Доступность качественных базовых финансовых услуг позволяет оптимизировать расходы и сбережения домохозяйств, что в определенной степени оказывает воздействие и стабилизирует их потребление. Подобное влияние доступность услуг оказывает и на бизнес, создавая возможности для финансирования операционной деятельности и воспроизводства и расширения основного капитала.
Инфраструктура предоставления базовых финансовых услуг является неотъемлемым и системно значимым фактором развития финансовой доступности, обеспечивающим физический доступ населения услугам.
За рассматриваемый период наблюдается тенденция к сокращению офисов предоставления финансовых услуг в России. В 2016г. на 8,7% уменьшилось количество подразделений кредитных организаций (КО), на 7,6% сократились отделения организаций федеральной почтовой связи. Так же на 29,83% уменьшилось количество микрофинансовых организаций (МФО), на 12,6%- кредитных потребительских кооперативов.
Однако данное сокращение точек доступа частично нивелируется увеличением дистанционных финансовых услуг, используемых населением.
Таблица 1.
Инфраструктура предоставления финансовых услуг
Индикатор |
Значение 01.01.2015 |
Значение 01.01.2016 |
Значение 01.01.2017 |
Количество кредитных организаций КО |
834 |
733 |
623 |
Количество подразделений КО |
44 612 |
39 621 |
36 176 |
Количество МФО |
4 200 |
3 688 |
2 588 |
Количество КПК |
3 545 |
3 500 |
3 059 |
Банкоматы КО с функцией выдачи / приема наличных (использующих платежные карты) |
222 761 |
206 852 |
201 396 |
Банкоматы КО с функцией выдачи наличных денег (использующих платежные карты) |
139 042 |
130 935 |
126 711 |
Банкоматы КО с функцией приема наличных денег (использующих платежные карты) |
131 036 |
123 018 |
124 074 |
Банкоматы КО с функцией приема наличных денег (не использующих платежные карты) |
7 427 |
6 682 |
6 298 |
Использование цифровых технологий свойственно в основном более информированному городскому населению, так как все еще имеет место неосведомленность и отсутствие у населения навыков применения новых продуктов и услуг. Так же одной из причин сдерживающих рост дистанционных финансовых услуг являются риски связанные с использованием цифровых технологий.
Более того, в 2017г. по сравнению с 2015г существенно уменьшилось общее количество банкоматов КО на 9,5%, в частности на 3,2% с функцией выдачи наличных и на 5.7% принимающих наличные деньги. По сравнению с 2015 годом на 0,9% выросло число банкоматов КО принимающих наличные и использующих платежные карты. За 2016 год на 12,5% увеличилось число банкоматов банковских платежных агентов. Так же на 17.6% уменьшилось число платежных терминалов платежных агентов, в то время как на 133,6% выросло число касс платежных агентов.
Во многих странах для решения проблемы недостаточности точек физического присутствия КО была установлена обязанность значимых КО по открытию и поддержанию точек в отдаленных и труднодоступных регионах, а также по обучению клиентов использованию дистанционных способов доступа к банковским счетам, различным банковским услугам и продуктам. В данное время Банк России исследует соразмерность введения соответствующего обязательства и его видов для кредитных организаций с государственным участием. Также создание концепции пропорционального регулирования КО посредством разделения банковских лицензий на базовую и универсальную может оказаться полезной для обеспечения доступности базовых финансовых услуг населению отдаленных регионов. Планируется упрощение требований регулятора к КО, работающим в небольших населенных пунктах с базовой лицензией, что соответственно приведет к достижению большей окупаемости.
Другие пути развития, по аналогии с международным опытом, могут заключаться в увеличении функциональности банковских платежных агентов, развитии некредитных финансовых организаций, модернизации механизмов использования государственных баз данных для осуществления идентификации клиентов.
В настоящее время одними из самых выгодных и перспективных направлений развития банковской сферы являются дистанционные и цифровые финансовые услуги, представляющиеся, как альтернатива расширению филиалов финансовых организаций. Так, в 2017 году часть взрослого населения, имеющего возможность дистанционного перевода с банковских счетов для осуществления платежей денежных, увеличилась на 1.3%,по сравнению с 2016 годом. Параллельно этому наблюдался рост многих основных показателей физического доступа к финансовым услугам, указывающий на активное использование безналичных расчетов. За 2016 год на 4,4% увеличился выпуск российскими КО платежных карт.
Необходимо отметить, что вопреки снижению точек доступа по итогам 2016 года Россия входит в группу мировых лидеров по системе индикаторов инфраструктуры финансовых услуг, с показателями, опережающими все страны БРИКС. Таким образом, можно говорить о достаточной развитости инфраструктурной составляющей финансовой доступности, как фактора развития финансового сектора и повышения уровня жизни населения.
Использованные источники:
Материалы Банка России. Обзор состояния финансовой доступности в Российской Федерации в 2016г. [Электронный ресурс] URL: http://www.cbr.ru/Content/Document/File/27576/rev_fin_2016_171024.pdf (дата обращения: 29.11.2017)
Материалы Банка России. Обзор состояния финансовой доступности в Российской Федерации в 2015г. [Электронный ресурс]
URL: http://www.cbr.ru/StaticHtml/File/11566/rev_fin_20161110.pdf
(дата обращения: 02.12.2017)