Право занятия предпринимательской деятельностью закреплено 34-й статьей Конституции РФ. Согласно основному закону субъектом предпринимательства может выступать как граждане государства, так и иностранцы или лица, не имеющие гражданства, не ограниченные в дееспособности. [1]
Конституция определяет право на использование принадлежащего ему имущества и собственных способностей для предпринимательской деятельности, которая не запрещена законом. Это конституционное право – одно из центральных элементов статуса гражданина и человека.
Законодательная база, регулирующая право на предпринимательство
В Российской Федерации, в отличие от многих других государств, на вопросы, относящиеся к регулированию предпринимательской деятельности, отвечают нормы гражданского, а не хозяйственного или коммерческого права.
Гражданский кодекс РФ в 1 части 23 статьи определяет право занятия граждан предпринимательством, как без образования юридического лица, так и с правом создания юридического лица совместно с иными гражданами или самостоятельно. Коммерческие организации могут создаваться в различной форме: обществ, хозяйственных товариществ, производственных кооперативов и т.д.
Использовать право на предпринимательство, согласно законодательству, можно после прохождения процедуры государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица.
Регулирование отношений, возникающих во время ведения хозяйственной деятельности, происходит согласно положениям Федерального закона №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства». В этот закон постоянно вносятся изменения, последнее из которых было принято 26 июля 2017 года.
ФЗ №209 регулирует отношения, возникающие между предпринимателями и:
иными юридическими или физическими лицами;
органами власти субъектов РФ;
органами государственной власти;
органами местного самоуправления.
Статья 3 закона определяет такие понятия как:
субъекты среднего и малого бизнеса;
виды и формы поддержки предпринимательства;
инфраструктура поддержки.
ФЗ №209, кроме регулирования взаимоотношений, создавался для реализации отдельной государственной политики, направленной на развитие предпринимательства в России. Целями этой политики являются:
- обеспечение благоприятствования деятельности малого и среднего предпринимательства;
- формирование конкурентной среды;
- оказание помощи при продвижении услуг и товаров;
- обеспечение конкурентоспособности;
- увеличение количества субъектов, относящихся к среднему и малому предпринимательству;
- увеличения налогов, уплачиваемых подобными субъектами.
Среди принципов госполитики, озвученных государством:
- ответственность федеральных органов власти за соблюдение правил ведения бизнеса и создание благоприятных условий, способствующих экономическому развитию предпринимателей;
- разделение между структурами государственной власти обязанностей по оказанию помощи предпринимательству.
Кроме указанного закона предпринимательская деятельность регулируется целым списком Федеральных законов:
- закон «О рекламе»;
- закон «Об акционерных обществах»;
- закон «О рынке ценных бумаг»;
- закон «О лицензировании отдельных видов предпринимательской деятельности». [2]
Отдельно препятствование предпринимательской деятельности обговорено в Уголовном кодексе (статья 169 УК РФ).
Правовые проблемы реализации права
Несмотря на большое количество Федеральных законов, призванных регулировать экономические отношения, и правоприменительная практика, и правовое регулирование нуждаются в совершенствовании.
Ни в одном из законодательных положений не обговорены принципы, подробно обговаривающие взаимодействие между субъектами предпринимательства и государством. Гражданский кодекс отдельно отмечает правила торгового оборота с указанием о том, что государство не имеет права вмешиваться в ведение дел предпринимателями без обоснованных обстоятельств.
В результате, отсутствие общих принципов взаимодействия во многом приводят к тому, что несколько Федеральных законов противоречат друг другу, а декларируемая государством поддержка не оказывается в должной мере из-за подобных противоречий и недостатка конкретики.
Факторы, влияющие на реализацию права
Кроме правовых, существует ряд иных факторов, непосредственно влияющих на реализацию права на предпринимательство. Среди них можно выделить следующие:
Организационные
Оформление юридического лица или регистрация индивидуального предпринимателя связаны с множеством сложностей.
Недостаток финансовых ресурсов [3]
Невозможность получить заемные ресурсы и недостаток собственных средств является одним из самых значимых факторов, тормозящих развитие экономической активности населения и вовлечение его в предпринимательскую деятельность.
Причины, по которым предприниматели не имеют возможности воспользоваться кредитными ресурсами: отсутствие необходимого залогового обеспечения и высокая степень рисков кредитования малого бизнеса. В результате процентные ставки, предлагаемые банками, для большинства предпринимателей, особенно начинающих, являются неподъемными.[4]
Решение проблемы заключается в господдержке кредитования, снижении процентных ставок, комиссий, сроков погашения и других условий. Необходимо создавать комплексную систему финансирования, в которую входит и содействие кредитованию.
Административное регулирование
Несмотря на принципы, изложенные в госпрограмме поддержки предпринимательства и обговоренные Федеральными законами и Гражданским кодексом правила взаимоотношений между субъектами экономической деятельности и государством, избыточное государственное регулирование становится оной из помех в реализации права на предпринимательство.
Состояние бизнес-среды напрямую зависит от сроков согласования и получения необходимых разрешений, а так же количества проверок сл стороны органов надзора и контроля. Устранение административных барьеров, ускорение получения лицензий, упрощение выхода на внешние рынки, правил найма работников, регистрации прав собственности – все это способствует раскрытию потенциала предпринимательства и увеличению рабочих мест.
Сложность бухгалтерской и налоговой отчетности, уровень налогообложения
Громоздкая система бухгалтерской отчетности и заполнения налоговых деклараций, а так же высокий уровень налогообложения, страховых взносов и других обязательных платежей существенно снижают возможности малого бизнеса.
В данный момент сокращение налоговой нагрузки происходит за счет введения упрощенного налогообложения, режима уплаты единого налога и снижения страховых взносов индивидуальными предпринимателями. Однако перейти на упрощенную систему налогообложения по-прежнему невозможно при достаточно низком предельном пороге доходов.
Доступ к госзаказам
Потребности государственных предприятий и организаций предполагают их выполнение компаниями, относящимися к малому бизнесу (для крупных предприятий многие заказы не интересны с финансовой стороны). Работа по госзакзу может стать для многих предпринимателей лучшим способом загрузки мощностей. В этом плане открытость подобной информации и возможность участия в получении подобных заказов в последнее время улучшилась - Правительство РФ издало постановление N 642, согласно которому размещение определенных заказов возможно только для субъектов малого предпринимательства.
Отсутствие помещений
Она из проблем, мешающая реализации права на предпринимательство – отсутствие возможности доступа к недвижимости. Дефицит приспособленных помещений сдерживает развитие производственного и инновационного предпринимательства. Нехватка помещений, отвечающих конкретным требованиям, сказывается как на развивающихся предприятиях, так и на начинающих предпринимателях.
Сложности с продвижением услуг и товаров
Отсутствие средств на исследования рынка и рекламу приводят к ограничению возможности поиска клиентов и поставщиков, организации сбыта. Распространение практики маркетинговых исследований, увеличение количества выставочно-ярмарочных мероприятий позволит расширить возможности сбыта услуг и продукции, понизят вероятность принятия неверных решений и уменьшат финансовые потери бизнеса.
Низкая квалификация персонала
Недостаток квалифицированных специалистов становится одним из тормозящих развитие предпринимательства факторов. Одной из наиболее актуальных проблем для малого бизнеса становится получение персоналом специальных знаний и деловых умений.
Проблема может быть решена на государственном уровне путем организации семинаров и тренингов, оказания консультаций и внедрения государственной программы подготовки кадров. [5]
Проблемы, связанные с общественными, социальными и иными условиями
Кроме конкретных проблем, с которыми сталкиваются предприниматели, существуют иные факторы, влияющими на невозможность реализации конституционного права на предпринимательскую деятельность. Их можно разделить относительно затрагиваемых сфер жизни обществ:
- экономические (монополизация внутренних и недоступность внешних рынков, неблагоприятный инвестиционный климат);
- политические (недоверие к власти и сомнения в проведении долгосрочной экономической политики, негативное отношение зарубежных партнеров);
- социальные (имущественная дифференциация, бедность населения, столкновение между интересами общества и предпринимателя);
- образовательные (непонимание основ бизнес-деятельности, недостаток уровня знаний, незнание законодательной базы).
Однако, несмотря на множество проблем, выступающих в качестве тормозящих использование права на предпринимательство, регулировать их можно с помощью правовых инструментов. Эффективное использование государством законов позволяет успешно воздействовать на социальные, экономические, политические и иные условия, определяющие возможность реализации конституционных прав граждан.
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г.).//Российская газета, 1993, 25 декабря. № 197.2. Пробелы в российском законодательстве. (Левашин А.В.) Юридический журнал. 2014. С. 35
3. Конституционное право на предпринимательскую деятельность в современной России: теоретический аспект (Гвоздева О.М.) 2015. С. 81 - 83
4. Салиева Р.Н. Конституционно-правовые гарантии защиты прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. N 9. С. 29 - 31.
5. Проблемы реализации принципов права в предпринимательской деятельности (Коллектив авторов, 2016) С. 53 - 56