ОСОБЕННОСТИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ ГЕРМАНИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСОБЕННОСТИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ ГЕРМАНИИ

Федотова К.А. 1
1Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно проведённым исследованиям выяснилось, что суть регулирования банковской деятельности в Германии сводится к разработке стандартных балансовых показателей, контролем над их соблюдением и аудиторской проверке правильности бухгалтерской отчетности. Балансовые показатели определяют допустимые пределы рисков кредитных, рыночных, курсовых колебаний ликвидности прежде всего с точки зрения их соответствия собственному капиталу банков. В задачу надзорных органов входит и проверка методик расчета показателей, положенных в основу индивидуальных систем оценки рисков.

В Германии регулирование банковской деятельности и финансовое регулирование осуществляет Федеральное управление финансового надзора Германии. Основной функцией Немецкого федерального банка является наблюдение за платежными системами и услугами. Немецкий федеральный банк – центральный банк ФРГ, деятельность которого регулируется «Законом ФРГ о банковской деятельности».

Федеральное управление финансового надзора Германии является центральным органом, осуществляющим надзор за финансовым рынком Германии, частью Федерального Правительства ФРГ. Правовой статус и компетенции данного органа власти определены такими законами, как «Закон о Федеральном управлении финансового надзора», «Закон ФРГ о банковской деятельности», и некоторыми другими законами. Главной функцией является надзор на деятельностью немецких банков, страховых компаний и других финансовых организаций, а также обеспечение стабильности немецкой финансовой системы. Будучи центральным органом в сфере финансового регулирования, отвечает как за интересы финансовых организаций, так и за интересы и права потребителей услуг финансовых организаций.

Согласно «Закону ФРГ о банковской деятельности» в компетенцию Бундесбанка входят следующие функции:

Что касается BaFin, то к его функциям согласно указанному закону относят следующие функции:

  1. Надзор за деятельностью банков в соответствии с «Законом ФРГ о банковской деятельности».

  2. Надзор за кредитными учреждениями Германии.

  3. Разработка стандартов норм деятельности банков.

  4. Проверка достоверности отчетов аудиторских проверок банков.

  5. Надзор за обменными пунктами.

  6. Обеспечение достаточного уровня интегрированности и стабильности финансовой системы Германии.

  7. Надзор за исполнением банковскими учреждениями «Закона о кредитной системе».

  8. Надзор за исполнение страховыми фирмами «Закона о страховой деятельности».

  9. Надзор за соблюдением «Закона о ценных бумагах».

Кроме этого, в своей деятельности BaFin опирается на профессиональные структуры, в числе которых Ассоциация немецких банков, объединяющая частные банки, с промежуточным звеном в виде одиннадцати региональных ассоциаций и двух специализированных объединений — Ассоциации ипотечных банков и Ассоциации банков для судостроения. Членство является факультативным. Кроме того, существует Немецкая ассоциация сберегательных касс, Ассоциация немецких народных банков и касс взаимного сельскохозяйственного кредита и, наконец, Ассоциация банков государственного сектора.

В числе компетенций Бундесбанка в сфере финансового и банковского регулирования согласно «Закону ФРГ о банковской деятельности» отнесены, в частности, следующие функции:

• Эмиссия валюты и надзор за ее обращением на финансовом рынке ФРГ.

• Создание валютных резервов.

• Установление процентных и дисконтных ставок по своим операциям.

• Разработка политики своих операций на кредитном и открытом рынках.

Установление резервных требований к кредитным институтам, которые обязаны держать минимальные резервы на жиро-счетах в банке в определенном размере, определяемом банком.

Оказание услуг рефинансирования немецким банкам.

Надзор за деятельностью немецких банков.

Законодательные акты, регулирующие банковскую и финансовую сферы в Германии

В Германии сфера валютно-кредитных отношений регулируется рядом законов:

1) «Закон ФРГ о регулировании финансовых рынков»

Сейчас в ФРГ действует четвертый «Закон ФРГ о регулировании финансовых рынков», который был принят 21 июня 2002 года. Изменил действие «Закона ФРГ о биржах» и «Закона ФРГ о ценных бумагах». Обеспечил большую гибкость в деятельности финансовых институтов Германии. Цель закона – обеспечение конкурентоспособности немецкой финансовой системы по сравнению с другими мировыми финансовыми системами и ее стабильности.

2) «Закон ФРГ о ценных бумагах»

Регулирует деятельность Федерального управления по надзору в сфере обращения ценных бумаг. Обеспечивает прозрачное функционирование рынка ценных бумаг Германии.

3) «Закон ФРГ о кредитной деятельности»

Защищает права вкладчиков в случае банкротства кредитных организаций, регулирует деятельность кредитных организаций.

4) «Закон ФРГ о деятельности Федерального управления финансового надзора Германии»

Регулирует деятельность Федерального управления финансового надзора Германии.

5) “Закон ФРГ о банковской деятельности”

Регулирует деятельность Федерального банка Германии (Бундесбанка).

Исходя из перечня, можно сделать вывод, что институт наделен государственно-властными полномочиями:

  • принятие решения о государственной регистрации кредитных организаций, негосударственных пенсионных фондов и др.,

  • осуществление надзора за кредитными институтами (их филиалами) и регулирование их деятельности, а также направление им обязательных предписаний по выявленным нарушениям с последующим применением санкций в случае их неустранения;

  • осуществляя денежно-кредитную политику страны, регулятор активно сотрудничает с правительством и министерством финансов, т.е. Бундесбанк - неотъемлемое звено системы органов государственной власти.

Правовой статус Бундесбанк имеет большое значение, так как от него зависит, насколько успешно будет функционирование всей финансовой системы страны. Регулятор в процессе осуществления своих полномочий взаимодействует не только с коммерческими банковскими структурами, но и с различными органами государственной власти.

Бундесбанк - главный финансовый орган страны, который с недавнего времени приобрел статус мегарегулятора финансовых рынков вследствие наделения его дополнительными полномочиями. В результате данных процессов происходит централизация всей банковской системы, а вместе с этим и концентрация всех функций по надзору и контролю за финансовыми сферами в одном органе - Бундесбанкt.

Таким образом, Бундесбанк является коррелирующим звеном между государством и обществом в сфере финансов. В связи с возросшими шоками на внутреннем и внешнем рынках, а именно с падением цен на энергоносители, введением санкций в отношении России, все эти факторы стали мощными драйверами к высокой волатильности национальной валюты, что, в свою очередь, привело к кризису в российской экономике. Текущий экономический кризис отразился не только на производственном секторе, но и на банковской системе и домохозяйствах.

Таким образом, в нынешних условиях особую актуальность приобрела проблема правового положения мегарегулятора, который ответствен, помимо прочего, и за конъюнктуру финансовых рынков.

В целом, как по расходам, так и по доходам требуются взвешенные, дисциплинированные и перспективные бюджетные политики. По этой причине правительство Германии продолжает подход, который он успешно преследовал в последние годы: федеральный бюджет, который он представил на 2017 год, в очередной раз не содержит новых заимствований и соответствует всем европейским и конституционным правилам. В то же время правительство продолжает придерживаться фискальной политики, способствующей росту и рабочим местам. В финансовом плане на 2018-2021 годы, который был принят 15 марта 2017 года, федеральное правительство подтвердило свою цель достижения сбалансированных федеральных бюджетов. Программа стабильности Германии на 2017 год отражает эти налогово-бюджетные цели.

Конкретные меры федерального правительства по стимулированию роста и занятости подробно описаны в Программе национальной реформы Германии в 2017 году (NRP), которая была принята федеральным правительством 12 апреля 2017 года и будет представлена Европейской комиссии к концу апреля. В НРП федеральное правительство описывает, что он делает для решения экономических проблем, указанных в страновом докладе Европейской комиссии для Германии. В этой связи НРП излагает прогресс, достигнутый Германией в осуществлении рекомендаций, разработанных Советом Европы в отношении конкретных стран в 2016 году, а также стратегии роста в Европе в 2020 году. Эти меры в НРП, которые оказывают финансовое воздействие, также являются частью бюджетной стратегии Программы стабильности и прогноза государственного бюджета.

В еще более усложненной модели, в состав институционального уровня банковской системы можно включить организации, выполняющие отдельные банковские операции, но не имеющие «банковской лицензии»; организации, сопровождающие осуществление банковских операций; организации, которые обеспечивают функционирование частных платежных систем; организации, осуществляющие управление банковскими холдингами. Вместе с тем, такое расширение не перерастает в новое качество банковской системы; речь идет о количественном расширение институционной подсистемы банковской системы за счет субъектов, обладающих определенными возможностями выступать в качестве кредитной организации или помогать последним осуществлять свои функции, но все, же полноценно кредитными организациями не являющимися.

В качестве второй подсистемы банковской системы можно рассматривать те банковские услуги и продукты, которые кредитные организации предлагают публике (продуктовая подсистема банковской системы). Здесь можно встретить и вполне традиционные банковские услуги, такие как вклад, переводы денежных средств, кредит, так и такие продукты, которые связаны уже с активностью кредитных организаций на рынке ценных бумаг, производных финансовых инструментов и прочее. Как уже говорилось, именно эта подсистема (стремящаяся не выглядеть как подсистема, прячущая свои системные свойства за вуалью единичности, ситуационности) отвечает за развитие банковской системы; здесь происходит встреча банка и его клиента.

Нормативно-правовая подсистема банковской системы включает следующие уровни:

1) международно-правовой;

2) национально-правовой.

И на международно-правовом, и на национально-правовом уровне регулирование может носить либо характер императивного регулирования, либо «мягкого права», выраженного в таких формах как рекомендации, обобщения наилучших практик и проч. Особенно велико значения «мягкого права» в сфере международно-правового регулирования банковской деятельности.

Таким образом, оказание услуг в качестве финансового агента федерального правительства и правительств земель. Банк может предоставлять им льготные наличные ссуды в пределах лимитов, указанных в законе, а эти государственные органы должны держать свои ликвидные средства на жиро-счете в Бундесбанке.

Список литературы
  1. Грачева, Е. Ю. Финансовое право: схемы с комментариями : учеб. пособие / Е. Ю. Грачева. – 2-е изд., доп. и перераб. – М. : Проспект, 2013. – 110 с.

  2. Сребник, Б. В. Финансовые рынки: профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг : учеб. пособие / Б. В. Сребник, Т. В. Вилкова. – М. : ИНФРА-М, 2013. – 365 с.

  3. Финансовое право : учеб. для бакалавров / отв. ред. Е. М. Ашмарина. – М. : Юрайт, 2013. – 429 с.

  4. Шапкин, А. С. Экономические и финансовые риски: оценка, управление, портфель инвестиций : [учеб. пособие] / А. С. Шапкин, В. А. Шапкин. – 9-е изд. – М. : Дашков и К, 2013. – 543 с. – 5 экз.

Просмотров работы: 742