Сокращение доступа отечественных предприятий к международной системе финансирования, ограничение рынков сбыта, усложнение работы с контрагентами и увеличение темпов оттока капитала за границу актуализируют проблему повышения качества стратегического планирования инвестиционной деятельности на основе анализа и оценки диверсифицированных источников ее финансирования в сложившихся международных и внутренних экономических условиях.
В рамках проведенного исследования были проанализированы сценарные прогнозы разработанные Министерством экономического развития на срок до 2018 – 2019 гг. и до 2030 года.
Рассмотрим более подробно предлагаемые министерством экономики варианты сценарного прогноза развития и финансового обеспечения промышленных предприятий России.
Реализация того или иного сценария в рамках «Прогноза долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» зависит от комплекса факторов, наиболее значимыми из которых являются поведенческая модель бизнеса и политика государства в области развития и обеспечения стабильности макроэкономической системы.
Консервативный вариант развития событий базируется на сохранении текущего, доминантного положения энергетического и сырьевого секторов. Инновационные и высокотехнологичные отрасли производства не являются приоритетными в рамках распределения инвестиционных ресурсов: около 11% ВВП против 21% ВВП в нефтегазовом комплексе.
В инновационном и форсированном сценарии, напротив основной упор сделан на масштабное финансирование инновационных, наукоемких и высокотехнологичных проектов, развитие человеческого капитала. Подобные проекты будут иметь срок окупаемости, значительно превосходящий стандартные рыночные параметры. Осуществление такой программы потребует применения более сложных управленческих решений как со стороны государства, так и со стороны бизнеса. Основным сдерживающим фактором при данных обстоятельствах является недостаток подготовленных специалистов как на уровне крупного бизнеса, так и на уровне государственного управления, что в свою очередь может значительно снизить эффективность применяемых механизмов по причине нескоординированных действий.
От сценария к сценарию объем инвестиций в модернизацию и расширение производственных мощностей будет зависеть от сумм, вкладываемых предприятиями в подобные проекты, и капитальных вложений со стороны государства в стратегические отрасли инфраструктуры и всей промышленности. В стратегической перспективе данный фактор имеет наибольший вес в решении проблемы увеличения эффективности производства и стимулирования технического прогресса. При реализации форсированного сценария, высокий темп роста объемов инвестиций в основные средства обеспечит форсированный уровень ввода новых производственных мощностей, увеличение объемов выделяемых финансовых ресурсов на перспективные научно-технические разработки. Министерство экономического развития считает, что с 2013 по 2030 г.г. в зависимости от реализуемого сценария основной капитал машиностроительных предприятий может увеличиться в 5,5-8 раз1.
В таблице 1 приводится сводная информация по целевым показателям на 2030 г. трех стратегических прогнозов в области развития промышленности России.
Таблица 1 – Сводный анализ целевых показателей прогнозов развития российской экономики на 2030 г. в части развития промышленного комплекса2
Консервативный сценарий (вариант 1) |
Инновационный сценарий (вариант 2) |
Целевой (форсированный) сценарий (вариант 3) |
|
Доля России в мировом ВВП, % |
3,6 |
4,3 |
5,3 |
Среднегодовой темп прироста ВВП |
3,0-3,2 |
4,0-4,2 |
5,0-5,4 |
ВВП, % (2007=100) |
190 |
223 |
281 |
Инвестиции, % (2007 г.=100) |
265 |
325 |
481 |
Инвестиции в основной капитал |
4,7 |
5,9 |
8,2 |
Промышленность |
2,6 |
3,2 |
4,2 |
Рост производительности труда в обрабатывающем производстве (по добавленной стоимости) |
3,6 |
4,1 |
5,1 |
Источники финансирования инвестиций в основной капитал |
|||
в том числе |
|||
Собственные средства |
54 |
48 |
45 |
Привлеченные средства |
46 |
52 |
55 |
в том числе |
|||
средства бюджетной системы |
11 |
15 |
10 |
кредиты банков и других организаций |
13 |
14 |
15 |
Озвученная программа по масштабной модернизации отечественного машиностроительного сектора потребует привлечения максимального объема финансовых ресурсов. Для этого недостающие финансовые ресурсы необходимо будет привлекать из-за рубежа. В прогнозах разработанных министерством экономического развития к 2018 году планируется увеличить объем иностранных заимствований до уровня в 4,7% ВВП, а к 2020-2023 гг. – до 6,0-6,4% ВВП. Если в 2012 году Россия была чистым кредитором зарубежных стран (3,2% ВВП)3. Следует отметить, что в текущих условиях применения к России экономических санкций, подобные прогнозы выглядят не столь реальными.
Вне зависимости от реализуемого сценария доля собственных средств предприятий в финансировании инвестиционных проектов, направленных на модернизацию основных средств, будет иметь тенденцию к увеличению.
Процентное соотношение структуры финансирования инвестиционной деятельности на 2030 год представлено в таблице 2.
Таблица 2 – Структура финансирования инвестиционной деятельности, направленной на реальное инвестирование4
Консервативный сценарий (вариант 1) |
Инновационный сценарий (вариант 2) |
Целевой (форсированный) сценарий (вариант 3) |
|
Доля собственных средств |
54 |
48 |
45 |
Привлеченные средства |
46 |
52 |
55 |
в том числе: |
|||
Бюджетное финансирование |
11% |
15% |
10 |
Доля заемных средств от банков и других организаций |
13 |
14 |
15 |
В случае развития событий по консервативному сценарию для российской промышленности будет сохраняться тенденция морального и физического устаревания основных средств. Следует заметить, что с течением времени эта тенденция будет набирать обороты. В отрасли народного хозяйства с высокой степенью износа основных средств и длительным сроком окупаемости капитальных вложений инвесторы не рискуют вкладывать средства, даже несмотря на имеющиеся возможности, а предпочитают частично вкладывать их в отрасли с быстрым оборотом капитала или его вывозом. В России сложилась топливно-сырьевая ориентация в направлениях использования инвестиций. Частный капитал предпочитает вкладывать их в быстроокупаемые проекты (добыча нефти, нефтепереработка, лесопереработка и др.). Вероятность того, что эти средства будут вложены в наукоемкие технологии, крайне мала. Россия быстро теряет свои позиции в научно-технических разработках. Между тем, развитые страны концентрируют свои усилия на развитии наукоемких технологий, нанотехнологий. Следует подчеркнуть, что сырьевые ресурсы России не могут служить гарантией ее национальной безопасности. Это наглядно прослеживается в последние три года. При сохранении сырьевой зависимости экономики России нет возможности выстроить «надежный фундамент» для экономической безопасности государства. Вся экономика будет зависеть от цен на углеводороды и прочее экспортируемое сырье. Мы считаем, что при развитии событий по подобному сценарию, в экономике России может иметь место «эффект домино», при котором очередной топливный кризис, или переход на иные виды энергоносителей, послужит причиной значительного недополучения в российскую экономику финансовых ресурсов, вследствие снижения цен на экспортируемое сырье. Это в свою очередь может послужить толчком для дестабилизации денежно-кредитной политики, что, в свою очередь, негативно скажется на финансовом состоянии промышленных предприятий, а также на потребителях промышленных товаров. Ухудшение финансового состояния предприятий промышленного сектора повлечет за собой снижение инвестиционной привлекательности и кредитоспособности, и, как следствие, инвестиционная деятельность будет иметь тенденцию к затуханию, а значит, устаревшие основные средства не смогут быть обновлены. При подобном сценарии и условии, что финансирование инвестиционной деятельности на промышленных предприятиях не будет являться приоритетным для государства, кажется вероятным исход, при котором промышленность России и, в частности, ее машиностроительный сектор перестанут быть конкурентоспособными.
Проанализировав «Прогноз долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» в части развития финансово-инвестиционных стратегий промышленных предприятий, необходимо рассмотреть прогнозы Министерства экономического развития на 2018-2019гг.
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период 2018 и 2019 годов разработан в составе трех основных вариантов - базового, "базового+" и целевого.
Таблица 3: Рост (снижение) промышленного производства в 2015-2019 годах, %
Базовый вариант отражает консервативный сценарий развития, имеет статус консервативного варианта прогноза и не предполагает кардинального изменения модели экономического роста. В среднесрочной перспективе ожидаются умеренные темпы прироста промышленного производства, составляющие в 2018 году в промышленном производстве 1,7% с последующим увеличением до 2,1% - в 2019 году.
Вариант "базовый+" рассматривает развитие российской экономики в более благоприятных внешнеэкономических условиях и основывается на траектории умеренного роста цен на нефть. Рост промышленного производства составит: 2,3% - в 2018 году, и 2,7% - в 2019 году. За период с 2017 по 2019 год промышленное производство увеличится на 5,1 - 6,8% (по вариантам), опережающими темпами будут расти обрабатывающие производства - прирост за три года составит 5,8 - 8,2 процента.
Целевой вариант ориентирует на достижение целевых показателей социально-экономического развития и решение задач стратегического планирования. Предполагается в среднесрочной перспективе выход российской экономики на траекторию устойчивого роста темпами не ниже среднемировых при одновременном обеспечении макроэкономической сбалансированности.
Таблица 2: Основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2017-2019 годы
Для прогнозирования сценариев развития инвестиционной деятельности промышленных предприятий России необходимо оценить конъюнктурную ситуацию изнутри. По данным опроса, проводимого НИУ «Высшая школа экономики», 60% руководителей предприятий промышленности не рассчитывают на положительные сдвиги в области инвестиционных процессов в краткосрочной перспективе, а 20% опрошенных считают, что инвестиционные процессы будут иметь тенденцию к угасанию.
В то же время, большинство респондентов указывает на то, что на предприятиях существуют планы инвестиционной деятельности максимум до 2018-2020 гг. Кроме того, у большей части опрошенных нет долгосрочных планов инвестиционной деятельности5.
Опросы, проведенные Росстатом, свидетельствуют о том, что среднее значение индекса предпринимательской уверенности в 2015 году составило 6%. Данные были получены на основе ответов руководителей 3,5 тыс. промышленных предприятий крупного и среднего бизнеса.
Также было выявлено, что в 2014-2015 гг. на 76% исследованных предприятий основным направлением инвестиционной деятельности являлась модернизация основных средств. Другим, по степени важности, направлением стало расширение производства и импортозамещение. Наименее популярным является вложение финансовых ресурсов в финансовые инструменты. О готовности к финансовым инвестициям сообщило только 6% опрошенных6.
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что сложившаяся ситуация является следствием ограниченных финансовых возможностей промышленных предприятий России и уровнем износа их основных фондов. Руководство вынуждено направлять доступные финансовые ресурсы на поддержание имеющейся производственной базы в работоспособном состоянии. Инвестиционная деятельность, направленная в основные средства, финансируется большей частью собственными средствами. Об этом сообщило 74% опрошенных, в то же время более 40% респондентов используют также заемные и привлеченные средства7.
Ограниченное применение заемных средств для финансирования инвестиционной деятельности, в особенности долгосрочного характера, связано с тем что, по мнению 62% руководителей предприятий наиболее приемлемая процентная ставка по банковскому кредиту должна составлять менее 10%. 30% опрошенных готовы использовать кредит при ставке до 12%.8
Принимая во внимание внешние и внутренние проблемы, препятствующие реализации целевого (форсированного) сценария развития, необходимо активизировать усилия на перезапуске механизма инвестирования на промышленных предприятиях России. Спад инвестиционной активности и спровоцированное этим устаревание, и износ основных фондов имеет более тяжелые последствия, чем общая стагнация экономической системы.
Износ основных фондов значительно замедляет темпы роста производительности труда и вынуждает наращивать производство за счет экстенсивных мер. При замедлении инвестиционной активности параллельно сокращаются и затраты на технологические инновации. Так, их доля в общем объеме отгруженной продукции в обрабатывающей промышленности России в 2014 г. составила лишь 2,5%, а в добыче и того меньше. Таким образом, наиболее предпочтительным, в настоящее время, для России является целевой (форсированный) вариант развития. Только реализация этого варианта, позволит выстроить конкурентоспособную экономику характеризующуюся преобладанием наукоемких производств обеспечивающих безопасность всей экономической системы.
Список литературы:Прогноз долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20130325_06
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/2016241101
Чараева, М.В., Кирьянов Е.О., Аналитический подход к разработке финансово-инвестиционных стратегий российских промышленных предприятий: монография / М. В. Чараева. Е.О. Кирьянов. // 2017
Инвестиции в России. 2015: стат. сб. – М.: Росстат, 2015
Инвестиционная активность российских промышленных предприятий в 2015 году – М.: НИУ ВШЭ, 2016.
Россия в цифрах. 2016: крат. стат. сб. – М.: Росстат, 2016.
1 «Прогноз долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года». – М.: Министерство экономического развития Российской Федерации, - 2013. – С. 130.
2 Источник данных: «Прогноз долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года». – М.: Министерство экономического развития Российской Федерации, - 2013. - 354с.
3 «Прогноз долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года». – М.: Министерство экономического развития Российской Федерации, - 2013. – С. 130.
4 Источник данных: «Прогноз долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года». – М.: Министерство экономического развития Российской Федерации, - 2013. - 354с.
5 Инвестиционная активность российских промышленных предприятий в 2015 году – М.: НИУ ВШЭ, - 2016. – C. 5.
6 Инвестиционная активность российских промышленных предприятий в 2015 году – М.: НИУ ВШЭ, - 2016. – С. 6.
7 Инвестиционная активность российских промышленных предприятий в 2015 году – М.: НИУ ВШЭ, 2016. – C. 5.
8 Там-же. – C. 12