Необходимость инновационного развития не подвергается сомнению, но именно его роль на сегодняшний день, в условиях высокой конкуренции, значительно возрастает. Разработка инновационной политики организации является основой повышения конкурентоспособности производимой продукции или услуги, что обеспечивает финансовую устойчивость предприятия. Способность организации к восприятию и внедрению собственной инновационной деятельности принято считать инновационным потенциалом [2, с. 9].
Сегодня на рынке проявляется тенденция к усилению инновационной активности организаций, особенно в области продуктовых и технологических инноваций, которые являются инструментом воздействия на весь хозяйственный процесс. Ухудшение состояния фирмы порождает стимул к инновациям. И наоборот, когда дела фирмы преуспевают, у нее нет необходимости что-либо менять в уже отлаженном производстве. До тех пор, пока существующая продукция и технология приносят прибыль, склонность к инновациям невелика, поскольку инновационная деятельность всегда связана с риском.
Прежде чем приступить к разработке инновационной политики организации, необходимо провести анализ факторов [1, с. 80]:
состояние рынка, а также финансового рынка в целом и по его звеньям;
место организации на рынке, объем реализации его товаров (работ, услуг), а также качество, цену и действия конкурентов;
экономическое положение организации и его финансовое состояние;
сочетание собственных и сторонних ресурсов предприятия.
Особенностью железнодорожного комплекса является то, что он имеет особое стратегическое значение для нашей страны. Благодаря данному комплексу, как звену в единой экономической системе, мы имеем возможность осуществления обеспечения стабильной работы промышленных предприятий, а также своевременного подвоза практически во все даже самые отдаленные уголки страны, важных грузов. Кроме того, железнодорожный транспорт остается одним из наиболее доступных видов транспорта.
Открытое акционерное общество «Омск-пригород» [3] создано ОАО «РЖД» и Омской областью в 2003 году. Форма – дочернее общество. В 2004 г. в г. Омске построен современный пригородный вокзал. Доля уставного капитала 51% и 49% представлена в таблице.
Таблица 1.1. Список акционеров ОАО «Омск-пригород»
Наименование владельца ценных бумаг |
Доля в % у в уставном капитале по состоянию на 2017 год |
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» |
51% |
Министерство имущественных отношений Омской области |
49% |
Главные цели деятельности «Омск-пригород»:
- предоставление потребности населения в пригородных железнодорожных перевозках;
- получение прибыли. [4]
Рассмотрим основные положения стратегии развития ОАО «Омск-пригород». Отметим, что в 2017 году базовая маршрутная сеть осталась также неизменной и состоит из основных 13 маршрутов. С 11 января 2017 года произошло повышение тарифов для населения более чем на 3%.
В текущем году на 6% снизилась потребность в компенсации убытков от госрегулирования тарифов, что составило 148 млн. руб. Данное обусловлено отсутствием ремонтов большого объема собственного подвижного состава.
Главные стратегические задачи руководства компании можно определить следующим образом:
˗ добиться внесения в Закон о бюджете Омской области недостающие 68 млн. руб., которые необходимы предприятию для компенсации убытков от госрегулирования тарифов, что позволит по итогам года обеспечить его безубыточную деятельность;
˗ погасить имеющуюся перед ОАО «РЖД» текущую задолженность.
Главная цель работы коллектива в текущем году направлена на сохранение и привлечение пассажиров на осуществление перевозок на пригородном железнодорожном транспорте, а также создание адаптивной системы тарифов, доступных для населения и предоставление качественного сервиса.
Инновационная стратегия компании РЖД, в том числе и ОАО «Омск-пригород» включает в себя двенадцать приоритетных областей, среди которых развитие системы управления транспортировкой, модернизация подвижного состава предприятия, обеспечение безопасности дорожного движения и снижение риска возникновения катастроф, а также использование инновационных спутниковых и геоинформационных систем и пр.
Однако особое значение ОАО «Омск-пригород» уделено тем проектам, которые отвечают определенным правительственным приоритетам. Здесь для предприятия является важным разработка мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности используемого подвижного состава. Основная проблема в инновационном управлении - необходимость выравнивания различных уровней планирования хозяйствующего субъекта, а также осуществление политики управления интеллектуальной собственностью и создание на предприятии четкой субординации. Данную позицию необходимо обусловить тем, что в ОАО «Омск-пригород» управление предполагает взаимодействие на разных уровнях, где необходимо сотрудничать со многими партнерами компании.
Самым ключевым аспектом для ОАО «Омск-пригород» остается развитие инновационного подвижного состава. Предприятие по-прежнему делает ставку на использование в хозяйственной деятельности российских дизель-электрических двигателей. Однако данная модель устарела и требует снижения энергопотребления. Следовательно, один из важнейших приоритетов компании заключается во внедрении газотурбовоза. Данные газовые турбины очень хорошо подходят для не электрифицированных путей в Сибири, а также на Крайнем Севере. При этом эксплуатационные модели значительно расходы ниже, чем применение традиционного дизельного топлива.
В текущем году ОАО «РЖД» планирует дальнейшее приобретение 16 поездов, которые произведенных в нашей стране и заменят те местные поезда, которые используются в настоящее время.
На сегодняшний день ОАО «РЖД» и ОАО «Омск-пригород» стараются не отставать от развития мирового транспорта и не только планируют, но и успешно реализует различные инновационные проекты, направленные на обеспечение роста конкурентоспособности предприятия и его успешного положения на рынке. В качестве примера можно упомянуть разработки в области высокоскоростного сообщения и ресурсосбережения. Кроме того осуществляются изыскания альтернативных источников энергии и топлива, необходимого для локомотивов, постепенно происходит внедрение двухэтажных вагонов и спутниковых технологий, а также современных систем цифровой связи и пр.
Можно сделать вывод о том, что для ОАО «РЖД» и в том числе для ОАО «Омск-пригород» приоритетным направлением является проведение активной инновационной политики, что происходит с использованием передовых научно-технических разработок и внедрения новых технологий.
Данный процесс еще далек, так как повышение экономического потенциала и роста конкурентоспособности хозяйствующего субъекта требуют все большего уровня интегрирования инноваций в деятельность предприятия и эффективной реализации на практике его стратегических программ.
Инновационная деятельность на предприятии также многогранна и охватывает практически все сферы функционирования предприятия по мере возможности, что способствует решению общих задач, направленных на расширение рыночного потенциала. При этом необходимо максимально использовать весь имеющийся не только научно-технический, но и интеллектуальный потенциал.
Таким образом, инновации играют важную роль в стратегии развития ОАО «Омск-пригород». Предприятие ставит перед собой ключевую цель, которая заключается в достижении эффективности результатов, что происходит при постоянном росте качества предоставляемых услуг, а также высоком уровне инноваций и безопасности перевозок.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агарков А.П. Управление инновационной деятельностью: учебник для бакалавров / Агарков А.П., Голов Р.С., [Текст]. — М.: Дашков и К, 2015. — 208 c.
2. Беликова И.П. Инновационный менеджмент: учебное пособие Беликова И.П., [Текст] — Ставрополь: Ставропольский государственный аграрный университет, 2014. — 76 c.
22. ОАО РЖД «Омск-пригород» [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://new.omskprigorod.ru
23. ОАО РЖД «Омск-пригород» о компании [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://new.omskprigorod.ru/about/