АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЕ И СОЗДАНИЕ АКТУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЕ И СОЗДАНИЕ АКТУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Гусева Е.И. 1
1Шуйский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ивановский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема изучения противоречий между динамично изменяющейся ситуацией на рынке труда и навыками самоопределения учащихся, является весьма актуальной на данный момент. С одной стороны, современный рынок труда характеризуется широкой палитрой профессиональной сферы, ежегодно пополняющейся новыми специальностями, активным формированием внутрифирменных стандартов и корпоративных систем менеджмента качества, появлением новых специализаций. С другой стороны, только около половины выпускников школ определяются с выбором профессии, а остальные нуждаются в помощи специалиста по выбору профессии.

Целью исследования является разработка модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников.

Объект исследования – Профессиональное самоопределение старшеклассников средней школы (учащиеся 8-11 классов).

Предмет исследования – Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников.

Исходя из этого мы получили, задачи, которые необходимо было решить во время проведения работы:

  1. Раскрыть теоретические основы понятий «психолого-педагогического сопровождение» и «профессиональное самоопределение».

  2. Изучить опыт работы учителей по организации профориентации.

  3. Разработать программу психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников.

  4. Дать оценку эффективности психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников.

Методы исследования

Теоретические: метод классификации и систематизации, метод обобщения и систематизации, сравнительно-сопоставительный метод.

Эмпирические: метод эксперимента, анкетирование, метод интервью, метод экспертных оценок, методы количественного и качественного анализа.

Диагностические: тест Д. Голланда по определению типа личности; дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова (ДДО) для выявления склонностей к определенному типу профессий.

База исследования: МБОУ Ново-Горкинская СОШ с. Новые Горки.

Анализ литературы показал, что психолого-педагогическое сопровождение можно рассматривать в нескольких аспектах: как профессиональную деятельность педагога-психолога, способного оказать помощь и поддержку в индивидуальном образовании ребенка; как процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных педагогических действий, помогающих ученику сделать нравственный самостоятельный выбор при решении ребенком образовательных задач; как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого; как технологию, включающую ряд последовательных этапов деятельности педагога, психолога и др. специалистов по обеспечению учебных достижений учащимися; как систему, характеризующую взаимосвязь и взаимообусловленность элементов: целевого, содержательного, процессуального и результативного.

Профессиональное самоопределение – это определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма. Один человек считает критерием профессионализма просто принадлежность к профессии или получение специального образования, соответственно и себя оценивает с этих позиций, другой человек полагает, что критерием профессионализма является индивидуальный творческий вклад в свою профессию, обогащение своей личности средствами профессии, соответственно он иначе с этой более высокой планки себя самоопределяет и далее самореализует.

Основной нашей целью было создание программы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников. Целью, которой будет создание системы действенной профориентации учащихся, способству ющей формированию у подростков и молодежи способности к профессиональному самоопределению в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в городе.

Нами были выбраны следующие направлениясистемы программных мероприятий:

  1. Профпросвещение – педагогов, родителей, учащихся через учебную и внеучебную деятельность с целью расширения их представлений о рынке труда.

  2. Диагностика и консультирование – с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии.

  3. Взаимодействие с предприятиями – с целью объединения усилий заинтересованных структур для создания эффективной системы профориентации .

Мы ожидаем от конечных результатов реализации плана следующее: Формирование прочного профессионального интереса и профессиональной мотивации выпускников общеобразовательных организаций. Повышение качества профессиональной подготовки специалистов.

Исследование психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников имеет большие перспективы: интересным представляется расширение выборки, то есть включение школ других городов и районов, а также апробация разработанной программы и проверка ее эффективности.

Просмотров работы: 148