ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Шаназарова Е.В. 1, Сардер Т.Б. 1
1Юридический институт ФГБОУ ВО «ВлГУ», г. Владимир
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Конституционные основы права на предпринимательство

Право занятия предпринимательской деятельностью закреплено 34-й статьей Конституции РФ. Согласно основному закону субъектом предпринимательства может выступать как граждане государства, так и иностранцы или лица, не имеющие гражданства, не ограниченные в дееспособности. [1]

Конституция определяет право на использование принадлежащего ему имущества и собственных способностей для предпринимательской деятельности, которая не запрещена законом. Это конституционное право – одно из центральных элементов статуса гражданина и человека.

Законодательная база, регулирующая право на предпринимательство

В Российской Федерации, в отличие от многих других государств, на вопросы, относящиеся к регулированию предпринимательской деятельности, отвечают нормы гражданского, а не хозяйственного или коммерческого права.

Гражданский кодекс РФ в 1 части 23 статьи определяет право занятия граждан предпринимательством, как без образования юридического лица, так и с правом создания юридического лица совместно с иными гражданами или самостоятельно. Коммерческие организации могут создаваться в различной форме: обществ, хозяйственных товариществ, производственных кооперативов и т.д.

Использовать право на предпринимательство, согласно законодательству, можно после прохождения процедуры государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица.

Регулирование отношений, возникающих во время ведения хозяйственной деятельности, происходит согласно положениям Федерального закона №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства». В этот закон постоянно вносятся изменения, последнее из которых было принято 26 июля 2017 года.

ФЗ №209 регулирует отношения, возникающие между предпринимателями и:

иными юридическими или физическими лицами;

органами власти субъектов РФ;

органами государственной власти;

органами местного самоуправления.

Статья 3 закона определяет такие понятия как:

субъекты среднего и малого бизнеса;

виды и формы поддержки предпринимательства;

инфраструктура поддержки.

ФЗ №209, кроме регулирования взаимоотношений, создавался для реализации отдельной государственной политики, направленной на развитие предпринимательства в России. Целями этой политики являются:

- обеспечение благоприятствования деятельности малого и среднего предпринимательства;

- формирование конкурентной среды;

- оказание помощи при продвижении услуг и товаров;

- обеспечение конкурентоспособности;

- увеличение количества субъектов, относящихся к среднему и малому предпринимательству;

- увеличения налогов, уплачиваемых подобными субъектами.

Среди принципов госполитики, озвученных государством:

- ответственность федеральных органов власти за соблюдение правил ведения бизнеса и создание благоприятных условий, способствующих экономическому развитию предпринимателей;

- разделение между структурами государственной власти обязанностей по оказанию помощи предпринимательству.

Кроме указанного закона предпринимательская деятельность регулируется целым списком Федеральных законов:

- закон «О рекламе»;

- закон «Об акционерных обществах»;

- закон «О рынке ценных бумаг»;

- закон «О лицензировании отдельных видов предпринимательской деятельности». [2]

Отдельно препятствование предпринимательской деятельности обговорено в Уголовном кодексе (статья 169 УК РФ).

Правовые проблемы реализации права

Несмотря на большое количество Федеральных законов, призванных регулировать экономические отношения, и правоприменительная практика, и правовое регулирование нуждаются в совершенствовании.

Ни в одном из законодательных положений не обговорены принципы, подробно обговаривающие взаимодействие между субъектами предпринимательства и государством. Гражданский кодекс отдельно отмечает правила торгового оборота с указанием о том, что государство не имеет права вмешиваться в ведение дел предпринимателями без обоснованных обстоятельств.

В результате, отсутствие общих принципов взаимодействия во многом приводят к тому, что несколько Федеральных законов противоречат друг другу, а декларируемая государством поддержка не оказывается в должной мере из-за подобных противоречий и недостатка конкретики.

Факторы, влияющие на реализацию права

Кроме правовых, существует ряд иных факторов, непосредственно влияющих на реализацию права на предпринимательство. Среди них можно выделить следующие:

  1. Организационные

Оформление юридического лица или регистрация индивидуального предпринимателя связаны с множеством сложностей.

  1. Недостаток финансовых ресурсов [3]

Невозможность получить заемные ресурсы и недостаток собственных средств является одним из самых значимых факторов, тормозящих развитие экономической активности населения и вовлечение его в предпринимательскую деятельность.

Причины, по которым предприниматели не имеют возможности воспользоваться кредитными ресурсами: отсутствие необходимого залогового обеспечения и высокая степень рисков кредитования малого бизнеса. В результате процентные ставки, предлагаемые банками, для большинства предпринимателей, особенно начинающих, являются неподъемными.[4]

Решение проблемы заключается в господдержке кредитования, снижении процентных ставок, комиссий, сроков погашения и других условий. Необходимо создавать комплексную систему финансирования, в которую входит и содействие кредитованию.

  1. Административное регулирование

Несмотря на принципы, изложенные в госпрограмме поддержки предпринимательства и обговоренные Федеральными законами и Гражданским кодексом правила взаимоотношений между субъектами экономической деятельности и государством, избыточное государственное регулирование становится оной из помех в реализации права на предпринимательство.

Состояние бизнес-среды напрямую зависит от сроков согласования и получения необходимых разрешений, а так же количества проверок сл стороны органов надзора и контроля. Устранение административных барьеров, ускорение получения лицензий, упрощение выхода на внешние рынки, правил найма работников, регистрации прав собственности – все это способствует раскрытию потенциала предпринимательства и увеличению рабочих мест.

  1. Сложность бухгалтерской и налоговой отчетности, уровень налогообложения

Громоздкая система бухгалтерской отчетности и заполнения налоговых деклараций, а так же высокий уровень налогообложения, страховых взносов и других обязательных платежей существенно снижают возможности малого бизнеса.

В данный момент сокращение налоговой нагрузки происходит за счет введения упрощенного налогообложения, режима уплаты единого налога и снижения страховых взносов индивидуальными предпринимателями. Однако перейти на упрощенную систему налогообложения по-прежнему невозможно при достаточно низком предельном пороге доходов.

  1. Доступ к госзаказам

Потребности государственных предприятий и организаций предполагают их выполнение компаниями, относящимися к малому бизнесу (для крупных предприятий многие заказы не интересны с финансовой стороны). Работа по госзакзу может стать для многих предпринимателей лучшим способом загрузки мощностей. В этом плане открытость подобной информации и возможность участия в получении подобных заказов в последнее время улучшилась - Правительство РФ издало постановление N 642, согласно которому размещение определенных заказов возможно только для субъектов малого предпринимательства.

  1. Отсутствие помещений

Она из проблем, мешающая реализации права на предпринимательство – отсутствие возможности доступа к недвижимости. Дефицит приспособленных помещений сдерживает развитие производственного и инновационного предпринимательства. Нехватка помещений, отвечающих конкретным требованиям, сказывается как на развивающихся предприятиях, так и на начинающих предпринимателях.

  1. Сложности с продвижением услуг и товаров

Отсутствие средств на исследования рынка и рекламу приводят к ограничению возможности поиска клиентов и поставщиков, организации сбыта. Распространение практики маркетинговых исследований, увеличение количества выставочно-ярмарочных мероприятий позволит расширить возможности сбыта услуг и продукции, понизят вероятность принятия неверных решений и уменьшат финансовые потери бизнеса.

  1. Низкая квалификация персонала

Недостаток квалифицированных специалистов становится одним из тормозящих развитие предпринимательства факторов. Одной из наиболее актуальных проблем для малого бизнеса становится получение персоналом специальных знаний и деловых умений.

Проблема может быть решена на государственном уровне путем организации семинаров и тренингов, оказания консультаций и внедрения государственной программы подготовки кадров. [5]

Проблемы, связанные с общественными, социальными и иными условиями

Кроме конкретных проблем, с которыми сталкиваются предприниматели, существуют иные факторы, влияющими на невозможность реализации конституционного права на предпринимательскую деятельность. Их можно разделить относительно затрагиваемых сфер жизни обществ:

- экономические (монополизация внутренних и недоступность внешних рынков, неблагоприятный инвестиционный климат);

- политические (недоверие к власти и сомнения в проведении долгосрочной экономической политики, негативное отношение зарубежных партнеров);

- социальные (имущественная дифференциация, бедность населения, столкновение между интересами общества и предпринимателя);

- образовательные (непонимание основ бизнес-деятельности, недостаток уровня знаний, незнание законодательной базы).

Однако, несмотря на множество проблем, выступающих в качестве тормозящих использование права на предпринимательство, регулировать их можно с помощью правовых инструментов. Эффективное использование государством законов позволяет успешно воздействовать на социальные, экономические, политические и иные условия, определяющие возможность реализации конституционных прав граждан.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г.).//Российская газета, 1993, 25 декабря. № 197.2. Пробелы в российском законодательстве. (Левашин А.В.) Юридический журнал. 2014. С. 35

3. Конституционное право на предпринимательскую деятельность в современной России: теоретический аспект (Гвоздева О.М.) 2015. С. 81 - 83

4. Салиева Р.Н. Конституционно-правовые гарантии защиты прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. N 9. С. 29 - 31.

5. Проблемы реализации принципов права в предпринимательской деятельности (Коллектив авторов, 2016) С. 53 - 56

Просмотров работы: 2284