Процесс возникновения потребительского спроса является случайным процессом и единственная возможность, с помощью которой можно осуществить его анализ, является имитационное моделирование. Поскольку, функционирование сформированной системы отличается децентрализацией, в реализацию вводится агентный подход имитационного моделирования.
Постановка задачиИсследование направлено на разработку модели, имитирующей потребительский спрос.
Целью данного исследования является: смоделировать потребительский спрос на однотипные товары, в условиях рыночной конкуренции.
При реализации моделирования предусматривается разработка мултиагентной имитационной модели, включающей агенты двух типов: агент первого типа моделирует функционирование потребителей, агент второго типа – моделирует функционирование спроса.
Материалы и методы исследования
Структура проекта модели имеет следующий вид:
Таким образом, имитационная модель содержит три агентных структуры: Shop– магазин, Potrebitel– потребители, Main – основной агент.
Последовательно перейдем к описанию агентов.
Агент Shop
Агент имеет всего одно физическое состояние
Параметры X_base иY_base определяют базовое расположение агента.
Параметр Index определяет номер магазина.
Агент Potrebitel
На данном рисунке представлена схема структуры агента Potrebitel.
Агент имеет три физических состояния.
Начальное состояние Home – потребитель находится на дома.
Состояние State1- потребитель находится в магазине 1.
В состоянии State потребитель находится в магазине 2.
Параметры X_base иY_base определяют базовое расположение агента.
ЗаключениеРазработана мультиагентная имитационная модель. С помощью критерия Кивиа-Фишмана установлена ее адекватность.
В качестве параметров имитационной модели предусмотрены:
Произвольное количество потребителей;
Произвольное количество магазинов по типам продуктов;
Экспоненциальное распределение интервалов времени между возникновением потребностей в приобретении товаров по типам;
Равномерное распределение посещения магазинов;
Произвольное пространственное расположение потребителей и магазинов
Список литературы
Саати Т. Элементы теории массового обслуживания и ее приложения. - М.: Сов. радио, 1970. - 377 с.
Шеннон Р. Е. Имитационное моделирование систем: наука и искусство. - М: Мир, 1978. - 420 с.