Заглядывая в историю России в период командно-административной системы экономики можно было увидеть тенденцию развития именно производства, когда во многих странах Европы и Северной Америки активно развивалась сфера услуг. При этом в СССР наблюдались все предпосылки для установления сферы услуг в качестве ведущей в экономике страны, так как были сделаны прорывы и достижения в сферах образования, медицины, культуры и т.д.
Такое положение во многом сказывается из-за системы управления экономикой, а именно отсутствием как таковых рыночных отношений в корне, также наличием монополий во всех секторах и отраслях экономики. Также негативным фактором было и то, что государство, как производитель услуг проявлял негибкость по отношению к изменению спроса и предложения на рынке, тем самым в экономике существовали отрасли с низкой рентабельностью и степенью спроса у людей, следует отметить и отсутствие конкуренции на рынке услуг, что в свою очередь не давало выбора потребителям в приобретении какой-либо услуги. [2]
Ситуация стала меняться в постсоветский период с переходом России к смешанному типу экономики. Это благоприятно сказалось на развитии сферы услуг, однако в середине 90-х годовых из-за спада производства и сокращения располагаемого дохода населения экономика вошла в стадию кризиса, до степени, когда был объявлен дефолт. Все это негативно сказывалось на развитии сферы услуг. Многим людям приходилось пренебрегать определенными видами услуг с целью экономии, люди перешли на вид самообслуживания. Однако статистические показатели зафиксировали рост теневой экономики в сфере услуг. Это сказывалось на том, что люди, не имея юридического статуса выступали в роли продавца услуг по заниженной цене с целью получения хоть небольшого, но заработка.
За время развития рыночных отношений, сфера услуг в Российской Федерации достигла наиболее качественного и весьма конкурентоспособного мирового уровня. В новых социально-экономических условиях особую актуальность приобретает государственное регулирование деятельности отечественной сферы услуг и отдельных сервисных отраслей. Такое регулирование необходимо для обеспечения оптимального сочетания государственных контролирующих мер и справедливых конкурентных условий для производителей услуг, а также для защиты прав потребителей. В связи с этим среди направлений государственного регулирования наиболее важными являются законодательное регулирование (Законы РФ «Об образовании», «О защите прав потребителей», Федеральные законы «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации», «О банках и банковской деятельности», «Об аудиторской деятельности», законодательство в отношении ряда других профессиональных услуг). [3] При этом стоит отметить что почти 50% малых предпринимателей осуществляют свою деятельность именно в секторе сервиса и услуг.
Можно просмотреть анализ долевого соотношения ВВП России для наглядности вышесказанных слов.
Рисунок-1. Доля отраслей в ВВП России, в %.
Данные Росстата показали, что сфера услуг в совокупности приносит наибольший вклад в развитие ВВП России. Ее доля составляет 17,3% от всего ВВП страны. Не смотря, на то, что львиную долю доходов занимает производство и добыча полезных ископаемых, мы видим, что их доля из года в год начинает падать, это сказывается на политике государства, которая ориентировочно направлена на развитие предпринимательства и уход от «нефтяной иглы» в структуре доходов. Вызвано это всплеском активности на рынке услуг. Согласно данным Росстата данный вид деятельности за 9 месяцев 2016 г. принес ВВП России 9,4 трлн. рублей, увеличившись с 2012 г. на 3,1 трлн. рублей. [4]
Таблица 1.
Доля отраслей в ВВП России в %, за исключением налогов
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|
Гостиницы и рестораны |
1 |
1 |
0.9 |
0.9 |
0.9 |
Госуправление |
6.4 |
6.7 |
8.6 |
8.3 |
8.2 |
Добыча полезных ископаемых |
11.1 |
10.4 |
9.1 |
10.1 |
9.6 |
Домашние хозяйства |
0 |
0 |
0.6 |
0.7 |
0.7 |
Здравоохранение |
3.7 |
4 |
3.9 |
4.1 |
4.2 |
Коммунальные услуги |
1.6 |
1.7 |
1.6 |
1.6 |
1.7 |
Обрабатывающие производства |
15 |
15.1 |
13.7 |
13.9 |
13.7 |
Образование |
3 |
3.1 |
2.8 |
2.7 |
2.6 |
Операции с недвижимостью и др. услуги |
12 |
12.1 |
16.8 |
17.3 |
17.3 |
Оптовая и розничная торговля |
18.8 |
17.4 |
16.1 |
15.9 |
15.8 |
Происзводство эл/энергии, воды, газа |
3.4 |
3.5 |
2.9 |
2.7 |
2.9 |
Рыболовство |
0.2 |
0.2 |
0.2 |
0.3 |
0.3 |
С/Х |
3.8 |
3.8 |
4 |
4.3 |
4.4 |
Строительство |
6.8 |
7 |
6.5 |
5.4 |
5.2 |
Транспорт и связь |
8.7 |
9 |
7.4 |
7.5 |
7.6 |
Финансовая деятельность |
4.5 |
5 |
4.9 |
4.3 |
4.9 |
Данная таблица наглядно отображает развитие сферы услуг и рост ее прибыльности. Также виднеется рост и домохозяйств и ведение финансовой деятельности
В целом можно сказать, что сфера услуг в Российской Федерации достигла качественного уровня, способного конкурировать с другими странами. Вклад в это внесла и федеральная программа «Ты-предприниматель», помогающая людям всех возрастов воплотить свои идеи, приносящие прибыль, как и самим собственникам, так и государству в целом.
Список использованной литературы.
Сосунова Л.А., Тойменцева И.А. Экономико-математические методы выбора оптимальной стратегии управления предприятиями сферы услуг // Экономические науки. - 2011. - № 77.
Сосунова Л.А., Рябова Е.В. Функциональное управление развитием сферы услуг // CyberLeninka.- 2013. 133-135
М. Д. Предводителева Управление организациями сферы услуг // Учебное пособие – 2015. 1-4
Интернет-ресурс. Какова структура ВВП России https://investbrothers.ru/2017/01/26/kakova_struktura_vvp_rossii/. Дата обращения (24.12.2017)