Современные высшие учебные заведения не ограничиваются только предоставлением профессионального образования. В соответствии с целью усовершенствования образования высшие учебные заведения нашей страны находятся на стадии широкомасштабного реформирования, примером тому служит недавнее вступление в Болонский процесс [6], объединение вузов в Федеральные университеты, и модернизация всей структуры высшего образования.
Но на фоне значительного интереса к развитию архитектуры учебных кампусов стоит отметить и то, что типология не пересматривается, а нормативная база по проектированию подобного рода сооружений устарела. СНиП 2.08.02-89 «Проектирование учебных комплексов и центров» [1] имеет значительное количество неактуальных в настоящее время правил и рекомендаций. Основная проблема состоит в том, что в приведенных нормах и правилах поднимаются вопросы, относящиеся к функциональным требованиям и планировочным решениям не полноценного многофункционального кампуса, а отдельных объектов. Представлена в ограниченном виде классификация учебных зданий и сооружений. И главное, большинство образованных в середине прошлого столетия студенческих городков, не предусматривают возможности дальнейшего территориального развития. Все это привело к функционально- планировочным, социально- экономическим, градостроительным и иным проблемам. В настоящее время территории большинства университетов занимают в соответствии с нормами 5 га на 1 тыс. чел. [2] и значительная их часть имеет недостаточную мощность для планирования дополнительных корпусов и филиалов вне территории заведения. Однако, многие из этих объектов имеют недостаточную мощность и открывают дополнительные корпуса и филиалы вне территории кампуса.
Решение вопроса размещения университетских кампусов вблизи зон существующих городков, технопарков, научно-исследовательских центров, профильных научно-производственных комплексов, приведет к наиболее эффективной эксплуатации объекта и повышает его показатели по основным характеристикам. Крайне важно создавать университетский кампус, потребность в котором имеется в данном месте и в данное время. Для этого нужен учет требований, предъявляемых к кампусу молодым резидентами, учет потребностей в сфере науки и образования. Обучение, научная деятельность, управление, инженерно-техническое обслуживание, быт, «старт-ап» площадки, рекреация- основные функциональные составляющие высококачественного университетского кампуса.
Анализируя все выше изложенное, можно вывести основные аспекты проектирования: применение кластерного подхода при проектировании; грамотная разработка пешеходно-транспортной доступности территории в структуре городского скелета; резервирование территорий для возможности дальнейшего роста и развития кампуса, которую на первых порах можно использовать под рекреационные функции; компоновка свободного как внутреннего, так и внешнего пространства с возможностью его реорганизации; учет предписаний безопасности, информативности и доступности, в том числе для маломобильных групп населения; использование инновационных ресурсосберегающих технологий; использование визуально комфортных композиционных решений в виде дробления пространственных структур, решения цветового баланса.
Библиография
СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* ) с правкой).
Попов А.В. Принципы формирования архитектуры студенческого жилища высших учебных заведений. Нижний Новгород. 2014.
Пучков М.В. Архитектура университетских кампусов. Изд-во УрГУ. 2010г.
Чичикина М.А. Кампусы университетов- статья.2