Актуальность данного исследования также обусловлена еще и тем, что у моряков, находящихся в рейсах в состоянии длительной социальной депривации, изменяется психологический склад в сторону интроверсии, депрессии, появлению синдрома «насильственной коммуникации», замкнутости, уходу в себя и склонности к суицидам. Также утрачиваются важные эмоциональные связи со своей семьей и близкими людьми, а также другие разнообразные связи, связанные с их интересами, увлечениями. Находясь вдалеке от дома, они остаются как бы в «законсервированном» состоянии с того момента, как ушли в море, поскольку теряются навыки использования социальных институтов (торговли, образования, транспорта и пр.), сужаются сферы активности, появляется информационный голод. В свою очередь, взгляды людей, живущих на берегу, меняются с течением событий повседневного мира, что часто приводит к семейным ссорам, конфликтам и разводам [9]. Поэтому необходимо заниматься их профилактикой еще на этапе профессионального становления будущих моряков.
Атрибутами процесса обучения курсантов мореходного училища является изоляция от привычных социальных контактов; вынужденная необходимость взаимодействия друг с другом при решении бытовых и служебных задач; проживание в морском общежитии, где деятельность курсантов строго регламентирована и упорядочена; сенсорная и эмоциональная депривация в условиях многомесячных командировок и пребывания в открытом морском пространстве. Как можно убедиться, это не способствуют осознанию особенностей института брака, ролевых позиций мужчины и женщины, семейных ролей и их распределения, развитию ответственности, связанной с партнерством и воспитанием детей [1].
В связи с этим, целью данного исследования является коррекция представлений о семейных ролях у курсантов мореходного училища. В качестве гипотез мы предположили, что коррекция представлений о семейных ролях (на примере супружеских и детско-родительских) у курсантов мореходного училища возможна посредством коррекционной программы, включающей техники психодрамы, когнитивно-поведенческой и арт-терапии. При этом, разнообразие средств коррекционной программы будет способствовать уменьшению рассогласований в представлениях курсантов мореходного училища о распределении ролей между мужем-отцом и женой-матерью; смене представлений о семейных ролях как традиционных на партнерские; осознанию ответственности за каждый аспект выполнения семейной роли между обоими супругами; появлению более равномерного распределения ролей в семье.
В качестве теоретического объекта выступают методы психологической коррекции, а эмпирического - курсанты мореходного училища старших курсов. Предметом исследования являются психокоррекция представлений о семейных ролях у курсантов мореходного училища средствами психодрамы, когнитивно-поведенческой и арт-терапии.
Данное исследование проводилось на базе одного из мореходных училищ Архангельской области. Выборка состоит из 31 курсанта мужского пола 3 курса в возрасте 18-19 лет, среди которых 16 человек составили экспериментальную группу, 15– контрольную. Методический инструментарий исследования содержит опросник «Распределение ролей в семье» Ю. Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, Е.М. Дубовской; опросник «Семейные роли» А.В. Черникова; методика «Представления об идеальном родителе» Р.В. Овчаровой; сочинение-рассуждение на тему «Мой образ идеальной будущей семьи».
Анализ полученных результатов позволяет говорить о том, что у курсантов представления о семейных ролях соответствуют традиционной модели (мужчина – ответственный за материальное обеспечение семьи; женщина – хозяйка и воспитатель), а также отмечается неравномерная ролевая структура семьи, так как ответственность за выполнение большинства ролей приписывается жене, а не мужу.
В связи с этим, нами была разработана коррекционная программа, целью которой является диагностика и коррекция представлений о семейных ролях у курсантов мореходного училища и выявление их специфики в семьях моряков. Программа содержит 4 темы в общем объеме 9 часов и предполагает проведение четырех групповых занятий один раз в неделю по 2 – 2,5 часа на темы: 1) идеальные семейные роли; 2) супружеские роли; 3) родительские роли; 4) особенности семьи моряка.
Задачи коррекционной программы:
провести диагностику представлений о семейных ролях;
актуализировать и обобщить представления курсантов о семье, ролях, семейных ролях;
познакомиться с психологическими факторами формирования семьи, жизненными и кризисными циклами, с психологическими характеристиками супружества и супружескими ролями;
сформировать представления о типах отцовства и материнства, отцовских и материнских ролях, параметрах отцовской и материнской роли;
выявить специфику супружеских и детско-родительских отношений в семьях моряков, а также определить важность осознания семейных ролей в семьях моряков.
Программа коррекции представлений о семейных ролях у курсантов мореходного училища разработана на основе знакомства с программами тренингов подготовки к семейной жизни С.С. Москвина [7], взаимодействия родителей с детьми И.М. Марковской [6], формирования супружеских отношений В.Б. Шапарь [11], формирования готовности молодежи к семейной жизни [8], а также программы коррекционных занятий «Управление негативными эмоциями средствами саногенного мышления или как стать хозяином своих эмоций Т.Б. Булыгиной [2].
Коррекционная программа сконцентрирована на устранении определенных нарушений поведения и требует высокой структурированности (целенаправленные упражнения, жесткий терапевтический план). Форма работы – групповая, которая предпочтительней во временном плане, отражает общество в миниатюре, облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания, способствует личностному росту, делает очевидными такие скрытые факторы, как давление партнеров, социальное влияние и конформизм, а также обеспечивает получение обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами. В группе человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров, участники могут идентифицировать себя с другими, "сыграть" роль другого человека для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения, применяемыми кем-то. Взаимодействие в группе создает напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого, помогает решению межличностных проблем; групповая форма [2].
Структура каждого занятия состоит из вводной, основной и заключительной частей. Вводная часть включает вступление, обсуждение цели и задач занятия, повторение пройденного материала. В основной части участники занимаются актуализацией новой темы, знакомятся с теоретическим материалом о различных аспектах семейных ролей, выполняют задания на закрепление полученных знаний и освоение умений и навыков. Заключительная часть связана с рефлексией приобретенного опыта.
Реализация программы предполагает использование ролевых игр, тренинговых упражнений, дискуссий, а также методов, приемов и техник из психодрамы, когнитивно-поведенческой терапии и арт-терапии. Это позволяет экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров, идентифицировать себя с другими, «сыграть» роль другого человека, осуществить поиск новых эффективных способов поведения и т.п. Например, выполнение упражнения в психодраматической технике «Скульптура семьи» позволяет актуализировать представления об идеальных семейных ролях, стратегиях взаимодействия и требует от группы чувство доверия, спонтанного поведения, игривости, шаловливости, готовности принять риск и опробовать новое поведение.
В данном случае режиссер просит одного из участников группы стать «мужем», выбрать из присутствующих себе «жену» и построить с ней гармоничные и осознанные отношения. Затем они должны принять решение о рождении своего первого ребенка (сына или дочери) и смоделировать перестройку системы взаимоотношений в семейной паре и т.д. Таким образом, демонстрируется весь жизненный путь семьи от рождения до распада с её кризисными периодами и отрабатываются эффективные стратегии их предупреждения и преодоления.
Этот же сценарий используется и при выявлении специфики супружеских и детско-родительских отношений в семьях моряков. Режиссер также просит одного из участников группы стать «мужем», выбрать из присутствующих себе «жену» и построить с ней осознанные отношения. Затем сценарий предполагает уход мужа-моряка в море и разлуку с молодой женой. В этом случае участникам ситуации задаются, например, вопросы:
Жене: Что ты сейчас чувствуешь? Что бы ты сейчас хотела услышать от своего мужа? Что он делает для того, чтобы чувствовать себя изолированной, отверженной, нелюбимой? В чем бы ты хотела изменить поведение мужа по отношению к тебе? Какие его слова расстраивают больше всего?
Мужу: Что сейчас происходит с тобой? Что тебе сейчас не хватает от своей жены? Что бы ты хотел услышать от нее? В какие моменты ты чувствуешь себя особенно одиноко? Что сейчас происходит между вами?
Режиссер направляет действующих лиц подсказками, предлагает новые события семейной жизни, включая новых членов семьи (детей, зятя, невестку, внуков и т.п.). Так, после предъявления информации о том, что в молодой семье будет ребенок, режиссер расспрашивает участников моделирования ситуации:
Жену: Как ты себя чувствуешь, когда узнала о беременности? В чем ты сейчас нуждаешься в отношении мужа? Какие слова хочешь от него услышать? Какую реакцию от него ждешь?
Мужа: Что сейчас с тобой происходит, когда ты узнал, что станешь отцом? Что бы ты сейчас сказал своей жене? Что ты чувствуешь по отношению к своему не родившемуся ребенку?
Программа коррекции представлений о семейных ролях включает также техники арт-терапии. Известно, что семейная арт-терапия ориентирована на решение как диагностических, так и коррекционных (реконструктивных) задач: изучение прошлого и формирование представлений о будущем опыте семейных ролей, выражение и осознание неосознаваемых переживаний членов семьи, причинно-следственных связей в отношениях и реакциях в семейных ролях, выявление и коррекция дисфункциональных вариантов семейного взаимодействия, обогащение опыта, связанного с успешным решением семейных проблем и т.п. [4]. В нашем случае используется арт–терапевтическая техника «Коллаж своей будущей идеальной семьи» с целью актуализации представлений об идеальных семейных ролях и изучения тех аспектов представлений о функционировании семьи, которые с трудом поддаются оценке. Благодаря своему невербальному характеру средства визуальной экспрессии позволяют курсантам осознать семейные роли и отношения, способы взаимодействия, многие ранее не осознаваемые или отрицаемые аспекты функционирования семейных ролей, сделать их более наглядными и понятными [4].
В программе используются также такие техники когнитивно-поведенческой терапии, как выявление и анализ негативных установок и иррациональных мыслей относительно нормативных представлений о семейных ролях, дисфункциональных, деструктивных когнитивных схем и причин их возникновения, оспаривание негативных, автоматических мыслей и стоящих за ними более глубоких убеждений, нахождение доказательств их иррациональности, неправильности, когнитивное переструктурирование [5]. Например, курсантам предлагается сформулировать правила поведения мужчинам по отношению к женщинам вообще, и к своей жене; заполнить таблицу «Особенности отцовского и материнского воспитания детей», осознать свои иррациональные предрассудки в воспитании мальчиков и девочек и т.п. В свою очередь, заключительная часть включает в себя рефлексию приобретенного опыта.
Доказательством эффективности разработанной нами коррекционной программы является тот факт, что на основании полученных результатов по опроснику «Распределение ролей в семье» Ю.Е. Алешиной и др. распределение семейных ролей в представлениях курсантов мореходного училища экспериментальной группы стало более равномерным. Испытуемые стали в большей степени приписывать распределение ролей поровну между супругами, появилось понимание того, что ответственность за каждый аспект семейной жизни должно распределяться поровну между супругами (мужем и женой) и муж должен принимать активное участие в воспитании детей и играть роль хозяина так же часто, как и супруга (такая позиция стала характерна для 97 % курсантов).
Анализ полученных данных по методике А.В. Черникова показывает, что после воздействия уменьшилось количество представлений о конфликтных ролях жены (супруги), снизились показатели представлений о хозяйственных (с 2,4 баллов до 1,9) и воспитательных ролях жены (с 2,7 баллов до 1,9) и повысилась значимость хозяйственной (с 1,5 балла до 2,3) и воспитательной роли мужа, а в оценках испытуемых стали преобладать более позитивные представления о семейных ролях мужа.
Сравнение полученных данных по методике Р.Г. Овчаровой позволило определить, что, если до воздействия по мнению юношей для идеальной матери характерны такие семантические дифференциалы как «Положительное», «Теплое» и «Предлагаемое», а для идеального отца - «Положительное» и «Должное» с точки зрения когнитивного, эмоционального и поведенческих аспектов, то после воздействия для идеальной матери стали характерны такие семантические дифференциалы как «Положительное» и «Теплое», а для идеального отца - «Теплое» и «Предлагаемое» с точки зрения эмоционального аспекта.
Анализ и сравнение сочинений-рассуждений на тему «Мой образ идеальной будущей семьи» показал, что после воздействия в контрольной группе изменения не наблюдаются. В то время, как в экспериментальной - уже большинство (75%) курсантов отметили, что все роли могут распределяться обоими супругами в равной степени, что свидетельствует об их готовности брать на себя ответственность за различные роли, а не перекладывать на жену. При этом, распределение семейных ролей идет по эгалитарной модели (пропорциональное распределение семейных обязанностей) и ролевая структура семьи является равномерной.
Таким образом, после воздействия у курсантов мореходного училища представления о семейных ролях стали более полными, появилось осознание ответственности за каждый аспект выполнения семейной роли между обоими супругами, необходимости активного участия мужа-отца в воспитании своих детей и выполнения роли хозяина наравне с супругой. Разработанная и адаптированная нами программа коррекции представлений о семейных ролях средствами психодрамы, когнитивно-поведенческой и арт-терапии может использоваться при психологическом сопровождении не только курсантов мореходных училищ, но и будущих специалистов, профессиональная деятельность которых будет предполагать длительные командировки.
Список литературы:
Бугакова Е.С. Формирование коммуникативной компетентности у курсантов ВУЗа морского профиля // Теория и практика общественного развития. – Краснодар: Издательский дом "ХОРС", 2015. - № 9. - С. 246-252.
Булыгина Т.Б. Как стать сильным родителем: учебное пособие. - Архангельск: изд-во Кира, 2013 - 256 с.
Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. - М: Ось-89, 1999. – 176 с.
Копытин А.И. Семейная арт-терапия // Вестник практической психологии образовании. – 2010. - №1(22). – С. 97–103.
Мак Маллин Р. Практикум по когнитивной терапии. - СПб.: Речь., 2001. – 560 с.
Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. — СПб.: Речь, 2005. - 150 с.
Москвина С. С. Формирование у старшеклассников брачно-семейных ценностей // Воспитание школьников. - 2013. - № 1. - С. 66-67.
Олифирович Н.И. Формирование готовности студенческой молодежи к семейной жизни: учебно-методическое пособие. – Минск: БГПУ, 2008. – 175 с.
Орлова В. В. Фактор разлуки в семейно-брачных отношениях моряков и рыбаков Приморья // Молодой ученый. — 2010. — №3. — С. 226-231.
Тарновска-Якобец У.Я. Особенности социализации детей с дистантным отцовством (на примере семей моряков и рыбаков дальнего плавания): дисс. ... д-ра пед. наук. — Москва, 2006. — 354 с.
Шапарь В.Б. Тренинг формирования супружеских отношений. – М.: Феникс, 2006. – 176 с.