ПРОЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» НА ТЕМУ «ВНЕШНИЕ УСТРОЙСТВА ХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ» - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» НА ТЕМУ «ВНЕШНИЕ УСТРОЙСТВА ХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Цель занятия: исследование функциональных возможностей и особенностей внешних хранителей информации.

Задачи:

Дидактические:

  • способствовать освоению понятий из данной предметной области;

  • создать условия для формирования умений различать различные устройства хранения информации, проводить их анализ и осуществлять характеристику.

  • обеспечивать формирование профессиональной компетенции

Развивающие:

  • совершенствование логического мышления;

  • совершенствование навыков групповой работы;

  • совершенствование умения вести диалог.

Воспитательные:

  • воспитание интереса к изучению дисциплины, к учебной деятельности;

Ведущая технология: информационная

Тип занятия: исследовательский урок

Вид занятия: традиционный урок

Методы обучения:

  • словесные методы;

  • наглядные методы;

  • практические методы

  • применение ИТ.

План учебного занятия

Этап учебного занятия

Отводимое время на этап

I. Организационный момент

5 минут

II. Актуализация опорных знаний, актуальность темы

10 минут

III. Целевая ориента­ция

5 минут

IV. Изложение нового материала

5 минут

V. Проведение практического занятия

40 минут

VI. Проверка усвоения знаний

10 минут

VII. Выдача домашнего задания.

5 минут

VIII. Подведение итогов занятия.

5 минут

IX. Рефлексия.

5 минут

Итого:

40 минут + 45 минут = 90 минут

Продолжительность учебного занятия – 90 мин.

ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ:

ЭТАП

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА

РЕЗУЛЬТАТ

I. Организационный момент

Приветствие. Организация внимания. Подготовка учащихся к занятию.

Педагог: Здравствуйте. На сегодняшнем занятии мы с вами будем изучать тему «Внешние хранители информации». Оценка учебной работы будет проводиться на основе рейтинговой системы контроля ваших учебных достижений. Сегодня вы сможете получить баллы за выполнение домашнего задания, ответы на вопросы во время лекции, дополнения по теме, выполнение практической работы и тестовые задания. В зависимости от набранного количества баллов, будут отмечены самые активные студенты. Если хотите ответить - прошу поднять руку, а не кричать с места. В начале занятия проверим домашние задние, изучим новую тему, потом- проведем закрепление знаний в форме практической работы и тестирования. В конце занятия мы подведем итоги урока, проведем рефлексию и запишем задание на дом.

Приветствие. Настрой на учебную деятельность.

Методы общения, планирования деятельности

Готовность обучающихся к занятию

1. Подготовка обучающихся к уроку.2. Настрой на учебную деятельность.3. Мотивация к активной деятельности на уроке путём получения дополнительных баллов.

II. Актуализация опорных знаний, актуальность темы.

Обеспечение мотивации учебной деятельности.

Беседа, направленная на повторение пройденного материала, проверку качества усвоения ранее изученного.

Педагог: Приступим к сегодняшней теме занятия «Внешние устройства хранения информации».

(Приложение 1,рис.1)

Педагог: В ходе занятия я буду задавать вопросы. За 1 правильный ответ вы получаете 1 балл. (Приложение 1,рис.2)

Но для начала давайте обсудим ее актуальность в наше время.

Педагог: Вы считаете данную тему актуальной? Почему? (Приложение 1,рис.3)

Студенты отвечают.

Педагог: Как тема «внешние хранители информации» пригодится в нашей специальности? (Приложение 1,рис.4)

Педагог: Как хранили информацию раньше? (Приложение 1,рис.5)

Студенты перечисляют как хранили информацию раньше.

Педагог: Все ваши ответы верны. Обратите внимание на слайд, здесь представлен список хранения информации в прошлое время.

(Приложение 1,рис.6)

Воспроизведение знаний; ответы на вопросы, задаваемые преподавателем; восполнение пробелов в знаниях

Ответы на вопросы, методы устной проверки, методы мыслительной деятельности.

1. Активизация мыслительной деятельности обучающихся. 2. Восстановление в памяти обучающихся тех знаний и умений, которыми они уже владеют и которые будут им необходимы для изучения новой темы.

III. Целевая ориента­ция

Предъявление темы, плана и целей урока. Объяснение, что будет изучаться на уроке, за что можно получить дополнительные баллы

Педагог: Приступаем к работе. Запишите число и тему сегодняшнего занятия.

Педагог: В результате освоения темы вы должны Знать:

1)Понятие«устройства хранения информации»;

2)Виды устройств хранения информации;

3)Функциональные возможности и особенности внешних устройств хранения информации;

Уметь:

1)Различать типы устройств;

2)Самостоятельно разрабатывать алгоритм исследования внешних хранителей информации;

3)Исследовать функциональные возможности и особенности внешних хранителей информации на основе самостоятельно разработанного алгоритма;

4)На основе исследования внешних хранителей информации найти накопитель, который будет отвечать след. требованиям: маленький по размерам, прост в подключении не только к компьютеру, но даже к телевизору, предназначен для чтения и многократной записи файлов, подключается через гнездо «USB».

Педагог: Есть какие-либо вопросы по целям, плану, содержанию темы в целом?

Педагог: Изучение темы позволит вам научиться самостоятельно разрабатывать алгоритм исследования, исследовать функциональные возможности и особенности внешних хранителей информации.

(Приложение 1,рис.7)

Осмысление темы, плана, целей, ведение записей.

Усвоение условий оценки учебной работы.

Методы и средства планирования и мотивации учебной деятельности

Технические средства:

Средства применения ИТ:

ПК

Проектор

Принятие обучающимися цели занятия, актуализация опорных знаний.

Мотивация к активной деятельности на уроке путём получения дополнительных баллов

.

IV. Изложение нового материала

Педагог: Запишите

план изучения темы.

План изучения темы

  • Понятие «устройства хранения информации»

  • Исследовать самостоятельно функциональные возможности и особенности внешних хранителей информации, на основе алгоритма исследования разработанного самостоятельно.

(Приложение 1,рис.8)

Педагог: Запишите определение «запоминающее устройство» (Приложение 1,рис.9)

Педагог: Так как у нас урок исследования, поэтому вы далее работаете самостоятельно с новым материалом.

Усваивание получаемой информации.Ведение записей и первичное запоминание информации.

Самостоятельное изучение вопроса по теме.

Ответы на вопросы преподавателя.

Методы и приемы преподавания: словесные, наглядные, практические.

Методы и приемы учения: наблюдение, конспектирование, методы мыслительной деятельности.

Технические средства:

Средства применения ИТ:

ПК

Проектор

Демонстрация учащимися самостоятельной учебной работы

V.Проведение практического занятия

Педагог: Приступаем к выполнению практической работы. Но вначале прослушайте инструктаж по выполнению лабораторной работы.Текст инструктажа. (Приложение 2)

Педагог формирует знание способов деятельности. Приступает к объяснению практического задания. (Приложение 3).

Педагог: На рабочем столе каждого компьютера расположена папка, в которой находится наша практическая работа. Открываем текстовый документ.

Объяснение темы и цели практической работы (Приложение 1, рис. 10)

Педагог: Вам необходимо исследовать самостоятельно функциональные возможности и особенности внешних хранителей информации, на основе алгоритма исследования разработанного самостоятельно, найти хранитель информации который отвечает указанным характеристикам. Так же в документе есть источники которыми вы можете пользоваться.

Педагог: Критерии оценивания практической работы вы можете увидеть на слайде. (Приложение 1, рис. 11). На выполнение работы вам дается 40 минут.

Педагог выявляет качество и уровень овладения умениями, обеспечивает их коррекцию. По истечении времени, проверяет работы, учитывая при этом Критерии оценки деятельности обучающихся (Приложение 4) , фиксирует оценки в регистрационной карте (Приложение 5).

Демонстрация способов

Практические методы, методы мыслительной деятельности, анализ, сравнение

Учет результатов работы

Технические средства

Средства применения ИТ

ПК

Проектор

Демонстрация способов деятельности при

выполнении практической работы

VI. Проведение тестирования (проверка усвоения знаний)

Педагог выявляет структуру и уровень усвоения знаний.

Педагог проводит инструктаж, уточняет, что нужно сделать и что при этом нужно использовать.

Педагог: А сейчас я вам предлагаю пройти тестирование, которое выявит структуру и уровень знаний, которые остались у вас после этого занятия. (Приложение 6). Не совещаемся, пользоваться текстом практической работы можно.

Педагог: Для выполнения тестовых заданий вам следует открыть приложение, приступить к прохождению теста. Оценка за выполнение тестовых заданий выставляется автоматически.

Критерии оценки тестовой работы:

Если выполнено от 80-100% правильно – оценка «отлично» (5 баллов);

от 60-80% - оценка «хорошо» (4 балла);

от 30-60% - оценка «удовлетворительно» (3 балла);

0 – 30% - оценка «неуд» (0 баллов);

Педагог распределяет время на самостоятельную работу.

Педагог: На выполнение тестового задания вам даётся 15 минут.

Педагог совершает целевые обходы рабочих мест, проводит проверку и оценивание результатов выполнения тестовых заданий.

Усвоение условий работы, демонстрация знаний, выполнение тестовых заданий

Стандартизированный контроль, тестирование на основе тестовой оболочки

Технические средства

Средства применения ИТ

ПК

Проектор

Получение достоверной информации о достижении всеми обучающимися требуемых результатов обучения

VII. Выдача домашнего задания.

Педагог: Запишите и скачайте домашнее задание (Приложение 7)

Вам необходимо:

1)Самостоятельно найдите и изучите материал по внутренним хранителям информации.

2) Выберите одно из устройств внутреннего хранения информации. Дайте определение и напишите несколько интересных фактов о нем.

(Приложение 1,рис.12)

Педагог обращается к студентам с уточняющим вопросом: «Что непонятно по домашнему заданию (его объему, его содержанию, способам выполнения)?

Педагог отвечает на возникшие вопросы студентов.

Усвоение цели, содержания, объема и способа выполнения домашнего задания

Словесные, наглядные

Технические средства

Средства применения ИТ

ПК

Проектор

Создание необходимых и достаточных условий для качественного и своевременного выполнения ДЗ

VIII. Подведение итогов занятия

Педагог: Итак, сегодня мы хорошо с вами поработали и многое успели изучить. Сейчас я озвучу оценки за лабораторную работу и за тестирование.

Педагог подводит итоги занятия, называет оценки за выполнение практического задания и тестирование.

При этом пользуется регистрационной картой, комментирует выставление оценок; выделяет лучшие работы, отмечает достоинства и недостатки работ; дает рекомендации. (Приложение 1, рис 13)

Согласование оценки и самооценки обучающимися учебной деятельности

Методы учета учебной работы, анализ результатов обучения

Получение учащимися информации о реальных результатах обучения

IX. Рефлексия

Педагог: Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

  1. Что вы поняли по теме занятия?

  2. В чем сегодня разобрались?

  3. Что нового узнали?

  4. Что систематизировали?

  5. Что уточнили, дополнили? (Приложение 1, рис. 14)

Спасибо за урок!

(Приложение 1, рис. 15)

Рефлексия на результаты обучения.Высказывание общего мнения и впечатления об уроке, пожеланий к его совершенствованию.

Самоанализ, самооценка

Осмысление обучающимися своих действий

Характеристика методов и приемов, реализуемых в процессе обучения

В данном проекте реализован целый комплекс методов обучения. Автор применяет методы мотивации и стимулирования учебной деятельности, элементы рейтингового контроля, ведет учет учебных достижений и решает при этом целый ряд задач, обеспечивающих активизацию учебной деятельности, усиление интереса к учебной деятельности, интереса к изучению дисциплины.

Применение методов устного изложения: беседы, объяснения, инструктажа способствуют передаче и формированию знаний, обобщению и систематизации знаний, усвоению понятий. Беседа и объяснение применялись на этапе актуализации опорных знаний, при изучении нового материала, в процессе рефлексии. Инструктаж – в ходе выполнения практической работы, самостоятельной групповой работы, на этапе автоматизированного контроля.

Проект дает возможность организации групповой самостоятельной работы обучающихся на различных этапах занятия, привлечения студентов к выполнению заданий опережающего характера.

Организуя самостоятельную работу обучающихся, педагог предъявляет задание, дидактические материалы к нему и проводит инструктаж. Педагог призывает студентов задавать вопросы, неоднократно спрашивает о том, все ли понятно.

Педагог реализует методы анализа учебной работы, комментирует выставление оценок, формируя обучающихся реальную картину их учебных достижений. На занятии ведется учет учебной работы, что значительно упрощает подведение итогов.

Применение информационных технологий повышает эффективность учебного процесса.

Автоматизированный контроль знаний значительно сокращает время, отводимое на проверку и оценку результатов обучения, а элементы рейтингового контроля обеспечивают индивидуализацию обучения и оптимизацию проведения контроля.

Приложение 1

Презентация к уроку

Рис.1

Рис.2

Рис.3

Рис.4

Рис.5

Рис.6

Рис.7

Рис.8

Рис.9

Рис.10

Рис.11

Рис.12

Рис.13Рис.14

Рис.15

Приложение 2

Инструктаж

Инструктаж к проведению практической работы

На рабочем столе каждого компьютера расположена папка, в которой находится наша первая практическая работа. Открываем текстовый документ.

По окончании урока вы должны: разработать алгоритм исследования функциональных возможностей и особенностей внешних хранителей информации, знать функциональные возможности и особенности внешних устройств хранения информации, найти накопитель, который будет отвечать указанным требованиям, результат оформить в документе Microsoft Word.

В конце задания есть ссылки на интернет ресурсы с необходимой информацией.

Ход практической работы и итоговое задание вы увидите в конце документа в виде таблицы. На выполнение работы вам дается 35 минут.

4 балла: вся работа выполнена без ошибок и в полном объеме.

3 балла: вся работа выполнена без ошибок или с небольшими погрешностями в полном объеме.

2 балла: в работе присутствовали серьезные ошибки ИЛИ работа выполнена не полностью.

1 балл: отсутствует часть задания.

0 баллов: обучающийся ничего не сделал.

Приложение 3

Практическая работа

Внешние хранители информации.

Тема : исследование функциональных возможностей и особенностей внешних хранителей информации.

Цель работы: исследовать самостоятельно функциональные возможности и особенности внешних хранителей информации, на основе алгоритма исследования разработанного самостоятельно.

МТО: персональный компьютер, текстовый редактор Microsoft Word.

Ход выполнения:

  • Самостоятельно разработать алгоритм исследования внешних устройств хранения информации;

  • Самостоятельно исследовать функциональные возможности и особенности внешних устройств хранения информации на основе разработанного алгоритма;

  • На основе исследования внешних хранителей информации найти накопитель, который будет отвечать след. требованиям: маленький по размерам, прост в подключении не только к компьютеру, но даже к телевизору, предназначен для чтения и многократной записи файлов, подключается через гнездо «USB».

  • Результат оформить в документе Microsoft Word.

Интернет источники:

  • http://minterese.ru/vneshnie-nositeli-informatsii/

  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Носитель_информации

  • https://studopedia.org/8-141290.html

Приложение 4

Критерии оценивания

Критерии оценки выполнения лабораторной работы:

4 балла: вся работа выполнена без ошибок и в полном объеме.

3 балла: вся работа выполнена без ошибок или с небольшими погрешностями в полном объеме.

2 балла: в работе присутствовали серьезные ошибки ИЛИ работа выполнена не полностью.

1 балл: отсутствует часть задания.

0 баллов: обучающийся ничего не сделал.

Критерии оценки выполнения тестирования:

Оценка «отлично» (5 баллов) ставится при правильном ответе на все задания теста.

Оценка «хорошо» (4 балла) ставится при правильном ответе на 4 из 5 вопросов тестирования.

Оценка «удовлетворительно» (3 балла) ставится при правильном ответе на 3 из 5 вопросов тестирования.

Оценка «неудовлетворительно (0, 1, 2 балла) ставится при правильном ответе на 1, 2 вопроса тестирования или при неправильном выполнении всего теста.

Критерии оценки выполнения домашнего задания:

4 балла: вся работа выполнена без ошибок и в полном объеме.

3 балла: вся работа выполнена без ошибок или с небольшими погрешностями в полном объеме.

2 балла: в работе присутствовали серьезные ошибки ИЛИ работа выполнена не полностью.

1 балл: отсутствует часть задания.

0 баллов: обучающийся ничего не сделал.

Деятельность обучающихся оценивается по балльно-рейтинговой системе.

Приложение 5

Регистрационный лист

Форма регистрационной карты учета учебных достижений

№п/п

ФИО студента

Работа при повторении

Работа на лекции

Практическая работа

Тестирование

Итог

(в баллах) за урок

1.

Башаров Эмиль

2

1

4

5

4

3

2

12

             

Приложение 6

Тестирование

Приложение 6

Домашнее задание

Домашнее задание:

1)Самостоятельно найдите и изучите материал по внутренним хранителям информации.

2) Выберите одно из устройств внутреннего хранения информации. Дайте определение и напишите несколько интересных фактов о нем.

Критерии оценивания:

4 балла: вся работа выполнена без ошибок и в полном объеме.

3 балла: вся работа выполнена без ошибок или с небольшими погрешностями в полном объеме.

2 балла: в работе присутствовали серьезные ошибки ИЛИ работа выполнена не полностью.

1 балл: отсутствует часть задания.

0 баллов: обучающийся ничего не сделал.

 

 

Просмотров работы: 89