Возрастание интереса к данной теме обусловлено спецификой судебной деятельности и статусом судьи, которые требуют от представителей судейского корпуса высокого уровня профессионализма и морально-этических качеств. Именно поэтому законодательство устанавливает особый правовой режим приобретения, осуществления и прекращения статуса судьи, включая специальные квалификационные требования к кандидатам, претендующим на судейскую должность, время пребывания в должности и прекращения полномочий судьи, порядок назначения на должность. Несмотря на существующий, законодательно закрепленный порядок профессионального отбора судей, применяются дополнительные инструменты изучения личности кандидата на должность судьи с целью повышения надежности и перепроверки существующего профотбора. Вариантами таких инструментов могут быть собеседование и кейс-метод [1].
Цель исследования: проанализировать возможности метода собеседования и кейс-метода для отбора кандидатов на должность судьи.
Объект - профессиональный психологический отбор на должность судьи.
Предмет - метод собеседования и кейс-метод при отборе кандидатов на должность судьи.
Результаты психологического изучения деятельности судьи позволили отметить, что: во-первых, деятельность судьи отличается высоким уровнем вариативности, напряженности и нестандартности ситуаций, протекает в условиях дефицита времени, во-вторых, эмоциональная и нервно-психическая устойчивость влияет на качество деятельности судьи «больше, чем на другие виды деятельности».
Собеседование с кандидатами, претендующими на должности судей, проводится с целью выявления их деловых и морально-нравственных качеств. Поэтому для оценки профессионально важных качеств кандидата в настоящее время широко применяются такие качественные методы как кейс-методы. Кейс- метод представляет собой описание конкретной ситуации, которая существует в реальности и отражает практическую проблему, что при её решении требует активизации определенных знаний. Суть данного метода кейсов заключается в том, что испытуемому предлагают решить некоторый набор задач, связанных с производством, в условиях недостатка или избытка информации и дефицита времени. Кейс- метод позволяет прогнозировать профессиональную успешность кандидата на должность, следовательно, применение данного вида заданий может существенно улучшить качество отбора, а также спрогнозировать профессиональную успешность кандидата на основе его поведения в стрессовых ситуациях [3].
В нашей исследовательской работе 2016 года по теме "Психологический анализ профессионального отбора судей Архангельской области" разработан перечень профессионально важных качеств на должность судьи и проанализированы методики психологической диагностики, которые сейчас применяются при профессиональном психологическом отборе претендентов на судейскую должность. К этим методикам относятся:
1. Стандартизированная методика исследование личности (СМИЛ) Л.Н. Собчик
2. Краткий ориентировочный тест Э.Ф. Вандерлика (КОТ),
3. Метод портретных выборов (МПВ) Л. Сонди, адаптация Л. Н. Собчик,
4. Тест цветовых предпочтений М. Люшера (ЦТЛ),
5. Методика Акцентуаций характера Г. Шмишека,
6. Методика «Уровень субъективного контроля» Дж. Роттера (УСК), адаптация Е.Ф. Бажина, С. А. Голынкиной, А. М. Эткинда.
Профессионально важные качества для должности судьи выделяются следующие: высокий уровень правосознания, честность, принципиальность, добросовестность, стрессоустойчивость, гибкое творческое мышление, аналитический склад ума, прогностические способности, коммуникабельность, доброжелательность, решительность, личная активность, настойчивость, инициативность, организованность, волевые качества, ответственность. Для целей оптимизации психологической диагностики кандидатов на должность судьи, мы проранжировали по степени значимости представленные профессионально важные качества по степени значимости: от более к менее значимым [2].
Также в качестве эксперта для ранжирования ПВК судьи нами был привлечен эксперт - судья в отставке, проработавший на должности федерального судьи 7 лет.
Качества, которые выходят на первые места по итогам общей оценки, являются следующие: добросовестность, высокий уровень правосознания, принципиальность, настойчивость, решительность, честность, ответственность, волевые качества, стрессоустойчивость. Первые пять качеств недостаточно хорошо измеряются представленными шестью методиками психодиагностики, которые применяются при профессиональном психологическом отборе кандидатов на должность судьи, а, значит, требуют дополнительной проверки качественными методами собеседования и кейсов.
Для достижения этой цели нами были составлены вопросы для собеседования, которые соотносятся с профессионально важными качествами судьи (таблица 1), а также разработан вариант кейса.
Таблица 1 - Вопросы для собеседования на компетенции
Профессионально важные качества |
Вопросы |
Критерии оценки ответа кандидата (для психолога) |
1. Добросовестность |
1) Готовы ли вы перепроверять документы, подготовленные на совещание, или считаете это бесполезным делом? |
Не готов перепроверять - это бесполезное дело - 0 баллов |
Зависит от важности совещания (50/50) - 1 балл |
||
Перепроверю и буду точно уверен в том, что все хорошо - 2 балла |
||
2) Если необходимо изучить большой объем важной информации для работы, вы прочитаете ее всю или предпочтете посмотреть только какую-то ее часть? |
Прочитаю только малую ее часть - 0 баллов |
|
Посмотрю всю, но, возможно, это будет поверхностно - 1 баллов |
||
Добросовестно изучу всю информацию - 2 баллов |
||
2. Высокий уровень правосознания + методика Л.А. Ясюковой |
1) Согласны ли Вы с утверждением, что "Несправедливому закону следует подчиняться"? |
Согласен - 0 баллов |
Затрудняюсь ответить - 1 балл |
||
Не согласен - 2 балл |
||
3. Принципиальность
|
1) Изменяли ли вы когда-нибудь своим принципам? Расскажите об этом. В каких ситуациях это может быть допустимо?
|
Да, часто отказываюсь от своих принципов - 0 баллов |
Бывало, но в основном стараюсь им следовать - 1 балл |
||
Никогда не изменял своим принципам - 2 балла |
||
4. Настойчивость |
1) Приведите пример ситуации, когда Вам надо было преодолеть большие препятствия для того, чтобы добиться цели. Каков был результат? |
Не встречалось таких ситуаций - 0 баллов |
Описывает ситуацию, но результат не был достигнут - 1 балл |
||
Описывает ситуацию, результатом явилось достижение цели - 2 балла |
||
2) Расскажите о реальной ситуации, когда Вы, проявив необходимую настойчивость, достигли результата в практически безнадежной ситуации. |
Нет такого примера - 0 баллов |
|
Приводит пример результата, но в небезнадежной ситуации - 1 балл |
||
Рассказывает о своем результате, который был достигнут в практически безнадежной области - 2 балла |
||
3) Можете представить себе ситуацию, когда Вы скажете: «Нет, это невозможно сделать!»? Был ли у Вас подобный опыт? |
Говорит о том, что есть то, что невыполнимо - 0 баллов |
|
Затрудняюсь ответить - 1 балл |
||
"Нет ничего невозможного" - 2 балла |
||
4) Часто ли у Вас возникают сложные задачи, требующие от Вас напряжения сил и заканчивающиеся удачей? Приведите пример. |
Не часто - 0 баллов |
|
Часто, но не всегда заканчиваются успехом - 1 балл |
||
Постоянно возникают такие задачи - 2 балла |
||
5. Решительность |
1) Принимали ли вы решения в сложных или неясных ситуациях, когда время было ограничено? Приведите пример |
Не принимал(а) решения в условиях дефицита времени - 0 баллов |
Затрудняюсь ответить - 1 балл |
||
Да, принимал(а) - 2 балла |
||
2) Оказывались ли вы в такой ситуации, когда необходимо было принять трудное решение (например, закрытие отдела, сокращение штата и др.)? Как вы при этом действовали? |
Оказывался(ась). Переложил ответственность на других людей - 0 баллов |
|
Затрудняюсь ответить - 1 балл |
||
Оказывался(ась). Принял(а) решение самостоятельно - 2 балла |
||
3) Брали ли вы на себя руководство группой, когда необходимо было содействовать изменениям, преодолеть тупиковую ситуацию? |
Нет, и чаще всего отказываюсь от данной роли - 0 баллов |
|
Брал(а) руководство, но не всегда получалось решить сложившуюся ситуацию - 1 балл |
||
Брал(а) руководство, активно решал(а) сложившуюся ситуацию - 2 балла |
Помимо качественной оценки ответов на вопросы собеседования, возможна балльная оценка (вариант выставления баллов представлен в таблице 1).
Кейс «В городе N»
Кейс поможет оценить такие личностные качества, как добросовестность, настойчивость, организованность.
Фабула. В городе N проживает человек под именем А. Он работает в городском суде уже 5 лет. Будучи судьей, А рассматривает много дел, причем случается так, что ему приходится изучать несколько дел параллельно. Его коллега Л - второй судья. Зачастую он откладывает все дела на последний месяц, хотя у него бывает достаточно времени для рассмотрения их в назначенный период. Уже несколько раз ему объявлялось наказание за просрочку дела, так как в назначенный срок кто-либо из свидетелей не мог явиться в суд для дачи показаний, и, следовательно, дело в очередной раз откладывалось. Так как Л не справляется, он отдает более сложные дела А. Часто Л выносит вердикт даже если не хватает доказательств (списывая на то, что вина итак очевидна).
Задание. Оцените действия Л. Что он делает не так?
Таблица 2 - Интерпретация ответов на кейс «В городе N»
Варианты ответов |
Интерпретация |
Считает, что ничего неправильного Л не делает. Реальность такова, что со многими такое случается, и дела делаются в последний момент. Отдавать дела другому судье, это нормальное явление, если не справляешься. Не видит ничего такого в том, что дела доказываются не полностью, но вердикт при этом выносится. |
Такой ответ может говорить о том, что у человека отсутствует добросовестность и при любом удобном случае он может поступить так же, как герой Л из кейса. Он даже не пытается хоть немного осудить действия Л, наоборот, поддерживает и оправдывает его. |
Осуждает действия Л, говорит, что надо делать все вовремя и ответственность на других не перекладывать. Советует перепроверять дела и не допускать таких ошибок впредь. |
Такой ответ больше напоминает социально-желаемый. Кандидат на самом деле может не считать так, а лишь производить эффект на слушателя. |
Говорит - действительность
такова, что такие случаи нередки в организациях, даже таких, как суд. И если
уж Л решил откладывать дела на последний момент, нужно было спланировать это
все заранее, чтобы в намеченные сроки все дела были рассмотрены. Прежде чем
отдавать более сложные дела коллеге, необходимо с этим коллегой договориться
и распределить нагрузку поровну (например, один рассматривает 3 сложных дела,
второй 6, но более легких). |
Такой ответ показывает, что человек признает, что такие ситуации случаются, и вполне возможно, и он мог также поступить. Но в то же время человек ценит чужое время и силы, поэтому не будет рисковать и сваливать свою работу на другого без его ведома, что могло бы привести к конфликтам на рабочем месте. |
Предложенные варианты собеседования и кейс позволят получить дополнительную информацию для оценки профессионально важных качеств кандидатов на должность судьи.
Такие профессионально важные качества судьи, как добросовестность, уровень правосознания, принципиальность, настойчивость и решительность, необходимо дополнительно оценивать с помощью качественных методов собеседования и кейс-метода. При построении собеседование большее внимание следует уделять проективным вопросам и интервью по компетенциям с целью избегания социальной желательности ответов. Разработанные вопросы для собеседования и кейс-метод применим для оценки кандидатов на должность судьи.
Список литературы:
1. Козлова Ю.А. Специфика отбора кандидатов на должность судьи на современном этапе развития гражданского общества // Сборник статей по материалам ежегодной международной научно-практической конференции «Проблемы правового обеспечения безопасности личности, общества и государства». - М., 2015. - С. 291-294.
2. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения // Российское право в Интернете. - 2009. - № 10 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://evolkov.net/ case/case.study.html (Дата обращения 10.06.2017).
3. Качалина Е.Б. Использование кейс-метода в процессе преподавания дисциплин предметной подготовки студентов педагогического колледжа // Инновации в образовании. - 2009. - № 1. - С. 110-116.
Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук (МК-6409.2018.6).