Ранний детский аутизм обнаруживается в 4-5 случаях на 10 000 детей в возрасте от 12 до 15 лет. Если учесть прочие аутистические синдромы, уровень повысится и составит 20 на 10 000 [2. с. 3].
Известным психологом Каннером были выделены следующие признаки синдрома аутизма:
неспособность и нежелание взаимодействовать с другими людьми (ребенок, страдающим симптомом аутизма испытывает трудности при общении с другими людьми, больший интерес у него вызывают неодушевлённые предметы);
задержка речевого развития (некоторые аутичные дети так и не начинают говорить, у других же наблюдается различные проблемы в развитии речи);
некоммуникативная речь (несмотря на то, что аутичный ребенок может обладать речью, он испытывает трудности при использовании ее для значимой коммуникации);
отставленная эхолалия (ребёнку свойственно повторение слов или фраз через какой-либо промежуток времени);
перестановка личных местоимений (ребенок вместо "я" употребляет "ты»)
повторяющаяся и стереотипная игра (игры аутичных детей характеризуются ограниченностью, они повторяют одни и те же действия, наблюдается отсутстиве воображения);
стремление к однообразию (дети стремятся сохранить постоянство во всем: окружающей обстановке и в целом в жизни).
хорошая механическая память (у многих аутистичных детей наблюдается очень хорошая память. Именно этот факт свидетельствует о том, что дети, страдающие синдромом аутизма обладают нормальным интеллектом [1. с. 5].
В дальнейшей своей работе Л. Каннер совместно с Л Эйзенберг пришли к выводу, что таких признаков, как отсутствие аффективного контакта и повторяющееся, ритуалистическое поведение вполне достаточно для того, чтобы судить о наличии синдрома аутизма[2. с. 6].
Таким образом, нельзя не отметить, что действительно, проблема детского аутизма имеет очень серьёзный характер и требует немедленного решения.
На сегодняшний день существует множество методик по работе с аутичными детьми.
Например, известный психолог Е.А Явтушенко. в работе с аутичными детьми предлагает терапию игрой. Важным моментом, который необходимо учитывать при использовании игр, это их последовательность:
стереотипная игра ‒ игры, цель и содержание которых часто непонятны окружающим, играет в неё лишь один участник (сам ребёнок), прослеживается повторяемость, неизменность и продолжительность;
сенсорная игра ‒ игры, в процессе которых ребёнку предоставляются новые чувственные ощущения: зрительные, тактильные, слуховые и др. (игры с красками, водой, мыльными пузырями и т. д.);
терапевтическая игра ‒ помощь ребенку достичь состояния психического равновесия, т. е. имеется в виду психотерапия. При проведении терапевтической игры становится возможным помочь ребёнку снять психическое напряжение, научиться контролировать эмоции (игры с ватой, кубиками, коробками, подушками и т. д);
психодрама ‒ способ борьбы со страхами ребёнка [5, с. 26-29].
Не нужно также забывать, что очень важным моментом является и работа с родителями аутичного ребёнка. Чаще всего семью ребёнка с данным синдромом тревожат следующие особенности поведения:
стремление уйти от общения;
ограничение контактов даже с близкими людьми;
неспособность играть с другими детьми;
отсутствие активного, живого интереса к окружающему миру;
стереотипность в поведении;
страхи, агрессия, самоагрессия [3, с. 24].
Поэтому очень важно просвещение родителей, в процессе которого происходит знакомство с особенностями ребёнка, страдающего синдромом аутизма.
Многие ученые, занимающиеся проблемой аутистичности, считают, что эффективными являются такие методы работы как:
Арт-терапия (музыка, живопись, движение, театр);
Пет-терапия (лечение с помощью животных, а именно дельфинотерапия, иппотерапия (метод реабилитации посредством лечебной верховой езды) и т.д.;
Концепция ТЕАССН - программа была разработаны в начале 70-х гг. Э. Шоплером, Р. Райхлером и Г. Месибовым. По мнению сторонников ТЕАССН-программы, следует направлять усилия не на адаптацию ребенка к миру, а на создание соответствующих его особенностям условий существования. В основном эти усилия должны быть наравлены на развитие невербальных форм коммуникации, на формирование простых бытовых навыков. В основе конкретных методик – четкое структурирование пространства и времени, опора на визуальность.
Несмотря на то, что данная методика (ТЕАССН-программа) практически никогда не обеспечивает достаточно высокого уровня адаптации к реальной жизни, она позволяет довольно быстро достичь положительных устойчивых изменений в работе даже в очень тяжелых случаях аутизма. Организационно идеальными считаются развитие и жизнь в домашних условиях, так как именно семья – «естественная среда существования» для аутичного ребенка. Этот тезис делает работу с родителями чрезвычайно важной [4. с. 165].
Поведенческая терапия для аутистов (АВА-терапия) - достаточно широко распространено в США и некоторых других странах (Норвегия, Южная Корея, ряд арабских стран, в некоторой степени Германия). Метод предполагает создание внешних условий, формирующих желаемое поведение в самых различных аспектах: социально-бытовом развитии, речи, овладении учебными предметами и производственными навыками. Обучение проводится в основном индивидуально. Формально эффективность метода достаточно высока: до 50–60 % воспитанников становятся способными овладевать программой массовой школы, получают возможность работать достаточно успешно для того, чтобы обеспечить свое существование, а в отдельных случаях даже поступают в колледжи и университеты. Вместе с тем полученные в ходе обучения навыки с трудом переносятся в другие условия, носят регидный, в большей или меньшей степени механический, «роботоподобный», характер, и желаемый уровень гибкой адаптации к жизни в обществе, как правило, не достигается, а если это и происходит, то не только благодаря, но в значительной степени и вопреки использованному методу [4, с. 166].
Методика комплексной медико-психолого-педагоги ческой коррекции К.С. Лебединской и О.С. Никольской - основана на представлении об аутизме прежде всего как об аффективном расстройстве. В отличие от зарубежных методов, большое значение отводится комплексности – постоянному взаимодействию педагогов, психологов, врачей-психиатров. Основные усилия направляются на коррекцию эмоциональной сферы, на эмоциональное тонизирование ребенка. Метод достаточно эффективен при работе с относительно легкими формами РДА, применение же его для случаев с глубокими расстройствами представляется весьма проблематичным [4, с. 167].
Подводя итог всему вышесказанному необходимо отметить, что дети, страдающие синдромом аутизма нуждаются в поддержке своего окружения. Это серьёзная проблема, с которой по силам справиться только совместными силами педагогов, психологов, социальных работников, специалистов по работе аутистичными детьми, семьи.
Литература
1. Богдашина О. Аутизм: определение и диагностика: Донецк, 1999. - 84 с.
2. Иванов Е.С., Демьянчук Л.Н., Демьянчук Р.В. Детский аутизм: диагностика и коррекция. Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений. СПБ.: из-во «Дидактика Плюс», - 2004 . -80 с.
3. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М.. Аутичный ребенок. Пути помощи»: Теревинф, Москва, 2007. - 148 с.
4. Рудик О.С. Коррекционная работа с аутичным ребенком: метод. Пособие. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015. – 189 с.
5. Янушко Е.А. Игры с аутистичными детьми. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей: изд-во Теревинф, 2016. – 78 с.