Подростковая девиация, проявляющаяся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, демонстративное и вызывающее, по отношению к взрослым, поведение, жестокость, агрессивность и др.) является проблемой современного общества из-за широкого распространения, усиливающегося взаимовлияния форм девиации, возрастания негативных социальных последствий. Данные Федеральной службы государственной статистики указывают, что в Архангельской области за последние 3 года наблюдается снижение числа преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их соучастии. Но, при этом, из этого числа преступлений увеличилась доля преступлений, совершенных несовершеннолетними в состоянии алкогольного опьянения [7]. Употребление алкоголя и других психоактивных веществ несовершеннолетними опасно не только потому, что ведет к потере контроля над своими поступками, но и является причиной развития хронического и смертельного заболевания - химической зависимости, которое в свою очередь приводит к деформации и к разрушению личности [1]. Сформировавшись, зависимость сопровождает человека на протяжении всей жизни. Поэтому проблема изучения, коррекции и профилактики девиантных проявлений остается актуальной в настоящее время.
Под девиантным поведением мы понимаем устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.
Цель нашего исследования - выявить и обосновать комплекс психологических условий эффективности коррекции девиантного поведения несовершеннолетних с помощью приемов поведенческой терапии. Для реализации поставленной цели, на базе двух учреждений г. Архангельска, оказывающих медико-социальную и психологическую помощь, был проведен формирующий эксперимент, в котором принимало участие 36 подростков 12-16 лет. Все испытуемые были разделены на 2 группы, по 18 человек каждая. Группы уравнены по следующим критериям: возраст, пол, употребление психоактивных веществ, пропуски школьных занятий, склонность к бродяжничеству, проявление агрессии по отношению к сверстникам и взрослым, совершение мелких краж.
Экспериментальную группу составили 18 человек, находящиеся на круглосуточном (стационарном) обслуживании в учреждении, где применялись поведенческие технологии (жетонная система, поведенческий тренинг). Группа сравнения - 18 человек, находящиеся в учреждении, где данные технологии не применяются. Для определения различий применен дисперсионный анализ MANOVA, где в качестве зависимых переменных явились параметры использованных методик, независимой переменной - отнесение к контрольной или экспериментальной группе несовершеннолетних.
В соответствии с целью и задачами исследования в работе были использованы такие общепсихологические методы как наблюдение, анализ документов, психологическое тестирование, метод поведенческого тренинга, статистические методы.
Для выявления маркеров
девиантного поведения несовершеннолетних использовались следующие методики
тестирования: методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)
А.Н. Орел; методика диагностики
показателей и форм агрессии
А. Басса и А. Дарки (в адаптации А.К. Осницкого). Обработка
проводилась с помощью пакета программ SPSS 22.00 (лицензионное соглашение №
Z125-3301-14 (САФУ имени М.В. Ломоносова)). Для статистической обработки данных
использован дисперсионный анализ MANOVA
и ANOVA
с повторными измерениями.
Анализ результатов описательных статистик первичной диагностики несовершеннолетних контрольной и экспериментальной групп позволил выявить несколько повышенный (на верхней границе нормы) уровень физической агрессии (72,11±25,007 при р=0,001), склонность к дилинквентному поведению (10,64±4,072 при р=0,001). Результаты первичной диагностики показали, что несовершеннолетние с девиантным поведением характеризуются склонностью противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, имеют тенденцию «нарушать спокойствие», искать трудности, которые можно было бы преодолеть, склонны к совершению противоправных действий (например, хулиганство, кражи). Они используют физическую силу против других лиц и при этом не испытывают угрызения совести.
Предположение, что причиной значительной доли трудностей подростков является отсутствие у них соответствующих навыков, послужило основанием для разработки и применения программы поведенческого тренинга направленного на развитие коммуникативных умений, обучению способам конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, выработку умения постановки и достижения целей. Программа поведенческого тренинга была рассчитана на 20 часов и состояла из 10 занятий (табл. 1).
Таблица 1
Поведенческий тренинг
«Коррекция девиантного поведения несовершеннолетних»
Название занятия |
Цель |
Блок «Коррекция агрессивности и тревожности» |
|
1 занятие «Зачем мы здесь сегодня собрались?» |
Знакомство участников с психологическим тренингом, как методом работы, формирование интереса и мотивации к посещению последующих занятий. |
2 занятие «Уверенное, неуверенное и грубое поведение» |
Дать представление об уверенном, неуверенном и грубом поведении, развить навыки необходимые для уверенного поведения. |
3 занятие «Учимся решать проблемы» |
Научить находить выход из сложных ситуаций. Отработка навыка бесконфликтного поведения. Осознание особенностей собственного поведения в конфликте. |
4 занятие «Я среди других» |
Развитие внутреннего самоконтроля. Формирование у подростков моделей поведения, приводящих к компромиссному решению Рассмотрение собственных ресурсов в разрешении конфликтов. |
Блок «Развитие коммуникативных навыков» |
|
5 занятие «Общение» |
Развитие навыков вербального и невербального общения. |
6 занятие «Общение без слов» |
формирование навыков невербальной коммуникации. |
7 занятие «Эффективное и неэффективное общение» |
Обучение умению слушать друг друга. Формирование представление о том, что такое манипуляция и отработка умения противостоять негативному влиянию со стороны. |
8 занятие «Ошибки восприятия» |
Формирование представления о субъективности восприятия, знакомство с барьерами общения. Отработка навыка умения слушать друг друга. |
Блок «Формирование позитивных жизненных целей» |
|
9 занятие «Цели и дела» |
Формирование представления о том, что такое цель, средства достижения цели, их значение для человека. |
10 занятие «Я знаю, что мне нужно» |
Помощь в осознании личных целей несовершеннолетних, их реалистичности, путей их достижения. Отработка навыка постановки целей и путей достижения. |
В ходе тренинга происходит самопознание подростка путем соотнесения себя и своих поступков с другими людьми, а также через восприятие своей личности другими (обратная связь), через анализ результатов собственной деятельности и восприятие своей внешней сущности и внутреннего мира.
Параллельно с проведением тренинга, для формирования позитивного поведения применялся метод «жетонов» - программа адаптации, в рамках которой действует система поощрения и наказания в виде красных и синих жетонов. Для реализации данной программы были разработаны четкие правила обмена, определяющие, какое количество жетонов требуется для получения подкрепляющих стимулов.
Вся программа коррекции девиантного поведения направлена на решение таких проблем и трудностей, как неорганизованность, отсутствие позитивных интересов и целей, неумение находить адекватные средства и способы поведения в трудных ситуациях, эмоциональные проблемы и проблемы саморегуляции, трудности во взаимоотношениях с окружающими и т.п. В ней использовались кейс-методы и ролевый игры, моделирование и разыгрывание ситуаций, мозговой штурм и др. В нижеприведенной таблице (табл. 2) обозначено, на какие признаки девиантного поведения направлена программа коррекции и какие методы и приемы в ней использовались.
Таблица 2
Методы и приемы коррекции девиантного поведения несовершеннолетних
Признаки ДП |
Методы, использованные из поведенческой терапии, направленные на воздействие этих параметров |
Упражнения |
Трудности во взаимоотношениях с окружающими, неорганизованность |
Кейс-метод и ролевые игры - чтобы через межличностное взаимодействие проявить характерологические стереотипы поведения конкретного участника и скорректировать его, если он не является в достаточной степени эффективным. |
Игра «Кролик и Лис», игра «Мафия», игра «Путешествие на кораблях», упражнения на знакомство и сотрудничество, понимание других людей («Клубок», «Интервью», «Карандаши» и др.) Упражнения на совершенствование навыков вербальной и невербальной коммуникации («Чудесный мешочек», «Продолжи искренно», «Дар убеждения» и др.) |
Нарушение самоотношения и самопонимания |
Моделирование и разыгрывание ситуаций, видеоупражнения, рефлексия. |
Упражнения на самопонимание (например «Зеркало», «Поиск общего»), упражнения с использованием видеокамеры «Испорченный телефон» |
Поиск свободы через бегство от правил и норм. Отсутствие позитивных интересов и целей |
Программа жетонного подкрепления - для формирования позитивного поведения |
Четкие правила обмена, определяющие, какое количество жетонов требуется для получения подкрепляющих стимулов |
Переживание неудачности, проблемности, отсутствие волевого самоконтроля неумение находить адекватные средства и способы поведения в трудных ситуациях |
Ролевые игры - для обучения умению уверенности в себе, групповые дискуссии |
Упражнения, направленные на преодоление трудных ситуаций («Сладкая проблема», «Скажи: нет!», «Слепой и хромой», «Уверенные, неуверенные и грубые ответы» и др.) |
Эмоциональные проблемы - тревога, негативные эмоции, трудности понимания и выражения эмоций |
Ролевые игры, направленные на развитие коммуникативных навыков, мозговой штурм. |
Упражнения, направленные на снятие эмоционального напряжения, повышение эмоционального тонуса участников «Пойми меня», «Послание самому себе», «Передай другому без слов» и др. |
Проблемы саморегуляции - нарушение способности ставить цели и добиваться их выполнения; неадекватная самооценка, чрезмерный или недостаточный самоконтроль, низкая рефлексия, малопродуктивные механизмы совладания со стрессом, низкие адаптивные возможности, дефицит позитивных ресурсов личности |
Ролевые игры, направленные на формирование позитивных жизненных целей |
Обратная связь после упражнений. Рефлексия после каждого дня занятий - упражнение «Мне сегодня...», Упражнения, направленные на актуализацию ресурсов личности (например «Мой портрет в лучах солнца»), упражнения на развитие мотивации к достижению цели «Достань предмет», «Узкий мост» и др. |
Для того чтобы проверить эффективность коррекционной работы сразу после проведения тренинга и через две недели после него с подростками контрольной и экспериментальной групп проведено повторное психологическое тестирование с применением тех же методик, что и на первом этапе исследования. Для обработки полученных данных использовался дисперсионный анализ ANOVA с повторными измерениями. Результаты проверки однородности дисперсии по критерию Ливиня (р>0,05) показали отсутствие статистически достоверных различий дисперсий для каждого из трех измерений зависимой переменной. Следовательно, эффект межгруппового фактора может быть принят во внимание.
По многомерному критерию уровень значимости р<0,05, следовательно результаты тестов группы несовершеннолетних, участвующих в коррекционной программе статистически значимо отличаются от результатов тестов группы не принимавшей в ней участие.
Общая динамика показателей выраженности психологических характеристик склонности к отклоняющемуся поведению у несовершеннолетних экспериментальной группы выявила снижение показателей по шкалам методики СОП. Это указывает на то, что у подростков экспериментальной группы после проведенной программы коррекции психологические характеристики склонности к отклоняющемуся поведению стали менее выраженными. Низкие показатели по шкалам: склонность к аддиктивному поведению; склонность к агрессии и насилию; склонность к делинквентному поведению в сочетании с высокими показателями по шкале социальной желательности могут свидетельствовать о высоком уровне социального контроля.
Анализ результатов контрольной констатирующей диагностики несовершеннолетних по методике диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки (адаптация А.К. Осницкого) позволяет сделать вывод, что у подростков экспериментальной группы после участия в программе коррекции девиантного поведения наблюдается снижение показателей по отдельным видам реакций.
Полученные результаты указывают на положительное влияние программы направленной на коррекцию девиантного поведения несовершеннолетних, которая применялась в нашем исследовании. Поставленная цель исследования реализована, а выдвигаемая гипотеза - доказана.
Выводы.
1. В проведенном исследовании выявлен и обоснован комплекс психологических условий эффективности коррекции девиантного поведения несовершеннолетних с помощью приемов поведенческой терапии. Экспериментально доказано, что программа коррекции девиантного поведения несовершеннолетних с приемами поведенческой терапии эффективна в работе с подростками с девиантным поведением.
2. Несовершеннолетние с девиантным поведением характеризуются склонностью противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, имеют тенденцию «нарушать спокойствие», искать трудности, которые можно было бы преодолеть, склонны к совершению противоправных действий (например, хулиганство, кражи). Они используют физическую силу против других лиц и при этом не испытывают угрызения совести.
3. С целью формирования позитивного поведения программу поведенческого тренинга, направленного на коррекцию агрессивности и тревожности подростков, развитие коммуникативных навыков, формирование позитивных жизненных целей, проводили в комплексе с применением метода «жетонов» - программы адаптации, для реализации которой разработаны четкие правила обмена, определяющие, какое количество жетонов требуется для получения подкрепляющих стимулов.
Список литературы:
1. Айвазова А.Е. Психологические аспекты зависимости. - СПб.: Издательство «Речь», 2003. - 120 с.
2. Антонян Ю.М., Бородин С.В. Преступное поведение и психические аномалии. - М.: Спарк, 1998. - 230 с.
3. Беляева Л.И. Отклоняющееся поведение как социальное явление. - М.: Педагогика, 2006. - 169 с.
4. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения / Под ред. В.А. Никитина. - М.: Приор, 2006. - 230с.
5. Клейберг Ю.А. Девиантология. - СПб: Питер, 2010. - 621 с.
6. Шереги Ф.Э и др. Девиация подростков и молодежи: алкоголизация, наркотизация, проституция. - М.: Приор, 2011. - 210 с.
7. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. http://arhangelskstat.gks.ru. - Дата обращения: 25.10.2017.
Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук (МК-6409.2018.6).