В Германии регулирование банковской деятельности и финансовое регулирование осуществляет Федеральное управление финансового надзора Германии. Основной функцией Немецкого федерального банка является наблюдение за платежными системами и услугами. Немецкий федеральный банк – центральный банк ФРГ, деятельность которого регулируется «Законом ФРГ о банковской деятельности».
Федеральное управление финансового надзора Германии является центральным органом, осуществляющим надзор за финансовым рынком Германии, частью Федерального Правительства ФРГ. Правовой статус и компетенции данного органа власти определены такими законами, как «Закон о Федеральном управлении финансового надзора», «Закон ФРГ о банковской деятельности», и некоторыми другими законами. Главной функцией является надзор на деятельностью немецких банков, страховых компаний и других финансовых организаций, а также обеспечение стабильности немецкой финансовой системы. Будучи центральным органом в сфере финансового регулирования, отвечает как за интересы финансовых организаций, так и за интересы и права потребителей услуг финансовых организаций.
Согласно «Закону ФРГ о банковской деятельности» в компетенцию Бундесбанка входят следующие функции:
Что касается BaFin, то к его функциям согласно указанному закону относят следующие функции:
Надзор за деятельностью банков в соответствии с «Законом ФРГ о банковской деятельности».
Надзор за кредитными учреждениями Германии.
Разработка стандартов норм деятельности банков.
Проверка достоверности отчетов аудиторских проверок банков.
Надзор за обменными пунктами.
Обеспечение достаточного уровня интегрированности и стабильности финансовой системы Германии.
Надзор за исполнением банковскими учреждениями «Закона о кредитной системе».
Надзор за исполнение страховыми фирмами «Закона о страховой деятельности».
Надзор за соблюдением «Закона о ценных бумагах».
Кроме этого, в своей деятельности BaFin опирается на профессиональные структуры, в числе которых Ассоциация немецких банков, объединяющая частные банки, с промежуточным звеном в виде одиннадцати региональных ассоциаций и двух специализированных объединений — Ассоциации ипотечных банков и Ассоциации банков для судостроения. Членство является факультативным. Кроме того, существует Немецкая ассоциация сберегательных касс, Ассоциация немецких народных банков и касс взаимного сельскохозяйственного кредита и, наконец, Ассоциация банков государственного сектора.
В числе компетенций Бундесбанка в сфере финансового и банковского регулирования согласно «Закону ФРГ о банковской деятельности» отнесены, в частности, следующие функции:
• Эмиссия валюты и надзор за ее обращением на финансовом рынке ФРГ.
• Создание валютных резервов.
• Установление процентных и дисконтных ставок по своим операциям.
• Разработка политики своих операций на кредитном и открытом рынках.
Установление резервных требований к кредитным институтам, которые обязаны держать минимальные резервы на жиро-счетах в банке в определенном размере, определяемом банком.
Оказание услуг рефинансирования немецким банкам.
Надзор за деятельностью немецких банков.
Законодательные акты, регулирующие банковскую и финансовую сферы в Германии
В Германии сфера валютно-кредитных отношений регулируется рядом законов:
1) «Закон ФРГ о регулировании финансовых рынков»
Сейчас в ФРГ действует четвертый «Закон ФРГ о регулировании финансовых рынков», который был принят 21 июня 2002 года. Изменил действие «Закона ФРГ о биржах» и «Закона ФРГ о ценных бумагах». Обеспечил большую гибкость в деятельности финансовых институтов Германии. Цель закона – обеспечение конкурентоспособности немецкой финансовой системы по сравнению с другими мировыми финансовыми системами и ее стабильности.
2) «Закон ФРГ о ценных бумагах»
Регулирует деятельность Федерального управления по надзору в сфере обращения ценных бумаг. Обеспечивает прозрачное функционирование рынка ценных бумаг Германии.
3) «Закон ФРГ о кредитной деятельности»
Защищает права вкладчиков в случае банкротства кредитных организаций, регулирует деятельность кредитных организаций.
4) «Закон ФРГ о деятельности Федерального управления финансового надзора Германии»
Регулирует деятельность Федерального управления финансового надзора Германии.
5) “Закон ФРГ о банковской деятельности”
Регулирует деятельность Федерального банка Германии (Бундесбанка).
Исходя из перечня, можно сделать вывод, что институт наделен государственно-властными полномочиями:
принятие решения о государственной регистрации кредитных организаций, негосударственных пенсионных фондов и др.,
осуществление надзора за кредитными институтами (их филиалами) и регулирование их деятельности, а также направление им обязательных предписаний по выявленным нарушениям с последующим применением санкций в случае их неустранения;
осуществляя денежно-кредитную политику страны, регулятор активно сотрудничает с правительством и министерством финансов, т.е. Бундесбанк - неотъемлемое звено системы органов государственной власти.
Правовой статус Бундесбанк имеет большое значение, так как от него зависит, насколько успешно будет функционирование всей финансовой системы страны. Регулятор в процессе осуществления своих полномочий взаимодействует не только с коммерческими банковскими структурами, но и с различными органами государственной власти.
Бундесбанк - главный финансовый орган страны, который с недавнего времени приобрел статус мегарегулятора финансовых рынков вследствие наделения его дополнительными полномочиями. В результате данных процессов происходит централизация всей банковской системы, а вместе с этим и концентрация всех функций по надзору и контролю за финансовыми сферами в одном органе - Бундесбанкt.
Таким образом, Бундесбанк является коррелирующим звеном между государством и обществом в сфере финансов. В связи с возросшими шоками на внутреннем и внешнем рынках, а именно с падением цен на энергоносители, введением санкций в отношении России, все эти факторы стали мощными драйверами к высокой волатильности национальной валюты, что, в свою очередь, привело к кризису в российской экономике. Текущий экономический кризис отразился не только на производственном секторе, но и на банковской системе и домохозяйствах.
Таким образом, в нынешних условиях особую актуальность приобрела проблема правового положения мегарегулятора, который ответствен, помимо прочего, и за конъюнктуру финансовых рынков.
В целом, как по расходам, так и по доходам требуются взвешенные, дисциплинированные и перспективные бюджетные политики. По этой причине правительство Германии продолжает подход, который он успешно преследовал в последние годы: федеральный бюджет, который он представил на 2017 год, в очередной раз не содержит новых заимствований и соответствует всем европейским и конституционным правилам. В то же время правительство продолжает придерживаться фискальной политики, способствующей росту и рабочим местам. В финансовом плане на 2018-2021 годы, который был принят 15 марта 2017 года, федеральное правительство подтвердило свою цель достижения сбалансированных федеральных бюджетов. Программа стабильности Германии на 2017 год отражает эти налогово-бюджетные цели.
Конкретные меры федерального правительства по стимулированию роста и занятости подробно описаны в Программе национальной реформы Германии в 2017 году (NRP), которая была принята федеральным правительством 12 апреля 2017 года и будет представлена Европейской комиссии к концу апреля. В НРП федеральное правительство описывает, что он делает для решения экономических проблем, указанных в страновом докладе Европейской комиссии для Германии. В этой связи НРП излагает прогресс, достигнутый Германией в осуществлении рекомендаций, разработанных Советом Европы в отношении конкретных стран в 2016 году, а также стратегии роста в Европе в 2020 году. Эти меры в НРП, которые оказывают финансовое воздействие, также являются частью бюджетной стратегии Программы стабильности и прогноза государственного бюджета.
В еще более усложненной модели, в состав институционального уровня банковской системы можно включить организации, выполняющие отдельные банковские операции, но не имеющие «банковской лицензии»; организации, сопровождающие осуществление банковских операций; организации, которые обеспечивают функционирование частных платежных систем; организации, осуществляющие управление банковскими холдингами. Вместе с тем, такое расширение не перерастает в новое качество банковской системы; речь идет о количественном расширение институционной подсистемы банковской системы за счет субъектов, обладающих определенными возможностями выступать в качестве кредитной организации или помогать последним осуществлять свои функции, но все, же полноценно кредитными организациями не являющимися.
В качестве второй подсистемы банковской системы можно рассматривать те банковские услуги и продукты, которые кредитные организации предлагают публике (продуктовая подсистема банковской системы). Здесь можно встретить и вполне традиционные банковские услуги, такие как вклад, переводы денежных средств, кредит, так и такие продукты, которые связаны уже с активностью кредитных организаций на рынке ценных бумаг, производных финансовых инструментов и прочее. Как уже говорилось, именно эта подсистема (стремящаяся не выглядеть как подсистема, прячущая свои системные свойства за вуалью единичности, ситуационности) отвечает за развитие банковской системы; здесь происходит встреча банка и его клиента.
Нормативно-правовая подсистема банковской системы включает следующие уровни:
1) международно-правовой;
2) национально-правовой.
И на международно-правовом, и на национально-правовом уровне регулирование может носить либо характер императивного регулирования, либо «мягкого права», выраженного в таких формах как рекомендации, обобщения наилучших практик и проч. Особенно велико значения «мягкого права» в сфере международно-правового регулирования банковской деятельности.
Таким образом, оказание услуг в качестве финансового агента федерального правительства и правительств земель. Банк может предоставлять им льготные наличные ссуды в пределах лимитов, указанных в законе, а эти государственные органы должны держать свои ликвидные средства на жиро-счете в Бундесбанке.
Список литературыГрачева, Е. Ю. Финансовое право: схемы с комментариями : учеб. пособие / Е. Ю. Грачева. – 2-е изд., доп. и перераб. – М. : Проспект, 2013. – 110 с.
Сребник, Б. В. Финансовые рынки: профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг : учеб. пособие / Б. В. Сребник, Т. В. Вилкова. – М. : ИНФРА-М, 2013. – 365 с.
Финансовое право : учеб. для бакалавров / отв. ред. Е. М. Ашмарина. – М. : Юрайт, 2013. – 429 с.
Шапкин, А. С. Экономические и финансовые риски: оценка, управление, портфель инвестиций : [учеб. пособие] / А. С. Шапкин, В. А. Шапкин. – 9-е изд. – М. : Дашков и К, 2013. – 543 с. – 5 экз.