Целью исследования является разработка модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников.
Объект исследования – Профессиональное самоопределение старшеклассников средней школы (учащиеся 8-11 классов).
Предмет исследования – Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников.
Исходя из этого мы получили, задачи, которые необходимо было решить во время проведения работы:
Раскрыть теоретические основы понятий «психолого-педагогического сопровождение» и «профессиональное самоопределение».
Изучить опыт работы учителей по организации профориентации.
Разработать программу психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников.
Дать оценку эффективности психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников.
Методы исследования
Теоретические: метод классификации и систематизации, метод обобщения и систематизации, сравнительно-сопоставительный метод.
Эмпирические: метод эксперимента, анкетирование, метод интервью, метод экспертных оценок, методы количественного и качественного анализа.
Диагностические: тест Д. Голланда по определению типа личности; дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова (ДДО) для выявления склонностей к определенному типу профессий.
База исследования: МБОУ Ново-Горкинская СОШ с. Новые Горки.
Анализ литературы показал, что психолого-педагогическое сопровождение можно рассматривать в нескольких аспектах: как профессиональную деятельность педагога-психолога, способного оказать помощь и поддержку в индивидуальном образовании ребенка; как процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных педагогических действий, помогающих ученику сделать нравственный самостоятельный выбор при решении ребенком образовательных задач; как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого; как технологию, включающую ряд последовательных этапов деятельности педагога, психолога и др. специалистов по обеспечению учебных достижений учащимися; как систему, характеризующую взаимосвязь и взаимообусловленность элементов: целевого, содержательного, процессуального и результативного.
Профессиональное самоопределение – это определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма. Один человек считает критерием профессионализма просто принадлежность к профессии или получение специального образования, соответственно и себя оценивает с этих позиций, другой человек полагает, что критерием профессионализма является индивидуальный творческий вклад в свою профессию, обогащение своей личности средствами профессии, соответственно он иначе с этой более высокой планки себя самоопределяет и далее самореализует.
Основной нашей целью было создание программы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников. Целью, которой будет создание системы действенной профориентации учащихся, способству ющей формированию у подростков и молодежи способности к профессиональному самоопределению в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в городе.
Нами были выбраны следующие направлениясистемы программных мероприятий:
Профпросвещение – педагогов, родителей, учащихся через учебную и внеучебную деятельность с целью расширения их представлений о рынке труда.
Диагностика и консультирование – с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии.
Взаимодействие с предприятиями – с целью объединения усилий заинтересованных структур для создания эффективной системы профориентации .
Мы ожидаем от конечных результатов реализации плана следующее: Формирование прочного профессионального интереса и профессиональной мотивации выпускников общеобразовательных организаций. Повышение качества профессиональной подготовки специалистов.
Исследование психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников имеет большие перспективы: интересным представляется расширение выборки, то есть включение школ других городов и районов, а также апробация разработанной программы и проверка ее эффективности.