ВРУБЕЛЬ – МАСТЕР УНИВЕРСАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВРУБЕЛЬ – МАСТЕР УНИВЕРСАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Косарева Е.В. 1
1Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Неоценимый вклад в развитие русского искусства внес Михаил Александрович Врубель (17.05.1856г – 14.04.1910г). Знаменитый русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Он известен всему миру как график, скульптор, архитектор, мастер монументальных росписей, станковых картин, театральных декораций и создатель «кристаллической» техники в живописи. Среди художников конца XIX – начала XX века Врубель выделялся самобытностью, неповторимостью своего метода, многогранностью, оригинальностью мысли, новизной формы, что часто мешало пониманию его творчества современниками и порождала жестокую критику с их стороны, а так же постоянные нападки со стороны консервативных критиков. Изучая литературу, можно найти самые противоположные мнения о Михаиле Александровиче. Вот что писал про него Н.П. Ге: «Врубель, действительно, открыл новый прием понимания природ, новый способ изображения… У него общее не доминирует над деталями, оно само есть живой, гармонический конгломерат деталей». В своей статье А. Бенуа говорил о Врубеле, как о человеке, обладающим таким огромным мастерством, такой удивительной рукой, написавший такие дивные, по своей сжатой, эмалевой живописи, образа в Кирилловском монастыре, рядом с которыми фрески В. Васнецова кажутся поверхностными иллюстрациями, — такой прекрасный и разносторонний техник ни в каком случае не может считаться шарлатаном[1].

Величие Михаила Врубеля проявлялось в удивительной полифонии творчества, в универсализме мастерства и оригинальности его мышления. В его работе соединились яркий индивидуализм, глубокое познание натуры и фантазия, глубочайшее знание традиций мирового искусства и дар экспериментатора. Наполненные очень мощным логико-философским началом, картины художника наряду с этим несли в себе особую эстетическую утонченность, изящество уникального авторского стиля[2]. Тщательно и творчески переработав наследие мастеров живописного жанра различных эпох и направлений, Михаил Врубель создал свою собственную художественную манеру. Многие его полотна будто бы состоят из отдельных фрагментов, каждый из которых доведен до наивысшей точки совершенства, подсвечен изнутри индивидуальным оттенком и складывается в единую гармоничную мозаику сюжета, напоминающую поразительное кристаллическое панно или витраж, которые каким-то чудом художник смог перенести на холст.

Вместе с тем, исключительно отточенная цветовая гамма, резкий, дробный контур, расколотое на многочисленные связанные между собой грани пространства картины служили лишь инструментами в реализации сюжетов, наполненных высоким напряжением, полным внутренним драматизмом, переплетением противоречивых порывов и течений в душе художника, несли в себе неизбежный конфликт ломкости линий и тревожной вибрации цветовых оттенков.

Любовь к искусству у Врубеля проявлялась с ранних лет. Из воспоминаний старшей сестры художника Анны Врубель, мы знаем, что он начал рисовать с пяти лет, уже с восьми лет он посещал рисовальные классы Общества поощрения художеств. Только после окончания юридического факультета в возрасте двадцати четырех лет в 1880 году М.И. Врубель поступил в Академию Художеств, где он ревностно работал по двенадцать часов в день. На эти годы пришло созревание и первый расцвет стиля Врубеля, усердно исполнявшим анатомические зарисовки, рисунки композиций на античные темы. С 1882 года он начал посещать занятия в классе профессора П.П. Чистякова – «всеобщего» учителя, у которого занимались И. Репин, В. Суриков, В. Паленов, В. Серов и В. Васнецов[3].

Именно по рекомендации П.П. Чистякова и по предложению известного искусствоведа А. Прахова в апреле 1884 года Врубель оставляет Академию Художеств и уезжает в Киев для участия в реставрации древних росписей Кирилловской церкви. Художник выполнил работы по обновлению ста пятидесяти фрагментов древних фресок и создал четыре новые композиции на месте утраченных. Он работал над ними в Венеции, куда ездил изучать искусство Раннего Возрождения. Лучшее из этих произведений – икона «Богоматерь» (1885, Гос. музей русского искусства, Киев) – женственно-нежный и вместе с тем печальный образ матери, предчувствующей трагическую участь сына[4]. Не смотря на то, что художнику не удалось осуществить все свои замыслы в настенных росписях – его участие в убранстве собора ограничилось созданием причудливых орнаментов, но и этой работе Врубель отдаётся с воодушевлением, увлечением, проявляя неистощимое богатство и щедрость фантазии.

Долгое время М. Врубель бы известен как талантливый и умелый декоратор, «популярный» же Врубель начинается с 1890 года, когда Михаил Александрович переезжает в Москву, где и начался «мамонтовский» самый плодотворный период в его жизни, связанный с московским домом, который принадлежал известному меценату Савве Мамонтову. В эти годы Врубель создает многочисленные полотна по заказу, такие как «Венеция» (1893, ГРМ) «Испания» (1894, ГТГ) и «Гадалка» (1895, ГТГ). В это время Врубель много работает над портретами и для каждого находит особые приёмы[2].

В портрете К.Д. Арцыбушева (1897, ГТГ) ощущается спокойная уравновешенность; портрет С.И. Мамонтова (1897, ГТГ) строится на контрастах композиционных ритмов, деталей, чёрных и белых пятен, и в самом образе Мамонтова титанизм граничит с беспомощностью. В этот же период было написано самое известное полотно Врубеля – «Демон сидящий» (1890, ГТГ), на котором юный титан изображён на вершине скалы в последних лучах заката. Могучее тело демона не умещается в раме, пытается разорвать края картины.

«Демон» Врубеля – соединение противоречий: трогательное лицо, красота, величие, сила и в то же время заломленные руки, скованность, беспомощность, тоска, а в глазах нечеловеческая скорбь; его окружает сказочно-прекрасный, но окаменевший холодный мир. Художник играет на контрастах и в цвете - холодный лиловый цвет «борется» с тёплым оранжево-золотистым. Скалы, цветы, фигура написаны по-врубелевски: художник рассекает форму на отдельные грани и благодаря этому создаётся впечатление, что мир состоит из глыб драгоценностей[5].

В 1891 году к пятидесятилетию со дня смерти М.Ю. Лермонтова было принято решение издать юбилейное собрание сочинений поэта, к оформлению которого были привлечены известные художники, образовав «пеструю» команду мастеров того времени. Среди них оказался М. Врубель, вместе с В. Серовым и В. Васнецовым он определил детали и оформление издания, а так же он выполнил тридцать иллюстраций, половина из них относилась к произведению «Демон». Эти иллюстрации, по существу, представляют самостоятельные произведения, значительные в истории русской книжной графики, и свидетельствуют о глубоком понимании Врубелем лермонтовской поэзии. Особенно поразительна акварель «Голова Демона»: на фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой чёрных кудрей, мертво-бледное лицо, запёкшиеся, губы, опалённые внутренним огнём, выражение нестерпимой муки, горящие глаза и пронизывающий взгляд, в котором читается жажда «познанья и свободы», мятежный дух сомнения. Врубелевские иллюстрации были выполнены черной акварелью и были удивительны по своей красочности, цветистостью и узорностью. Отрывистыми штрихами он подчеркивал динамику, цвет подчинял рисунку, а благодаря богатству тональных переходов в пределах черно-белой гаммы, ему удалось передать эффект сверкания восточных танцев. Именно рисунки Врубеля к поэме как нельзя лучше подошли к самой сути лермонтовской поэзии. Никто из иллюстраторов Лермонтова ни до ни после Врубеля не подошел к его творческому и философскому миросозерцанию так близко как это удалось художнику[6].

Давняя любовь к музыке привела Врубеля в частную оперу Мамонтова «Италия. Неаполитанская ночь» 1891-1892 года, где он сблизился с Н.А. Римским-Корсаковым и принял участие в оформлении опер «Царская невеста» и «Сказка о царе Салтане». Театральная работа полностью соответствовала декоративным особенностям его творческого манеры и он целиком оформлял спектакли – начиная от создания декораций до придумывания костюмов. Затем он занимался архитектурными проектами, из которых был осуществлён лишь один – это пристройка к дому Мамонтова в Москве. В это же время Врубель начал заниматься керамикой, не имевший до этого никакого систематического обучения искусству скульптуры, он претерпел много неудач. Но успехи Врубеля в новом деле оказались настолько впечатляющими, что он в скором времени возглавил абрамцевскую керамическую мастерскую, где создает серию своеобразных скульптур-майолик на сказочные темы: «Лель», «Волхова», «Купава», «Весна», «Египтянка».

С Абрамцевым связаны многие творческие искания Врубеля. Именно здесь пробудился его интерес к народному творчеству и национальным традициям. В одном из писем к сестре художник говорил: «Сейчас я в Абрамцеве и опять меня обдаёт; нет не обдаёт, а слышится мне та интимная национальная нотка, которую мне так хочется поймать на холсте и в орнаменте. Эта музыка цельного человека, не расчленённого отвлечениями упорядоченного дифференцированного и бледного Запада»[5].

«Музыку цельного человека» художник нашел в русском фольклоре, к образам которого постоянно обращался в 90-е годы. Врубеля не привлекали иллюстрации к каким-либо определённым былинам или сказкам, он стремился вникнуть в представления наших предков о природе и человеке, взглянуть на мир их глазами. Это желание воплотилось во врубелевского «Богатыря» (1898, ГРМ). Прекрасное соединение реального и фантастического мира художник выразил в картине «Царевна-Лебедь» (1900, ГТГ). Композиция выстроена таким образом, что создается впечатление, словно зритель заглянул в сказочный мир, в котором неожиданно появляется и вот-вот исчезнет девушка-птица, плывущая к таинственному берегу. «Царевна-Лебедь» – один из самых пленительных, задушевных женских образов, созданных Врубелем.

Врубель вновь возвратился к теме демонов - «Демон летящий» (1899, ГРМ). Образ прожжен предчувствием гибели, последним и отчаянным полётом над горами обречённости. Демон едва задевает вершины своим телом. К 1901 – 1902 годам относится работа – «Демон поверженный» (ГТГ), над ней Врубель работал напряжённо и мучительно. А. Бенуа вспоминает, что картина была уже на выставке «Мира искусства», а Врубель все ещё продолжал переписывать лицо Демона, менял колорит.

Это время было очень тяжёлым для художника, умер отец Врубеля – это изменило художника, его знакомые стали замечать изменения в его поведение. В начале 1902 года В. Бехтеров обнаружил у Врубеля неизлечимую болезнь (сухотка спинного мозга), которая грозила сумасшествием, что в с течением времени и случилось с художником. После смерти его малолетнего сына – Врубель стал почти постояльцем психиатрических клиник. Заканчивая поверженного Демона, Врубель тяжело заболел и был помещён в лечебницу. С небольшими перерывами болезнь длилась до 1904 года, затем наступило непродолжительное выздоровление. В 1904 году Михаил Александрович уехал в Петербург, где начался последний период его творчества. Врубель написал «Шестикрылого Серафима» (Русский музей), по замыслу связанного со стихотворением Пушкина «Порок». Могучий ангел в сияющем разноцветном оперении в некоторой мере продолжил тему демона, но этот образ выделяется цельностью и гармоничностью. В последние годы жизни Врубель создал один из самых нежных, хрупких образов – «Портрет Н.И. Забелы на фоне берёзок» (1904, ГРМ). Жена художника была его музой. Еще начиная с 1896 года во всех женских образах можно заметить черты, написанные с Н.И. Забелы-Врубель.

С 1905 года художник находился в лечебнице постоянно, но продолжал работать, проявляя себя как блестящий рисовальщик. Большую часть больничного врубелевского наследия составляли карандашные рисунки — единственная сохраненная серия его зарисовок с натуры. В это время он рисовал по преимуществу портреты врачей, санитаров, больных, знакомых, групп играющих в игры, делал пейзажные наброски, зарисовывал уголки комнаты, простые предметы — кресло, брошенное на стул платье, смятую постель (цикл «Бессонница»), подсвечник, графин, роза в стакане. Рисунки, выполненные в разной манере, отличаются меткой наблюдательностью, большой эмоциональностью. Среди больничных рисунков было несколько портретов доктора Усольцева, его жены, брата-студента. Существует незаконченный портрет Усольцева на фоне иконы в золочёном окладе (1904). Врубелю удалось одним чёрным карандашом, без помощи цвета передать узорчатую фактуру фона и бликов на иконе и при этом не «потерять» лицо в дробности. В этом же году его избрали академиком живописи. А в 1906 году Врубель ослеп, окончательно погрузившись в предсмертный мрак сумасшествия[7].

По словам Н. А. Дмитриевой: «Врубель… оказался незаменим, так как действительно мог с лёгкостью делать всё, только не сочинял текстов. В его даровании раскрылись универсальные возможности». Творчество М. А. Врубеля не раз претерпевало резкие изменения в оценках. Прижизненное осуждение сменилось обожествлением художника в последние годы его жизни. Однако в эпоху авангарда творчество Врубеля «не вписывалось» в новую модель общественных отношений. Лишь в 60-е годы XX века неповторимая индивидуальность Михаила Врубеля вновь вызвала повышенный интерес. Только в 80-е годы выходят исследования, дающие объективную оценку творчества великого художника. Таким образом, он обрел высочайший статус лишь в конце XX века[1].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.

  1. «50 художников. Шедевры русской живописи. М.А. Врубель". – ООО «Де Агостини» 2010. –31 с.

  2. Орлова Е. Великие художники России. М.А. Врубель. – М.: РИАПОЛ Классик. -2014. –38с.

  3. Алленов М. Михаил Врубель. – М.: Белый город.,- 2008. – 64с.

  4. Иллюстрации Врубеля [Электронный ресурс] // Врубель - Лермонтов – URL: http://vrubel-lermontov.ru/ (дата обращения: 26.11.2017).

  5. Иванов А. П.. М.А. Врубель. – Ленинград.: Издание государственного Русского музея. – 1928. -80с.

  6. Демон Лермонтова [Электронный ресурс] // Врубель - Лермонтов – URL: http://vrubel-lermontov.ru/ (дата обращения: 26.11.2017).

  7. Демон Лермонтова [Электронный ресурс] // Врубель - Лермонтов – URL: http://vrubel-lermontov.ru/ (дата обращения: 26.11.2017).

Просмотров работы: 613