
обед |
||
13:45-13:48 |
Путь от Монастыря во имя Новомученников Российских до Нижней Синячихи |
4,1 км |
|
13:48-15:48 |
Посещение Нижней Синячихи: Обзорная экскурсия + посещение постоялого двора |
150 руб |
|
15:48-18:08 |
Возращение Нижняя Синячиха-Екатеринбург |
160 км |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Вырщиков,А.Н. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе [Текст] : / А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев.- Монография.-Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. – С.11-14.
2. Казаева, Е.А. Системный подход к исследованию проблемы гражданского воспитания личности [Текст]: / Е.А. Казаева // Непрерывное педагогическое образование: проблемы и перспективы: мат. Всерос. науч.-практ. конф. – Москва-Шадринск: Изд-во ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2008. – С. 45.