Это связано, с тем, что предпринимательские субъекты в свою очередь выполняют необходимые для общества функции. Данные функции реализуются при создании рабочих мест, при произведении отчислений во внебюджетные фонды в целях обеспечения государства возможностью выплаты пенсий и социальных пособий и многое другое. Государство также делает свой вклад, оказывая социальную поддержку населению, осуществляя поддержку и организацию международного сотрудничества, что оказывает содействие созданию новых предприятий, и играет роль в создании рабочих мест.
К сожалению, существует мнение, что в России предпринимательство недостаточно развитое явление. Это действительно так, и связано это с тем, что при внешней благополучности выполнения субъектами экономики своих задач развитие предпринимательства в России протекает медленно в сравнение с зарубежными странами.
Особенно негативна ситуация в промышленности, которой отводится главенствующая роль в инновационной деятельности. В настоящее время, к проблемами развития промышленного производства в России можно отнести: низкую конкурентоспособность; инновационную восприимчивость продукции; износ основных фондов; дефицит собственных финансовых средств; дефицит инвестиций; не высокий спрос внутреннего рынка и многие другие. Государственный интерес в поддержке предпринимательства стал обостряться в связи с необходимостью решения такой задачи как - диверсификации экономики России в целях повышения ее экономической безопасности.1
В глобальном рейтинге конкурентоспособности стран, каждый год составляемом Всемирным экономическим форумом (ВЭФ), Россия не выделяется высокими показателями. Однако позиция России в рейтинге за 2016 год улучшилась с 45 до 43 места. В 2014 году Россия занимала 53 место.2 По данным показателям видно, что Россия с каждым годом медленно, но поднимается в рейтинге, а воспользоваться своими конкурентными преимуществами России мешают низкая эффективность работы государственных институтов, недостаточный инновационный потенциал, слабая развитость финансового рынка и дефицит доверия инвесторов к финансовой системе.
Взяв во внимание низкую конкурентоспособность России в мировой экономике, диверсификация бизнеса и экономики может осуществляться только на одной волне с инновационным развитием предпринимательского сектора. Для этого необходимы новые производства, товары и услуги, которые могут конкурировать с мировыми лидерами или быть их аналогами.
Реализовать такие глобальные задачи в современной предпринимательской среде довольно сложно, так как большая доля предпринимателей работает в теневом секторе. Другие же не могут себе позволить реализовывать инновационные проекты или их просто не привлекают долгосрочные перспективы получения окупаемости своего капитала.
Также Российские предприниматели, которые получили в собственность заводы в процессе ускоренной приватизации, потребительски относятся к своим легко доставшимся владениям, они пытаются максимально выжать прибыль сразу, невзирая на необходимость обновления основных фондов и обеспечения безопасности условий труда. Проще говоря, такие собственники живут краткосрочными и низкорискованными стратегиями и не думают о будущем их предприятий, по статистики таких предприятий довольно много.
Значительной проблемой является также отток капитала из России, что наносит ущерб национальному благосостоянию. (По официальным данным платежного баланса за 22 года (1994–2016 гг.), накопленный объем оттока капитала из России, оценивается в 803 млрд. долл.)
Стоит отметить, что не одна проблема не может быть решен самостоятельно, без участия государства. Создание благополучной предпринимательской среды – это в первую очередь задача именно государства. К сожалению, данную задачу оно не всегда ставит в приоритет.3
Степень вмешательства государства в предпринимательский сектор зависит от уровня социально-экономического развития и региональной диверсификации бизнеса субъектов РФ. В свою очередь вмешательство государства в хозяйственную деятельность субъектов предпринимательской деятельности допустимо только в той степени и формах, которые способствуют повышению экономической эффективности деятельности субъектов экономики.
Интересами государства, помимо диверсификации российской экономики и активизации инновационной деятельности, является увеличение поступлений в бюджет государства, посредством увеличения налогов, рост ВРП и ВВП, снижение уровня инфляции (по рейтингу Всемирного экономического форума России присуща относительно высокая инфляция.)4
Если говорить о вовлечении предпринимательского сектора в решение государственно важных задач, то необходимо чтобы данное вмешательство содействовало благоприятной инфраструктуры для развития предпринимательства и решению таких задач как:
- Создание национальных инновационных компаний в форме кластера, участниками будут как субъекты предпринимательства, так и государство.
- Налоговое стимулирование венчурных инвесторов к инвестированию капитала на начальных и ранних стадиях инновационных проектов. С другой стороны, важно стимулирование венчурных инвесторов к удержанию капитала в инновационных компаниях до стадии расширения. Данные меры должны выражаться во введении понижающих ставок налога на прибыль для венчурных фондов, вводящих свой капитал на начальных стадиях и удерживающих его до поздних стадий.
-разработка регламента оценки стоимости венчурного финансирования для исключения разногласий между менеджментом и венчурными инвесторами, что в некоторой степени повысит эффективность заключения сделок.
-разработка и принятие на международном уровне методик распределения налоговой базы зарубежных венчурных фондов, участвующих в финансировании российских инновационных компаний, между бюджетами государств с учетом стоимости капитала и с учетом величины дохода, зарабатываемого на российской территории.
-создание налоговых условий для легализации и повышения заработной платы.
-Применение мер, направленных на снижение инфляции, посредством регулирования финансово-инвестиционного механизма цен на природные ресурсы внутри государства.
Только с решением всех проблем возможно создание благополучного предпринимательского климата в России и достижение приоритетных целей государства, направленных на повышение экономической безопасности страны.
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 22.07.2008, с изм. от 24.07.2008) // Российская газета, N 238-239, 08.12.1994.
2. Скворцова Т.А., Смоленский М.Б. Предпринимательское право: учебное пособие / под ред. Т.А. Скворцовой. М.: Юстицинформ, 2014.-124с
3. Глебова И.С., Садыртдинов Р.Р. Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства: Учебное пособие. – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2008.-213с.
4.Луковцева, А.К.Зарубежный опыт организации и развития малого и среднего инновационного бизнеса // Экономический анализ. Теория и практика. 2011.- №7.-С.25-28.
5.Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - http: www.gks.ru.
1 Глебова И.С., Садыртдинов Р.Р. Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства: Учебное пособие. – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2008.-213с.
2 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - http: www.gks.ru.
3 Луковцева, А.К.Зарубежный опыт организации и развития малого и среднего инновационного бизнеса // Экономический анализ. Теория и практика. 2011.- №7.-С.25-28.
4 Скворцова Т.А., Смоленский М.Б. Предпринимательское право: учебное пособие / под ред. Т.А. Скворцовой. М.: Юстицинформ, 2014.-124с