Целью написания настоящей статьи является анализ феномена межкультурной компетентности в контексте его изучения в бизнесе.
Задачи исследования:
раскрыть понятие межкультурной компетенции;
выявить место межкультурной компетенции в деловой среде;
сравнить интерпретации конкретных проявлений коммуникативного поведения представителей восточной и западной культур.
Межкультурная компетенция— это способность и готовность принимать участие в диалоге культур, то есть в условиях межкультурной коммуникации на основе принципов сотрудничества, взаимного уважения, терпимости к культурным различиям и преодоления культурных барьеров.
В структуру межкультурной компетенции входят:
общекультурологические и культурно-специфические знания;
эмоциональный интеллект;
межкультурная психологическая восприимчивость.
Владение межкультурной компетенцией развивает
самосознание;
повышает уверенность в себе;
разрушает барьеры в общении;
способствует росту доверия;
мотивирует
открывает горизонты;
развивает полезные умения и навыки;
развивает умение слушать;
способствует карьерному росту
Нередко ошибки участников бизнеса или разрыв взаимоотношений между ними сводится к относительно банальным языковым причинам. Овладеть способностью воспринимать себя со стороны достаточно сложно. Осознать своего делового партнера продуктом определенной культуры с определенной манерой общения тоже сложно, но необходимо для продуктивных международных контактов, например, в экономике.
Американские ученые Эдвард Холл и Милдред Рид Хау обозначили трудности в межкультурном общении «скрытыми различиями», которые они иллюстрируют на примере [1]. Для многих жителей Азии и Ближнего Востока существует правило: подарки дарят друзьям. И в качестве дружественного жеста они дарят подарки как при личных встречах, так и при официальных. Для многих же «западных» людей подарки, как и понятие «дружба», носят личный характер. Дружественные отношения могут возникнуть и при деловом общении, но не сразу. Дружба не должна влиять на бизнес.
Смысл дарения подарков раскрывается в каждом конкретном случае во внутрикультурной перспективе. Для представителей азиатской деловой культуры деловые отношения равны личным. Они работают на обе стороны отношений и в длительной перспективе. Установление личного контакта не вынужденная мера, а преимущество, которое требует времени. Эту необходимую нехватку общения и времени называют «изучающим ходом коммуникации». Построение отношений - это ритуал, который нельзя сократить. Каждая культура имеет свой временной минимум для узнавания друг друга. Поэтому, люди западной культуры должны понимать особенности менталитета «восточных» людей и в соответствии с ним выстраивать свою деловую политику. Это касается и представителей восточной культуры.
Немцам порой сложно соблюдать субординацию при деловых контактах. В ситуациях, когда присутствует переводчик, они часто интуитивно полагаются на него. Поскольку в Германии, как правило, больше говорит тот, кому есть что сказать, полагаться на перевод – это ошибка некомпетентных людей. В Азии большим авторитетом обладает тот, кто больше молчит. Для немцев попечение партнера означает зависимость от него. Но эту спираль обоюдной зависимости никто не хочет приводить в движение, чтобы остаться независимым.
Одним из важных моментов межкультурной коммуникации является «протокол» ожидания. В культурной среде, где большое значение уделяется уважению и почитанию партнера, бизнесмен оказывает честь своим партнерам, если встречает делегацию в аэропорту и заботится о ее размещении. Этот «акт уважения» подготавливает почву для дальнейшего делового разговора, «изучающего хода коммуникации».
Таким образом, универсального, стандартного поведения не существует. Различные правила так или иначе культурно обусловлены. Сложности в общении можно легко устранить. Достаточно просто спросить, является ли данное поведение нормой в обществе делового партнера. Это простое правило поможет избежать конфликтов и недопонимания в обращении с представителями других культур. Важную роль играют также элементы невербальной культуры, знание которых нивелирует вероятность неблагоприятного исхода переговоров.