Значение безналичных расчетов велико, так как: безналичные расчеты способствуют концентрации денежных ресурсов в банках. Хранящиеся в банках, временно свободные денежные средства предприятий, являются одним из источников кредитования; безналичные расчеты способствуют нормальному кругообороту средств в экономике; четкое разграничение безналичного и наличного денежного оборотов создает условия, облегчающие планирование денежного обращения и безналичного денежного оборота.
Основной функцией любой платежной системы является обеспечение динамики и устойчивости хозяйственного оборота. Наличие эффективной платежной системы способствует осуществлению контроля за денежно-кредитной сферой, помогает банкам активно управлять ликвидностью, снижая тем самым потребность в крупных избыточных резервах. В результате этого упрощается процесс составления денежно-кредитной программы и ускоряется осуществление операций в области финансовой политики.
В современных экономических условиях, характеризующихся развитием в мировой экономике процесса глобализации и интеграцией национальных экономик, повышение безопасности, эффективности и конкурентоспособности экономики России являются важнейшими приоритетными направлениями развития. Одним из основных условий достижения данных целей является устойчивое и бесперебойное функционирование финансового сектора, которое невозможно без высокоэффективной платежной системы с применением современных и перспективных форм расчетов.
Развитие Российской Федерации происходит в довольно непростых условиях. Разразившийся в 2008 году финансово-экономический кризис плавно перерос в затяжную экономическую рецессию, обусловившую резкое падение цен на все сырьевые ресурсы, особенно цены на нефть, что привело к резкой девальвации национальной валюты и росту инфляции. С другой стороны, экономика России с 2014 года находится под давлением западных санкций, которые были наложены на целые отрасли Российской Федерации, в первую очередь на финансовую систему и нефтегазовый сектор. Большинство российских банков с государственным участием были отрезаны от мировых рынков капитала.
В начале 2014 года, когда были введены западные санкции в работе систем Visa и Mastercard прошли серьезные сбои в обработки транзакций по картам нескольких банков. Это и послужило причиной создания 27 марта 2014 года АО «Национальной Системы Платёжных Карт» (НСПК) в Российской Федерации.
Основные задачи созданной национальной системы платёжных карт(НСПК) заключались в следующем:
1.Обработка операций по картам зарубежных платёжных систем внутри нашей страны в бесперебойном режиме.
2.Создание и распространение национального платёжного инструмента — пластиковой карты «Мир».
Три этапа развития АО «НСПК»:
В рамках первого этапа (до 31 марта 2015 года) была создана национальная операционно-независимая платформа для обработки внутрироссийских транзакций с использованием национальных и международных платежных карт. Организовано взаимодействие между участниками рынка платежных услуг через операционный платежный и клиринговый центр (ОПКЦ) НСПК по картам международных платежных систем.
На втором этапе (апрель — декабрь 2015 года) был проведен комплекс мероприятий, направленных на запуск и развитие национальных платежных инструментов.
Третий этап (2016–2018 годы) предусматривает мероприятия по насыщению продуктовой линейки НСПК актуальными платежными продуктами и сервисами, их продвижению и развитию на территории России, а также по продвижению национальных платежных карт и иных электронных средств платежа, а также сервисов НСПК за пределами России. [1], [2]
Реально НСПК заработала в декабре 2015 года. В этом году первые банки (Газпромбанк, МДМ Банк, Московский Индустриальный банк, РНКБ Банк, Банк «РОССИЯ», Связь-Банк и СМП Банк), выпустили национальные платежные карты, а Сбербанк России присоединился к правилам платежной системы «Мир».
К 2017 году количество банков, входящих в систему НСПК достигло 187 участников, но при этом количество банков занимающихся выпуском карт «Мир» составило всего 53 участника, что составляет всего 28,3 % от всех участников НСПК (рис.1).
Рис. 1. Количество участников НСПК.
Если рассматривать общее число российских банков, то число участников системы НСПК составляет всего 32,6 %, а число банков, выпускающих пластиковую карту «Мир» около 8,8 %.
Если сравнивать общее число банковских карт, выпущенных в России, то следует отметить, что карты системы НСПК «Мир» в 2017 году составят всего 1,38 % (рис. 3).
Рис. 2. Доля пластиковых карт «Мир» по отношению к общему числу банковских карт, выпущенных в России.
Работа платежной системы «Мир» не зависит от работы международных платежных систем, а, значит, российские банки могут гарантировать своим клиентам доступ к их средствам и выполнение любых операций по картам вне зависимости от геополитической обстановки. При этом новая карта соответствует как российским, так и международным стандартам безопасности.
Основные плюсы платежной карты от НСПК:1.Бесплатный выпуск карты. Как правило, большинство банков не взимает плату за выпуск карты. 2.Низкие тарифы на обслуживание карты. 3.Несомненным преимуществом карты, конечно же является более низкая стоимость обслуживания, в отличии от других платежных систем. 4.Безопасность оплаты в оффлайн и онлайн точках. Для этого на карте присутствует российских чип, защищающий копирование карты, а также технология для безопасной оплаты в интернете, аналогичная 3D-Secure 5.Широкая сеть приема карт в России и в популярных интернет-магазинах. Несмотря на свой недолгий срок, карта МИР уже принимается в миллионах торговых точек в России и в самых популярных интернет-магазинах. Это такие торговые сети как: Ашан, Карусель, Metro, Окей, Лента; американские сети питания «Мак Дональдс», KFC и Бургер Кинг и другие. Ну и конечно же, самый популярный интернет-магазин из Китая — AliExpress. 6.Бесконтактная технология MIR Accept, позволяющая расплачиваться карточкой просто приложив ее к терминалу. Оплата происходит буквально за 2 секунды. 7.Бонусная программа лояльности «Привет, МИР!». В октябре 2017 года НСПК наконец-то запустила кэшбэк-сервис для получения возврата с покупок, оплаченных картами МИР. К недостаткам карты «Мир» относится дороговизна выпуска для банков-эмитентов – в среднем в полтора раза дороже, чем производство карт международных платежных систем, а также ориентация на внутренний рынок – оплатить «Миром» покупки за границей не получится. Исключения составляют лишь кобейджинговые карты – с двумя чипами. Ограниченные регионы, где действует программа, но с другой стороны, это всего лишь первый этап запуска, и в ближайшее время программа станет доступна по всей России.
С 01.10.2017 для лиц обязанных обеспечить прием карт «Мир» порог ежегодной выручки снижен до 40 000 000 руб. (предусмотрены исключения, например отсутствие доступа к сети Интернет или мобильной связи).
Банковские организации с 01.05.2017 должны в срок до 01.07.2017 обеспечить возможность использования карт всеми хозяйствующими субъектами, с которыми у них имеются договорные отношения о произведении расчетов с использованием платежных инструментов (ст. 30.5 ФЗ № 161).
Законом от 01.05.2017 № 88-ФЗ утверждены следующие сроки перехода на использование национальных карт:
с 01.07.2017 — для получения выплат из бюджетных денежных средств;
с 01.07.2018 — для перечисления стипендий, выплат госслужащим, бюджетникам;
до 01.07.2020 — для получения социальных выплат, пенсий и содержания судей.
Принятие данного федерального закона и соответствующих подзаконных актов в условиях глобализации национальных и финансовых рынков, развития современных технологий позволит реализовать следующие необходимые мероприятия:
1.Уделить особое внимание разработке стандартов передачи платежной информации и обеспечению непрерывности обработки платежной информации на всех этапах перевода денежных средств, в том числе с участием иностранных банков;
2.Стимулировать развитие национальных и трансграничных платежных систем в направлении обеспечения операционной совместимости с международными платежными системами;
3.Совершенствовать систему управления рисками в платежных системах;
4.Обеспечить полномасштабную деятельность Банка России и иных государственных органов в области наблюдения и надзора в национальной платежной системе;
5.Обеспечить институциональное взаимодействие Банка России, Федеральной службы по финансовым рынкам и других ведомств по регулированию платежных систем, связанных с системами расчета по ценным бумагам, и осуществлению наблюдения и надзора в национальной платежной системе.
В заключении можно сделать следующие выводы:
-создание «Национальной Системы Платёжных Карт» в Российской Федерации идет достаточно медленными темпами, на сегодняшний день менее одной трети всех российских финансовых институтов присоединилось к НСПК, а количество российских банков, выпускающих пластиковую карту «Мир» составляет всего 28,3 % от всех участников «Национальной Системы Платёжных Карт» или около 8,8 % от всех банковских учреждений;
– динамика прироста количества участников с 2016 года по 2017 год составила всего 5,6 %, а динамика российских финансовых институтов, занимающихся выпуском пластиковых карт «Мир» составила около12,7 %;
– выпуск пластиковых карт «Мир» идет еще более медленными темпами, в 2016 году было выпущено почти в 3 раза меньше карт, чем планировалось, а в 2017 году это разрыв составит величину более чем в 6 раз;
– количество выпущенных банковских карт «Мир» составляет всего 1,38 % от общего количества всех банковских карт в России;
– такие негативные тенденции по развитию «Национальной Системы Платёжных Карт» объясняются прежде всего тем, что российские банки не хотят вкладывать дополнительные средства в развитие национальной платежной системы, тем более сейчас, когда страна находится под действием западных санкций и влиянием последствий мирового финансово-экономического кризиса, также следует отметить, что системы Visa и Mastercard работают на российском рынке без сбоев и как в ближайшей, так и отдаленной перспективе их не предполагается;
– с точки зрения возможностей НСПК проигрывает системам Visa и Mastercard, потому что пластиковой картой «Мир» невозможно расплатиться вне границ Российской Федерации, все это приводит к заключению, что «Национальная Система Платёжных Карт» может получить свое развитие только за счет использования административных ресурсов и преференций со стороны государства, как раз одним из таких решений является обсуждаемая возможность перехода всех получателей государственных средств на пластиковые карты «Мир».
Таким образом, по представленному обзору можно сделать выводы: в настоящем национальная платежная система нуждается в существенном апгрейде и распространении в массы, но в перспективе, она создаст определенные преимущества для финансовой системы государства - обеспечит финансовую независимость государства, относительную защищенность со стороны внешних факторов, снижение выплат комиссии международным платежным системам.
Список использованной литературы:
1.Пластиковая карта «МИР». [Электронный ресурс]. https://www.sravni.ru/enciklopediya/banki/karty/plastikovaja-karta-mir/ (Дата обращения: 29.03.2017).
2.Карта «Мир» — особенности и плюсы. [Электронный ресурс]. http://www.nspk.ru/about/press/about_us/karta-mir-osobennosti-i-plyusy/ (Дата обращения: 30.03.2017).
3. О национальной платежной системе: Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ.
4. Воронин, А.С. Национальная платежная система [Текст] / А.С. Воронин. - М.: КНОРУС: ЦИПСиР, 2013. - 424 с.
5. Шубина, В.И. Проблемы и перспективы развития национальной системы России [Текст] / В.И. Шубина, 2013.
6. Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ (ред. от 22.10.2014) «О национальной платежной системе».