ВОССОЗДАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ЛАНДШАФТА ТРОИЦКОГО СКИТА АРЗАМАССКОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВОССОЗДАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ЛАНДШАФТА ТРОИЦКОГО СКИТА АРЗАМАССКОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Усанова О.К. 1, Киреева Т.В. 1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (ННГАСУ), Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время в ландшафтной архитектуре наблюдается тенденция к воссозданию исторических ландшафтов бывших поселений связанных с возрождением православных храмов. Поэтому, прежде чем приступать к архитектурно - ландшафтному проектированию, необходимо не только производить натурные исследования территории, но и составить историческую справку опираясь на архивные документы и карты.

Троицкий скит - это женская обитель Серафимо-Дивеевского монастыря в Арзамасском районе Нижегородской области. Троицкий скит был основан в 1997 году на месте бывшего села Хохлово. Село Хохлово было упразднено после сильного пожара 1977 года. Каменная церковь Троицы Живоначальной, которая частично сохранилась после пожара, в 1997 году была передана Серафимо-Дивеевской обители. Этот год и принято считать за дату основания Троицкого скита.

Скит расположен в 12 км от г. Арзамаса между шоссе Арзамас - Дивеево – Казаково и в 1,5 км от села Шатовка.

Село Хохлово находилось вблизи значимых дорог и трактов. В двух километрах от села проходил Тамбовский тракт. Именно по этой дороге Николай II совершал паломничество из Арзамаса в Саров. Хохлово соединялось также дорогами с Новым Усадом, Казаковым, Ездаковым и Исуповым.

Селу Хохлово принадлежали земли между Шатовскоим оврагом с северо запада и рекой Акшой с юго- востока. Примерная площадь земель составляла 11 квадратных километров. Длина участка от оврага до реки составляла 5,5 километров а ширина порядка 2 километров.

Само же село Хохлово располагалось поперек Безымянного оврага, ориентируемого с юга на север.

Черноземные пахотные земли села Хохлово, которые простилались от безымянного оврага до реки Акши, отличались высоким плодородием. С левой стороны оврага земли были менее богатые, переходные от черноземов до лесных суглинистых и каштаново - серых суглинков.

За селом простирались незаселенные пустоши – Милоховская, Поскочина, Корчажная.

Район села Хохлово не богат на полезные ископаемые. В описаниях земель Нижегородской губернии конца XIX века встречаются записи об залегании в этой местности желто-бурой подпочвенной глины и известково - гипсовых пород.

Стоит отметить, что в районе села не велась добыча полезных ископаемых, и рельеф местности не претерпел значительных изменений.

Что касается описания растительного состава, то по описаниям природы села в районе села Хохлова за XVIII-XIX века леса состояли из березы, дуба, осины, орешника. В лесах водились зайцы и горностаи, различные птицы: тетерева, куропатки, соловьи, скворцы, чижи, щеглы, в полях: жаворонки и перепела.

Начиная с XX века с увеличением темпов промышленности и освоением земель для сельского хозяйства в районе села Хохлово вырубались лесные массивы. В настоящее время, от березовых, осиновых и дубовых лесов остались небольшие рощицы по берегам карстовых озер и прудов. Тип ландшафта открытый, и вся местность вокруг бывшего села Хохлово, а ныне Троицкого Скита представляет собой безлесную равнину занятую пашнями и лугами.

Так как в Арзамасском районе развиты карстовые формы рельефа, не удивительно, что на северо-западе села находились озера и воронки карстового происхождения. С течением времени некоторые озера высыхали или заболачивались.

Жители села брали воду для питья и других нужд из копанных колодцев и прудов в центре села. По описаниям разных лет говориться о семи или двух запруженных прудах в которых водились караси и карпы.

Троицкая церковь в селе Хохлово была построена в 1864 году по проекту губернского архитектора Ивана Романовича Отмар-Штейна (Хейна).

Храм построен в стиле эклектики, в котором просматриваются веяния классицизма. Церковь каменная, в плане напоминает по форме корабль. Четверик церкви увенчан барабаном с луковичным куполом, к нему примыкают трапезная и шатровая колокольня высотой около 30 м. Главный придел храма освящен в честь Живоначальной Троицы. Так же в храме есть еще 2 предела Никольский и Покровский (ныне Иверский), которые находятся в трапезной части. Храм имеет одну алтарную апсиду.

Строительство Троицкого скита дало новую жизнь бывшему селу Хохлово. После пожара 1977 года жители покинули свои дома и село расформировали. С началом ремонтных работ в Церкви Троицы Живоночальной требовалось присутствие сестер Дивеевской обители. Поселок газифицирован и электрифицирован, подведен водопровод. Дорога, ведущая в скит, заасфальтирована. Постепенно началось строительство жилых келейных корпусов и хозяйственных построек. На 2017 год в Троицком ските находится 3 келейных корпуса для сестер, дома для наемных рабочих и трапезная братии, гараж для машин, склады для хранения строительных материалов, коровник, птичник, теплицы и сооружения для хранения сельскохозяйственной продукции. Все эти постройки необходимы для ведения хозяйства в ските.

Традиционно, православные скиты строились вдали от крупных поселений, и не связывалось экономическими отношениями с внешним миром. Поэтому, монахи кормили себя сами, либо пользовались пожертвованиями от монастыря, к которому принадлежал их скит. По сути, скиты - это те же самые монастыри, только более отдаленные от мирской жизни. Здесь более строгие уставы и внутренние правила, больше внимания уделяется молитве, соблюдению постов (иногда с дополнительными ограничениями) труду и послушанию. Большая часть территории монастырей и скитов использовалась под утилитарные нужды: разбивались сады и огороды, строились дворы для домашних животных, коровники, птичники, конюшни.

Монастырские сады имели важное практическое и эстетическое значение для обитателей монастыря. Они тесно связаны с укладом жизни и мироощущением православного человека. Следует отметить, что для монастырских садов характерна большая сдержанность в использовании декоративных элементов. Исторически сложилось так, что истинной ценностью для православного человека была красота естественной природы, поэтому большинство православных монастырей и скитов как бы растворялись в природном окружении. Архитектурные доминанты в монашеских поселениях и сады, окружающие их представляют собой единую композиционную систему.

В настоящее время Троицкий скит активно развивается. Так как Скит - это монастырское поселение, то послушницы Свято-Троицкого Дивеевского монастыря должны обеспечивать продовольствием себя сами и вести хозяйство. Скиту принадлежат близлежащие земли, на территории разбиты огороды, сады, построены теплицы, есть скотный двор и пасека. Для ведения хозяйства нанимается специальная техника и рабочие. Население Троицкого Скита не постоянное, и колеблется от сезона - всего проживает около 50 человек. Летом к послушницам приезжают в гости родственники и их дети. Скит расположен в 2 километрах от паломнического маршрута Арзамас – Дивеево, поэтому сюда часто приезжают туристы и паломники. В настоящее время ведутся работы с архивными документами на основе которых будет воссоздаваться исторический ландшафт территории Троицкого скита.

Список используемых источников

  1. Д. С. Лихачев Поэзия садов: к семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Согласие: ОАО «Тип. “Новости”», 1998. — 471 с.: ил.

  2. Интернет источник-http://temples.ru/card.php?ID=11782

  3. Интернет источник http://sobory.ru/article/?object=12527

Просмотров работы: 177