ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В РОССИИ КАК МОДЕЛЬ ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ТЕРРИТОРИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В РОССИИ КАК МОДЕЛЬ ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ТЕРРИТОРИИ

Хромова Т.С. 1
1Московский педагогический государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Вопросы, связанные с инновациями, организацией «молодёжного кадрового резерва», эффективными формами работы с молодёжью нашли своё отражение в современных направлениях развития молодёжной политики России. Одним из основных направлений деятельности, получившим поддержку со стороны государства и со стороны молодёжи является социальное проектирование. Обратимся к документу «Основы государственной молодёжной политики России до 2025 года», который опирается на результаты исследований глобальной конкуренции, инвестиций в человеческий капитал, положения молодежи и состояния сферы молодежной политики. В рамках развития молодёжной политики в России делается акцент на необходимости «формирования системы управления…, обеспечивающей эффективную интеграцию талантливой молодежи в российскую науку, экономику и управление» [7]. То есть необходимости создания «комплекса привлекательных для молодежи предложений, стимулов от институтов развития всех уровней, обеспечивающих широкие возможности применения молодыми людьми себя и своих ресурсов с учетом собственных интересов и задач развития страны» [7].

Актуальность нашей темы исследования заключается в том, что в данном направлении будут происходить изменения, способствующие эффективному приобщению молодёжи к вопросам развития государства. И на наш взгляд, современное общество готово и ждёт положительных изменений. Кроме того, следует учесть и тот факт, что в условиях информационного быстро развивающегося мира, возникает необходимость своевременного внедрения новых технологий, в том числе и технологий работы с молодёжью. Если не учитывать данный факт, эффективность работы будет существенно снижена, ибо она утрачивает свою актуальность. Не стоит забывать и о том, что социальное проектирование может выступать фактором формирования гражданской позиции молодого человека. И от того в каких условиях будет разрабатываться проекты, какие методы и технологии будут известны, доступны молодому человеку, зависит его отношение к развитию молодёжной политики и государству в целом.

Социальное проектирование - это научно-теоретическая и одновременно предметная практическая деятельность по созданию проектов развития социальных систем, институтов, социальных объектов, их свойств и отношений на основе социального предвидения, прогнозирования и планирования специальных заведомо нужных качеств и свойств, являющихся значимой социальной потребностью [1]

История свидетельствует о применении социального проектирования в России (СССР): первые советские пятилетние планы развития народного хозяйства представляют собой не только крупнейшие экономические, но и социальные проекты, подготовка которых учитывала новейшие идеи советских экономистов и социологов. Выдающееся значение имеют социальные проекты А. С. Макаренко по работе с беспризорниками и малолетними преступниками, сегодня изучаемые социальными работниками и социальными педагогами во всем мире.

Начиная с 30-х годов, ввиду изменений в системе власти возможности социального проектирования были ограничены. Просто развитие социального проектирования в СССР, в других бывших социалистических странах пошло в русле, которое не совпадало с социально-проектной деятельностью в странах с рыночной экономикой, где в послевоенный период этот способ осмысления и организации практических сторон общественной жизни все активнее проникал за пределы коммерческой деятельности, захватывая социальную и культурную сферы, а в 90-е годы утверждаясь здесь как одна из основ менеджмента. [6]

С 2012 года проектная деятельность в образовательных учреждениях по Федеральному государственному образовательному стандарту является обязательной. [9]. Создано направление подготовки специалистов по организации работы с молодежью социальное проектирование. Существует запрос на формирование метапредметных компетенций (умение работать в команде, лидерство, коммуникационные компетенции) также способен быть удовлетворен через реализацию проектного подхода, технологий социального проектирования в учебной и учебно-воспитательной деятельности на всех уровнях образования [5,2].

Главные всероссийские форумы страны пользуются грантовой поддержкой федерального агентства по делам молодёжи (Росмолодежи).

Росмолодёжь - это федеральный орган исполнительной власти в России, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодёжной политики, реализации мероприятий, направленных на обеспечение здорового образа жизни молодёжи, нравственного и патриотического воспитания и на содействие реализации молодёжью своих профессиональных возможностей. Грантовые поддержки в Росмолодеже выделяются лучшим социальным проектам. В 2016 году в рамках Всероссийских и окружных молодежных форумов на публичные защиты были представлены 2 253 проекта, 703 из них получили гранты на реализацию;

На Конкурсе молодежных проектов Всекавказского молодежного форума было представлено 812 проектов, 125 из них получили гранты на реализацию;

На Всероссийский Интернет-отбор было представлено 4 590 проектов, 363 из них получили гранты на реализацию. [8]

Таким образом, мы можем предположить, что на сегодняшний день существуют факторы, способствующие активному развитию социального проектирования в России.

Таким примеров является практика Всероссийского конкурса социального проектирования моя страна моя Россия. Конкурс проводится с 2003 года. В 2017 году на Конкурс поступило более 7000 заявок из всех субъектов Российской Федерации с учетом региональных этапов. Цель Конкурса — привлечение молодежи к участию в развитии российских регионов, городов и сел: разработке и реализации проектов, направленных на развитие экономики и социальной сферы, совершенствование системы управления российскими территориями; а также как один из механизмов подготовки кадрового резерва для органов государственной власти и местного самоуправления, реального сектора экономики и научно-педагогической сферы. [8]

Стоит отметить Всероссийский конкурс социальных проектов «СОЦИУМ», целью которого является формирование активной гражданской позиции и развитие социального интеллекта. Этот конкурс, в отличии от отмеченного ранее не охватывает такой широкий спектр направлений, однако он может послужить стартовой площадкой для участия в более сложных многозадачный конкурсах.

Исследуя вышеописанные практики развития социального проектирования в России, можно установить возможную взаимосвязь между конкурсами. И придти к выводу, что каждый из данных конкурсов может стать звеном единой системы, позволяющей развивать навыки социального проектирования начиная со школы и заканчивая сопровождение в возрасте , когда молодой человек сможет самостоятельно без какой-либо поддержки реализовывать свои проекты. В ходе данных конкурсов выявляется активная и талантливая молодёжь. И если данный процесс систематизировать, и развить как единый механизм, то он получит все основания для формирования молодёжного кадрового резерва. Формируя по итогам конкурса реестр молодых людей региона, и привлекая к реестру потенциальных инвесторов и работодателей, происходит формирование кадровой элиты, что отвечает запросам документа «Основы государственной молодёжной политики России до 2025 года».

Список литературы:

1.Антонюк Г.А. Социальное проектирование: некоторые методологические аспекты. – Минск: Наука и техника, 1978. – 128 с.

2. Белова, Т. Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. № 76–2. URL: http://cyberleninka. ru/article/n/issledovatelskaya-i-proektnaya-deyatelnostuchaschihsya-v-sovremennom-obrazovanii (дата обращения: 19.11.2017). – 30-34с.

3. Иванов, Е. А. Проектная деятельность как новый этап развития стратегического планирования в России // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/ issues/2017/02/78750 (дата обращения: 19.11.2017).

4. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утв. Президентом РФ 03.04.2012 г. № Пр-827)

5. Леонтович, А. В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2003. № 4. – 18–24 с.

6. Луков В. А. Социальное проектирование: учебное пособие /В.А. Луков. 9-е изд. М.: Издательство Московского гуманитарного университета: Флинта, 2010. -7с.

7. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р)

8. Официальный сайт федерального агентства по делам молодёжи: https://fadm.gov.ru/ (дата обращения:11.12.2017)

9.Официальный сайт Всероссийского конкурса социального проектирования «Моя страна- моя Россия»: http://www.moyastrana.ru/ (дата обращения: 10.12.2017)

10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 N413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N24480)

Просмотров работы: 131