ДИЗАЙН-ПРОЕКТ ДЕКОРАТИВНОГО ПАННО В ТЕХНИКЕ КОЛЛАЖ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЕРЕСТЫ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ДИЗАЙН-ПРОЕКТ ДЕКОРАТИВНОГО ПАННО В ТЕХНИКЕ КОЛЛАЖ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЕРЕСТЫ

Куриленко А.Н. 1
1Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном мире существуют множество материалов, которые можно использовать для творчества. Одним из таких природных материалов является береста, интерес к которой в последнее время возрастает. Из нее делают шкатулки, картины и очень часто используют в сувенирной продукции.

Мастерам удаётся выполнять самые разнообразные узоры и придумывать необычное использование для вещей из бересты, например, зеркало, посуда, обложка на паспорт, кружка, подсвечник, магнит, брелок или украшение.

Береста – это уникальный природный материал, экологически чистый, эластичный, водонепроницаемый, удивительно нежный, красивый, мягкий и бархатистый и легко поддается обработке и дает возможность широко применять этот материал[1]. Нам стало интересно работать с таким «золотым» материалом, и узнать, как еще можно использовать бересту. В данной курсовой работе будет рассмотрен проект декоративного панно в технике коллаж, с элементами витража.

Коллаж – это сочетание абсолютно разнородных материалов, которые гармонично дополняют друг друга, располагаясь не только в плоскости, но и в объёме, и образуют композиционное единство, выражающее эмоциональную идею художественного произведения. Нетрадиционный подход к выполнению изображения даёт толчок развитию интеллекта, учит нестандартно мыслить. Чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать, и мастер готов к экспериментам[2]. Коллаж – это творчество, новизна, уход от обыденности. Это деятельность, в результате которой создается новое и оригинальное. Техника коллажа в 20-е годы ХХ века достигла своего расцвета и является популярной и в наше время[3].

История возникновения корейского дракона в культуре Востока

Г

Рисунок 1. Корейский дракон-символ правителя.

лавным персонажем курсовой работы был выбран корейский дракон. Упоминание дракона встречается повсеместно как в корейской мифологии, так и в искусстве корейцев. В политике дракон олицетворяет императора, таким образом, ванам (королям) было запрещено носить украшения с драконьей символикой. С ванами обычно ассоциировали птицу феникс.

 

В древних сказаниях часто можно встретить упоминание о говорящих драконах, способных испытывать такие сложные человеческие чувства, как преданность, доброта и благодарность. В одной из корейских легенд говорится о великом ване Мунму, который на своём смертном одре пожелал стать «Драконом Восточного моря, чья цель — защита Кореи».

Большинство драконов в западной мифологии обычно ассоциируются с огнём и разрушением, корейские драконы в мифах обычно выступают как положительные существа, покровительствующие водоёмам и рисовым полям. Считается, что они приносят на землю дождь. Живут корейские драконы обычно в реках, озёрах, океанах или глубоких горных прудах. Корейский дракон, в отличие от многих драконов других культур, не имеет крыльев, зато обладает длинной бородой и усами [4].

Корейский дракон прославился сразу же, как только у корейцев появился свой алфавит. Дело в том, что корейцы очень долго не имели своего языка и пользовались языком Китая, точнее его символами для обозначения своих слов. О происхождении корейского языка до сих пор идут бурные дебаты, наиболее общепринятая версия гласит, что происходит он от языков алтайской группы, куда, в частности, входят тюркские, монгольские и тунгусо-маньчжурские и отчасти японский. У этих языков свой стиль, а у народов – своя неповторимая культура.

Письменности же эти народы не создали, поэтому алфавиты у них очень разные. Писали в основном, китайскими иероглифами по понятным причинам – слишком могуч был западный сосед. Однако в 1443 г. король Сенчжон повелел создать хунминчон ("правильные звуки для обучения народа"). В 1446 г. получившееся было обнародовано под тем же названием - "Хунминчон". Нужно отметить, что китайский язык тоже не сдал своих позиций, поэтому сейчас в Северной Корее используется только хангыль – фонетическое письмо, придуманное Сенчжоном, а в Южной – и хангыль и ханчча – китайские иероглифы. Иначе они называются кукмун и ханмун. Следует помнить, что корейский устный и корейский письменный язык отличаются друг от друга довольно сильно. Игнорирование форм вежливости в устной речи может повлечь нарушение субординации и вызвать обиды, а преувеличение в письменной может привести к нарушению смысла. Поэтому за стилем в корейском языке надо следить особенно тщательно. Так вот первым же литературным произведением, написанном на настоящем корейском алфавите, была "Ода дракону, летящему в небеса", и произошло это в 1445 году. Из этой книги можно узнать, что полет корейского дракона вещь крайне, видимо, редкая, ибо как только он взлетает в небо, в Корее меняется династия императоров. Хотя при этом дракон, как и в Китае – символ правителя.

Если главный китайский дракон - Лун Ван (что и означает дословно "царь-дракон"), то у корейцев это Ёнван или Ёнсин, что тоже переводится как "царь-дракон". Сходство с китайским собратом поражает. Ёнван тоже живет везде, где есть вода. Конечно, у него есть подводный дворец, но и любая река, любой пруд может стать его пристанищем. Если в Китае "где дракон, там и вода, где вода, там и дракон", то и в Корее это утверждение абсолютно точное.

В

Рисунок 2.Китайский дракон.

Корее бывают заморозки, и во время зимнего солнцестояния местные водоемы покрывались льдом, который на солнце таял и выглядел, словно его кто-то вспахал. Считалось, что этим занимается Ёнван. Если он выстраивал льдины с юга на север, то год должен был стать урожайным, если с запада на восток – наоборот. Если льдины стояли так, словно их пахали не ровно, то год выходил обыкновенным, а если дракон был разозлен, то он становился злым духом Кaнчхори, который нес с собой засуху.

 

П

Рисунок 3. Корейский дракон.

ри всем сходстве между драконами Китая и Кореи, отличие между ними тоже есть. Число когтей на лапах китайского и корейского дракона различны (рис.2). Китайцы говорят об этом так. Однажды Лун-Ван установил в Поднебесной полный порядок и решил оглядеть окрестности. На территории Кореи царил хаос и ее жители просили дракона оставить наследника в императоры. Но Лун-Ван почему-то решил, что еще одного своего потомка оставлять не стоит, тем более на соседней земле, ибо они начнут войну между собой. Одним словом, он отказался. Тогда корейцы взмолились о помощи, ведь без своего дракона их завоюют соседи и Китай будет первым! Тогда Лун-Ван подумал и отрубил себе палец, оставив его корейцам, наказав показать его китайцам, если они по недоумию отправятся воевать с соседями (рис.3). Красивая, конечно, легенда, только совершенно непонятно, откуда взялся четырехпалый-то дракон, ведь а) наследника-то не осталось, б) травмы не наследуются. По другим источникам, люди рисуют четыре когтя настоящему китайскому дракону, называя его корейским, как напоминание. Лун-Ван добрался до Японии и оставил там еще один коготь.

 

В самой же Корее эту историю рассказывают совсем иначе. Они считают, что их Ёнван – это и есть первый и главный дракон. А Лун-Ван приобрел на лапу еще один коготь, потому что пошел на запад. А пошел бы на восток, в Японию, у него осталось бы три когтя. Потому-то дракон не появился в Европе и Америке.

Корейские драконы бывают пяти цветов: зелёный дракон (Чхоннён) — страж Востока и Весны, красный (Чоннён) и желтый (Хваннён) — стражи Юга и двух фаз лета, собственно Лета, и Конца Лета, белый (Пэннён) — страж Запада и Осени, и черный (Хыннён) — страж Севера и Зимы. Боги запрягают эту пятерку и передвигаются на них как по небу, так и по воде, что похоже на монгольский вариант, где Лу иногда считают просто своеобразными "лошадьми" богов.

Дети Ёнвана могли превращаться в кого угодно, хоть в людей, к тому же они могли жить в земном мире, сохраняя связь с родителями и стихией воды. Рождается Ёнван из большой змеи Имуги или Исими, после того, как она долго полежит в воде. Если же Ёнвану повезет и он находит волшебную жемчужину (подобную жемчужине китайского дракона), то он может взлететь в воздух (да, и после этого сразу пора менять династию. О чем это говорит? То ли о редкости крупного жемчуга в Корее, то ли о хрупкости династий?) Впрочем, дракон платит императору за причиненный вред. После того, как император умрет и станет духом, он может принять облик Ёнвана и работать защитником своей страны.

Если в Китае явление дракона во сне женщины - к рождению героя или правителя, то в Корее это просто приносит счастье кому угодно. На 4-й день 1-й луны (т.е. вначале лунного года) дракон откладывал яйцо в колодец, а на 5-й день, который назывался ённаль, что означало "день дракона", человеку могло сказочно повезти, если он мог зачерпнуть воду из этого колодца. В доме будет все благополучно целый год, если там появится такая вода.

Имуги, из которой родился дракон, может становиться духом, приносящим счастье, и тогда ее зовут Куроньи. Куроньи – большая змея, ее присутствие означает счастье, богатство и долголетие дому. В ее голове рождается драгоценный камень, сверкающий огнями, и благодаря ему она живет больше тысячи лет. На корейском флаге изображались змеи с четырьмя крыльями и раздвоенными языками – древние тотемы древнекорейских племен. Одного этого описания достаточно для того, чтобы понять, что Куроньи появилась из древнейших шаманских времен, когда по земле гуляли духи и было их великое множество. Все четыре моря - восточное, западное, северное и южное - управляются своими драконами. У них есть жены и дочери. Среди слуг есть воеводы и сановники. Вся эта компания и является пантеоном духов воды.

Легенды говорят, что пришел первый и главный корейский дракон Ёнван не из Китая, как можно бы было ожидать, а из стран Океании с одним из древнекорейских племен, носивших его изображение как тотемный знак. Произошло это в период Трех Царств, т.е. в период от 1 в. до н.э. до 7 в. н.э. Историки сходятся на том, что первые государства на полуострове Корея образовались где-то с 1000 г.до н.э. до 300 г. до н.э. (в это время в Европе зарождается Рим, а в конце периода по земле проходят фаланги Македонского). Где-то посередине этого периода на полуострове появилось государство Ко-Чосон ("древний Чосон"), которое неожиданно стало очень сильным и быстро начало доминировать. Государство было настолько сильным и мощным, что Китай был в страхе. В 109 г. до н.э. войска китайского императора попросту разрушили древнее королевство и основали на его месте четыре военных наместничества (на севере). Корейцы на этом не остановились и, начиная с 37 г. до н.э. там образовалось новое государство воинов – Когурё. В 313 г. уже н.э. Когурё вытеснило китайцев и отправилось расширять свои владения в соседнюю Манчужурию. На юге, где находится сегодня Сеул, возникает еще одно государство Пакче. Случилось это в 18 г. до н.э. Пакче старается всеми силами избегать своего воинственного соседа, благо он занят войной на севере, и потихоньку продолжает жить, развиваться и торговать с соседями. В 4 г. н.э., через 22 года от основания Пэкче становится сильным и процветающим и высококультурным государством.

Третьим царством стало государство Силла. Возникло он чуть раньше – в 57 г. до н.э. и развивалось как обычное государство. Не военное и не культурное. Оно отказывалось принимать идеи, учения и веру разных пришлых людей, но почему-то приняло к себе буддистов. Благодаря именно им и их влиянию на молодежь, Силла тоже стала сильным государством и даже заключила союз с Китаем. Это и было главным поводом для получения преимущества. Объединенные войска Китая и Силлы объединили почти весь полуостров под своим началом. Так образовались Три Царства: Силла, Когурё и Пэкче. Они были схожи этнически и исповедовали конфуцианство и буддизм.

Силла и Пэкче важны для истории, поскольку мать одного из основателей государства Силла, давшая название самому государству, родилась из левого ребра петушиного дракона, а матерью правителя Пэкче У-вана была женщина, забеременевшая от дракона. Последнее событие произошло в 7-м в. Таким образом, можно утверждать, что появившийся в Корее дракон решил создать себе народ[5].

История возникновения и развития коллажа

Коллаж (фр. collage — «приклеивание») – это особая техника изобразительного искусства, заключающаяся в выполнении графических либо живописных произведений путем накладывания на основу материалов разного цвета или фактуры. Использование различных материалов в коллаже, таких как газетные листы, этикетки, обои, береста, придает большую выразительность, яркость и эффектность эмоциональной насыщенности изделию[6].

Первые упоминания о коллаже относятся ко II в. до н. э. Примерно в это же время в Китае была изобретена бумага. Однако вплоть до X века эта техника использовалась крайне редко. В десятом столетии японскими каллиграфами начали применяться обработанные специальным образом и склеенные между собой кусочки бумаги. В Европе коллаж как разновидность декоративного прикладного искусства был известен еще в XIII в.

В

Рисунок 4. А.Лентулов "Василий Блаженный"

XV – XVI столетиях в оформлении готических соборов часто использовались разнообразные элементы из позолоченных листов бумаги. Обрамления для икон зачастую выполнялись из благородных металлов и самоцветов. В качестве собственно художественной техники впервые коллаж был использован в XX веке. Его широкую популярность связывают с проникновением в искусство нового для того времени стиля модерн. Подобные произведения искусства создавали многие знаменитые художники, например представители кубизма, Пабло Пикассо и Жорж Брак. Основным приемом синтетического периода кубизма (1913-1914) стал коллаж. Картины синтезировались из разнородных материалов и фрагментов (обрывки газет и одежды, куски обоев, спичечные коробки, наклейки, всевозможные имитации, фактуры). Благодаря использованию разных материалов подобные картины смотрятся объемно и необычно.

 

Эти оригинальные композиции представляют собой нечто среднее между собственно произведением живописи и скульптурой. С течением времени коллаж перестают воспринимать как дополнительную технику, позволяющую создавать необычные картины, и выделяют в самостоятельный предмет искусства.

В середине XX века эта разновидность декоративного искусства становится еще более популярной. Очень интересны, например, композиции Луизы Невельсон, выполнявшей коллажи из найденных обломков мебели, бочек, предметов интерьера, деревянных ящичков, панно. Очень часто в этот период коллаж используется для обрамления фотографий. Древесина становится едва ли не обязательным элементом всех подобных композиций. В одном и том же произведении искусства этот материал мог сочетаться с графическими или живописными изображениями. Считается, что первым в художественную форму технику коллажа перевел в 1924 г. немец Джон Хартфилд, использовавший такие панно в качестве сатирического оружия против Гитлера. Однако популярными объемные композиции в начале века были и в России. Самыми известными русскими коллажами считаются картины А. Лентулова «Москва» и «Василий Блаженный» (рис.4), в которых автор использовал кусочки бумаги и фольгу [2].

Стили коллажа

На данный момент известно четыре основных стиля, используемых для выполнения изделий в технике коллаж.

  1. Вегетативный. В качестве основных элементов используются растения как самостоятельный элемент, на который сделан основной акцент, или их фрагменты. При этом автор старается сделать готовое произведение максимально реалистичным (рис.5).

  2. Декоративный. Такие коллажи отличаются фантастичностью своего сюжета. Главной целью, которую ставит перед собой автор, выполняя подобное изделие, являются оригинальность и неповторимость работы. Зритель при этом пытается отгадать замысел автора и его настроение (рис.6).

  3. Пейзажный. В коллажах пейзажного направления изображают природу и природные явления (грозу, ветер, дождь и т. п.). В коллаже-пейзаже можно передать красоту, приметы какого-либо времени года или суток. Флорист должен так подобрать материал и так поработать с ним, чтобы зритель, глядя, например, на композицию из небольших монетных листьев, не сомневался, что перед ним могучие вековые деревья (рис.7).

  4. Формо-линейный. Основными элементами подобных коллажей являются геометрические фигуры – ромбы, квадраты, круги и т.д. Фон в таких произведениях представляет собой сочетание, сложение этих простых элементов (рис.8) [4].

 

Рисунок 5. Вегетативный коллаж.

 

 

Рисунок 6. Декоративынй коллаж.

 

 

Рисунок7. Пейзажный коллаж.

Рисунок 8. Формо-линейный коллаж.

 

Сбораналогов и их анализ

При проектировании панно из бересты в технике коллаж были найдены аналоги, которые представлены на рисунках 9, 10 и 11[6]. Работа, которая показана на рисунке 10 вызвала наибольшей интерес, потому что отвечала первоначальной задумке и панно полностью закрыто берестяными элементами и в связи с этим было принято решение изготовить изделие похожее на данную работу.

Аналогов панно из бересты в технике коллаж с изображением корейского дракона найдено не было.

 

Рисунок 10. Аналог 2.

Рисунок 9. Аналог 1.

 

 

Рисунок 11. Аналог 3.

 

Дизайн-спецификация декоративного панно из бересты в технике коллаж

В данной курсовой работе разрабатывается проект декоративного панно в технике коллаж с элементами витража с изображением корейского дракона. К данному изделию предъявлены следующие требования:

  1. Эстетические: должно соответствовать главное идеи - соединения культуры Кореи (в качестве элемента этой культуры был использован корейский дракон) и русской культуры (с помощью материала - бересты). Идея оформления декоративного панно должна быть так же взята из истории двух стран – России и Кореи. В давние времена на Руси бересту использовали в качестве материала на котором можно было писать и изображать животный, подводный мир и т.д. В Корее бумагу складывали в форме свитка. В связи с этим панно должно быть оформлено в виде свитка, используя березовые ветки.

  2. Технологические: панно - единичное изделие, для работы над которым следует взять берестяные листы различной фактуры и цвета. Подробнее все операции будут описаны в разделе под названием технологическая карта декоративного панно из бересты.

  3. Функциональные: панно должно выполнять декоративную функцию.

  4. Экологические: береста – экологически чистый природный материал, при работе с которым нужно использовать клей. Клей должен быть экологическим и не наносящим вред здоровью человека и окружающей среде, так как работа с берестой в данной работе требует ручного труда.

  5. Экономические: изделие должно быть сделано из доступного и дешёвого материала.

Обоснование выбора идеи. Эскизное проектирование коллажа

Для поиска наилучшего композиционного и цветового решения данного изделия было разработано три эскиза. На выбранном эскизе дракон наиболее достоверно изображается с точки зрения истории и отличительных признаков, а так же он имеет достаточно необычную пластику. Композиционное решение панно заключается в следующем - дракон расположен вертикально, сползающим сверху вниз.

Цветовое решение во многом зависит от вариантов оттенков бересты, так как это природный материал с богатой текстурой и было принято не окрашивать никаким пигментом бересту. Поэтому цветовое решение декоративного панно в технике коллаж варьируется от темно красного до светло розового оттенков, а так же от золотого до светло-телесного цвета.

Технологическая карта декоративного панно из бересты, выполненного в технике коллаж

Таблица 1. Технологическая карта изделия из бересты в технике коллаж

Название операции.Технологическая последовательность выполнения работ

Эскизы

Инстру-менты

1

Переносим эскиз на плотную бумагу (формат А1)

 

Бумага, карандаш, ластик

2

Переносим рисунок на плотную основу (ДВП) будущего изделия

 

Копировальная бумага, карандаш, ДВП

3

Выбираем подходящие берестяные листу под задуманное цветовое решение

 

Берестяные листы

4

Переносим рисунок на кальку

 

Калька, карандаш, ластик

5

Разрезаем кальку с рисунков по секторам коллажа (последова-тельно)

 

Ножницы

6

Каждую деталь из кальки переносим на берестяные листы подходящего цвета

 

Карандаш

7

Вырезаем деталь из бересты на плотной доске

 

Канцеляр-ский нож,доска

8

Выкладываем готовые детали на основу в соответствии с рисунком на ДВП

   

8

     

9

Приклеиваем каждую деталь и прижимаем тяжелым грузом

 

Клей «Титан», груз

10

После того, как все детали приклеены, нужно заполнить пространство вокруг дракона

 

Клей

11

Оформляем в раму использую березу (в виде свитка)

 

Клей

12

Декоративное панно в технике коллаж с использованием бересты готово.

   

Экономическая оценка

Себестоимость изделия - экономический показатель, который включает затраты на потребленные средства производства и оплату труда.

Полная себестоимость изделия включает также и затраты на реализацию продукции. Себестоимость определяется на основе группирования затрат по следующим статьям:

- материальные затраты;- заработная плата персонала;- отчисления на социальные мероприятия;- топливо, энергия, идущая на производство;- накладные расходы.

Таблица 2. Сводная таблица по расчету себестоимости изделия

№ затрат

Статьи затрат

Сумма,(руб.)

1.

Сырье, основные и вспомогательные материалы

1115

2.

Зарплата по тарифу основных производственных рабочих

1200

3.

Топливо, энергия на технологические цели

75

 

Итого:

2390

В таблице 3 произведен расчет стоимости сырья, основных и вспомогательных материалов, необходимых при создании готового изделия.

Таблица 3. Расчет стоимости сырья, основных и вспомогательных материалов

Наименование

Еденица

измерения

Норма расхода

Цена, (руб.)

Стоимость,(руб.)

Бумага

лист 610*860мм

1

23

23

Береста

лист 40*50см

4

200

800

Клей

шт

1

50

50

ДПВ

шт

1

60

60

Канцелярский нож

шт

1

26

26

Копировальная бумага

лист 610*860мм

1

96

96

Малярный скотч

шт

1

40

40

Калька

лист 610*860мм

1

20

20

     

Итого:

1115

После расчета затрат на основные материалы необходимо произвести расчет заработной платы основных производственных рабочих, которая будет произведена в таблице 4.

Таблица 4.Расчет зарплаты по тарифу основных производственных рабочих

Наименование операции

Профессия рабочего

Трудоёмкость, (ч.)

Часовая тарифная ставка, (руб./час)

Зарплата по тарифу, (руб.)

Подготовительные:

Разработка композиции

Дизайнер-конструктор

4

100

400

Основные:

Изготовление изделия

Мастер по работе с берестой

7

100

700

Заключительные:

Придание изделию товарного вида

Мастер по работе с берестой

1

100

100

     

Итого:

1200

Следующей стадией необходимой для расчета себестоимости изделия является расчет стоимости энергии, потраченной на технические цели. Результаты ее расчетов приведены в таблице 5.

Таблица 5. Расчет стоимости энергии на технологические цели

Наименование оборудования и электроинстру-мента

Факт. время работы оборудова-ния,

(ч.)

Потребляемая мощность

(Квт)

Тариф, (руб.)

Стоимость потребляемой электроэнергии(руб.)

Лапма

12

0,75

5,38

75

     

Итого:

75

В итоге производственных расчетов себестоимости проектируемого изделия с учетом всех затрат составляет 2390 рублей.

Экологическая оценка

Материал, используемый при изготовлении изделия – береза (береста - верхний слой (наружная часть) коры берёзы). Этот материал является экологически чистым и относится к возобновляемым природным ресурсам. Береза не относится к числу редких древесных пород, поэтому её заготовка и использование разрешено законодательством РФ[8]. Древесный материал пригоден для вторичной переработки, что положительно сказывается на его экологических свойствах. При изготовление не использованы материалы, которые могут нанести вред здоровью человека и окружающей среде [9].

Клей «Титан», который был использовал при работе, имеет экологический состав, не содержит каких-либо вредных для человеческого здоровья растворителей и не меняет своей эластичности при изменении климатических условий[10]. Клей можно использовать повторно, переработка клея позволяет не только сохранить экологию, но и использовать клеевой состав при производстве цементных и других сухих смесей. Утилизация клея производится путем сжигания в печах, не допуская токсичного дыма и испарений[11].

Заключение

В курсовой работе была рассмотрена история возникновения корейского дракона и история развития коллажа. Была предпринята попытка разработки авторской идеи декоративного панно в технике коллаж, с элементами витража с изображением корейского дракона, тем самым соединяя в одном изделии две культуры – русскую и корейскую. В рамках поставленных задач была разработана дизайн-спецификация проектируемого изделия, изготовлено изделие, отражена технология изготовления панно, осуществлен экономический расчет себестоимости изделия , а так же проведен экологическая оценка работы.

Во время изготовления возникали трудности с наклеиванием плотных, неровных поверхностей бересты на ДВП и вырезанием сложных изгибов частей панно. Благодаря хорошим соединительным свойствам клея, детали приклеивались быстро. Текстура бересты придает изделию необычный вид.

Данная разработка может стать основой для дальнейшего изготовления декоративного панно с использованием бересты. Изделие можно продать и в будущем изготавливать аналогичные панно на заказ, используя материал и технологию, которые раскрыты в данной курсовой работе.

Список литературы

1. Н. Д. Беляков, А. И. Покровская. Кружок «Умелые руки» в школе. Пособие для руководителей кружков. Работа с природным материалом. – М.: Учпедгиз, –1957. – 264 с.

2. «Коллаж как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста". [Электронный ресурс] //Социальная сеть работников образования. – Режим доступа:http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/01/30/konsultatsiya-dlya-pedagogov-dou-kollazh-kak-sredstvo-razvitiya (дата обращения: 12.06.2017)

3. Коллаж как искусство. [Электронный ресурс] // Обо всём понемногу. – Режим доступа: http://subscribe.ru/group/obo-vsyom-ponemnogu/8674899/ (дата обращения 10.06.2017)

4. Корейский дракон. [Электронный ресурс] // Википедия. – Режим доступа:https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD (дата обращения: 14.06.2017)

5. Корейский дракон. [Электронный ресурс] // Народ. – Режим доступа: http://elena-elk.narod.ru/Dragonology/Lessons/lesson44.html(дата обращения: 14.06.2017)

6. Коллаж как вид декоративно-прикладного творчества. [Электронный ресурс]//Библиотека дизайнера – Режим доступа: http://galamosaic.ru/ru/mediateka/detail.php?id=471. (Дата обращения: 10.06.2017)

7. Методическое пособие "Береста. Картины-миниатюры из бересты и другого природного материала". [Электронный ресурс]// Открытый урок - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/636014/. (дата обращения: 10.06.2017)

8. В. Ф. Куличенко, К. Ф. Ширина. Умелые руки. Плетение из лозы и бересты. – М.: Молодая гвардия, - 1954. – 540 с.

9. Что такое берёста и как её использовать? [Электронный ресурс] // Школа жизни. Ру. - Электрон. дан. – Режим доступа: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-15226/,(дата обращения: 12.06.2017)

10. Клей титан: применение, характеристики, инструкция. [Электронный ресурс] // Клей Эксперт.ру. – Режим доступа: http://kleiexpert.ru/instrukciya-klej-titan (дата обращения: 14.06.2017)

11. Переработка клея и мастик. [Электронный ресурс] // Утилизация и переработка промышленных отходов, утилизация мусора. - Режим доступа: https://www.sak-ekb.ru/ (дата обращения: 19.06.2017)

Просмотров работы: 284