ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ

Куриленко А.Н. 1, Косарева Е.В. 1
1Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Декоративно-прикладное искусство — это раздел декоративного искусства, который охватывает создание художественных изделий, обладающих не только эстетическим, но и утилитарным назначением. Наиболее древним и популярным видом декоративно-прикладного искусства является художественная резьба по дереву. Россия всегда славилась храмами, украшенными сложными резными орнаментами и рисунками, а уникальные резные деревянные изделия до сих пор бережно хранятся в музейных экспозициях[1]. В зависимости от назначения и способов выполнения существует несколько видов резьбы: объемная (скульптуры и игрушки), контурная (геометрическая и плоскорельефная), а также рельефная. И самая крупномасштабная – домовая резьба, которая является отдельным направлением, поскольку может сочетать в себе все три вышеперечисленных типа, что делает изделие богаче и живописней[2].

Несмотря на то что домовая резьба была хорошо развита уже в XVI веке, до нас дошли образцы, которые относятся только к XIX веку, поскольку именно в конце XIX – начале XX веков возрос интерес к домовой резьбе. Причиной тому послужило промышленное развитие России в середине XIX века. В то время рынок скоро заполнился массовой серийной продукцией и вновь возник спрос на эксклюзивные художественные изделия. Значительное влияние на развитие домовой и прорезной резьбы оказали народная вышивка и кружева. Благодаря наложению слоев друг на друга, прорезная резьба создает оригинальную бахрому, которая придаёт воздушность, легкость, ажурность кружеви неповторимую игру света и тени. Так же очень популярной в народном творчестве была скульптурная резьба, которую широко применяли для украшения интерьера и мебели[3].

В изготовление своих изделий мастера не только вкладывали свою душу, но и пытались отразить свое представление о мире, ощущая себя необходимыми частями мироздания[2]. Для того что бы украсить и внести определённый смысл, в домовой резьбе используются различные орнаменты, такие как геометрический, растительный (лиственный), зооморфный, геральдический, ленточный, ажурный и знаки-символы, связанные со стихиями. Самым необычным образом в резьбе является фигура льва с процветшим хвостом. Лев всегда изображался лениво лежащим или вытягивающимся на конце доски, держащим ветвь в лапе, а его грива украшена витиеватыми завитками. Все это придает льву мягкость и пластичность очертаний. По-настоящему лев был совсем непохож на льва, из-за того, что мастера никогда не видели львов и изображали их как животных, которые жили по соседству с ними, поэтому лев становится похожим на кругломордого добродушного кота. Иногда лев изображался фантастическим диковинным существом, приобретая настолько узорный силуэт, что его нельзя выделить из орнаментальной ветки. Таким образом происходило своеобразная декоративная переработка этого мотива. Еще одним из часто встречающихся образов является образ птицы-павы, мифический сирин с человеческим лицом, с распахнутыми узорными крыльями, всегда выполненный тонкой, искусной резьбой. Его прообразы – жар-птицы русских сказок и райские птицы, которые часто встречаются в книжном орнаменте и в рукописях XVII века. Сирины гораздо лучше вписываются в растительный узор, чем львы и благодаря этому можно предположить, что это служит одним из доказательств того, что сирины возникли вместе с растительным орнаментом и полностью принадлежат ему. В резьбе иногда сирины приобретают роскошный хвост павлина, что делает изображение еще более декоративным[4].

При резьбе по дереву рисунок раньше наносился без предварительного наброска, на глаз, по памяти, позже его стали рисовать сначала на бумаге, после чего прокалывали иглой по контурам изображения. Затем мешочком, в котором был насыпан угольный порошок, слегка постукивают по рисунку на бумаге, разложенной на доске. Таким методом переводили рисунок на доску, а уже полученные линии обводили карандашом. Затем долотом мастер подрезал рисунок по контуру и извлекал фон, выглаживая его стамесками. На некоторых досках фон делали в толщину доски, а иногда неглубокий и рельеф закругляли по кромке, в других же, наоборот, подсекали сильно по контуру, почти под прямым углом, от этого изображения становились не такими пластичными, а их очертания – более грубыми и острыми. Завершающий этап работы заключался в проработке подробностей в самом рельефе: отмечались неглубокими порезками жилки листьев, орнаментально разделывалась грива львов, чешуя на пышно закрученном хвосте русалки или перья птиц. Именно такая точная последовательность техники резьбы была выявлена путем наблюдения за работой старого резчика В. М. Попова[5].

Безусловно большая роль в резьбе отводилась инструменту. Разнообразные виды топоров применяются для предварительной обработки заготовок крупных размеров; долото служит для закругления рельефа, выемки и жилки в листьях. Ножи-косяки применяют в основном для выполнения геометрической и контурной резьбы, а также для прорезки орнаментов; ножи-резаки разных форм используют для геометрической резьбы при выполнении розеток, с закруглениями, элементов с кривыми линиями, а также в контурной резьбе для закруглений и изгибов, в прорезной накладной резьбе. Прямые, отлогие и полукруглые стамески — основной инструмент для выполнения большинства видов работ для скобчатых порезок, полукруглых лунок. Стамески-уголки применяются при выборке узких линий канавок и большое множество вспомогательных инструментов[6].

 

Фрагмент лобовой доски крестьянской избы. М. Малышев. 1882. Горьковская область [7]

Все изделия неповторимы и оригинальны, но к сожалению имен мастеров, которые были, без всякого сомнения, выдающимися художниками в области декоративного искусства, сохранилось очень немного. Только малая часть имен известна, и только благодаря тому, что уцелели доски с их подписями[4].

 

Резьба по дереву послужила источником зарождения такого нового народного промысла, как городецкая роспись[2]. Из поколения в поколение передавались традиции резьбы по дереву, и современные мастера-резчики в совершенстве владеют ими. Кроме того, в своей работе они используют актуальные технологии деревообработки. Все чаще в современных журналах, посвященных современным интерьерам, дизайнеры и архитекторы обращаются к теме художественной обработки дерева, а именно к резьбе по дереву. Это подтверждает то, что интерес к оформлению интерьера дома и малых садовых архитектурных форм деревянной резьбой возрос и резные изделия из дерева остаются популярными и в настоящее время.

Ключевые слова: художественная обработка дерева, резьба по дереву, домовая резьба.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Декоративно-прикладное искусство [Электронный ресурс] // Изделия из дерева- Режим доступа: URL http://www.3dline.ru/article_info.php?articles_id=31 (дата обращения: 15.12.2017)

  2. Народные промыслы России. Художественная обработка дерева: резьба и роспись: учеб.- метод пособие/сост. Г.А. Поровская; Новгород. универ. Им. Ярослава Мудрого. –Великий Новгород, 2007. – 32 с.

  3. Искусство домовой резьбы. [Электронный ресурс] // Резной дом- Режим доступа: URL http://reznoidom.ru/domrezba.html (дата обращения: 15.12.2017)

  4. Званцев М. П. Домовая резьба.- М. : Изд-во Всес. акад. архитектуры, 1935. - 130 с.

  5. Василенко В.М. Русская народная резьба и роспись по дереву XVIII-XX вв. / В. М. Василенко. – М. : Издательство МГУ, 1960. – 181 с.

  6. Буриков В. Г., Власов В. Н., Домовая резьба.- 2-е изд., стереотип.-М.: Нива России, 1994.-352 с.

  7. Русская народная резьба и роспись по дереву: Из собрания Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника / [О. Круглова]. - М.: Изобразительное искусство, 1974. - 239 с.: ил

Просмотров работы: 177