АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ В ООО «СТРОЙПРОДУКТ» - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ В ООО «СТРОЙПРОДУКТ»

Норманских Е.В. 1
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Эффективное управление системой затрат представляет собой актуальную задачу предприятия для роста конкурентоспособности его продукции [2]. Проводить анализ системы затраты предприятия необходимо, в первую очередь, для того, чтобы построить интегрированную систему управления затратами предприятия [4].

ООО «Стройпродукт» представляет собой сеть кулинарно-гастрономических супермаркетов «Самовар». Основной вид деятельности организации - торговля розничная незамороженными продуктами в неспециализированных магазинах. На основе расшифровок отчетов о финансовых результатах рассмотрим анализ динамики и структуры затрат (табл. 1).

Талица 1

Динамика затрат по элементам ООО «Стройпродукт» за 2014-2016 гг., тыс. руб.

Показатели

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Абсолютное отклонение

2015 г. к 2014 г

2016 г. от 2015 г.

2016 г. от 2014 г.

Материальные затраты

123 063,30

168 739,54

87 509,66

-81 229,88

45 676,25

-35 553,64

Затраты на оплату труда

93 061,22

132 040,41

71 251,01

-60 789,40

38 979,18

-21 810,22

Отчисления на социальное страхование

38 350,85

50 430,11

25 373,92

-25 056,19

12 079,26

-12 976,93

Амортизация

14 834,10

21 010,40

12 737,79

-8 272,61

6 176,30

-2 096,31

Прочие затраты

62 229,58

84 416,55

33 799,62

-50 616,92

22 186,97

-28 429,95

Итого

331 539,05

456 637,00

230 672

-225 965

125 097,95

-100 867,05

Данные таблицы 1 показывают, что в составе затрат ООО «Стройпродукт» материальные затраты в 2014 г. занимали 123 063,3 тыс. руб., в 2015 г. выросли до 168 739,54 тыс. руб., а в 2016 г. снова снизились до 87 509,66 тыс. руб., при этом в целом снижение за два года составило 35 553,64 тыс. руб. (рис. 1).

Рис. 1 – Динамика затрат по элементам ООО «Стройпродукт» за 2014-2016 гг.

Затраты на оплату труда в 2014 г. в ООО «Стройпродукт» составляли 93 061,22 тыс. руб., в 2015 г. произошел их рост до 132 040,41 тыс. руб., а в 2016 г. снова упали до 21 810,22 тыс. руб. Аналогичная ситуация наблюдается также с отчислениями на социальное страхование и амортизацией, в 2015 г. по сравнению с 2014 г. значения этих показателей резко возрастает, а в 2016 г. снижается (рис .1). Определенной динамики ни один из элементов затрат за анализируемый период не показал. Итоговая величина затрат ООО «Стройпродукт» составила в 2016 г. 230 672,0 тыс. руб., что на 100 867,5 тыс. руб. меньше итоговой величины затрат в 2014 году. Снижение затрат в общем является положительной тенденция деятельности организации, однако учитывая, что выручка от продаж у организации, согласно отчетам о финансовых результатах, также снизилась, то объяснять уменьшение объема затрат следует не эффективностью деятельности организации, а снижением объема выручки, что связано с открытием новых супермаркетов.

Структура затрат ООО «Стройпродукт» от обычных видов деятельности за 2014-16 гг. заметно не изменилась Наибольший удельный вес в структуре затрат занимают материальные затраты, со средним значением 37,3%, при этом их удельный вес растет; а также затраты на оплату труда, в среднем за три года составляющие 29,3%. Далее следуют по убыванию прочие затраты со среднем удельным весом 17,3%, отчисления на социальные нужды, в среднем за три года составляющие 11,2% всех затрат и амортизация, составляющая в среднем 4,9%. Таким образом, ООО «Стройпродукт» в рассматриваемый период имела достаточно большой объем материальных затрат, который необходимо снизить, чтобы получить прибыль.

Для оценки влияния различных факторов на затраты ООО «Стройпродукт» необходим факторный анализ (табл. 2).

Таблица 2

Расчет и оценка затрат на рубль произведенной продукции ООО «Стройпродукт»за 2015-2016 гг.

Показатель

2015 г.

2016 г.

Общая сумма затрат, тыс. руб.

   

предыдущего периода

341 623,05

547 511,00

текущего периода при ценах и тарифах предыдущего периода

734570,98

289325,34

текущего периода

547 511,00

278 566,00

Объем производства, тыс. руб.:

   

предыдущего периода

151 233

325 187

текущего периода при ценах и тарифах предыдущего периода

131723,94

307691,94

текущего периода

325 187

171 841

Затраты на рубль произведенных товаров, коп.

   

предыдущего периода

2,26

1,68

предыдущего периода, пересчитанного на выпуск и ассортимент текущего периода

5,58

0,94

текущего периода, в ценах, действовавших в текущем периоде

1,68

1,62

в ценах текущего периода с учетом изменения цен на материальные ресурсы

4,16

0,91

текущего периода в оптовых ценах на товары предыдущего периода

4,16

0,91

Данные таблицы 2 показывают, что общая сумма затрат организации за три года не показывает равномерной динамики. В 2015 г. общая сумма затрат по сравнению с 2014 года выросла, однако в 2016 году снова упала.

Изменение ассортимента выпущенной продукции организации в 2015 г. по сравнению с 2016 г. привело к росту затрат на один рубль произведенных товаров на 3,32 коп., в 2016 г. этот показатель у организации относительно 2015 г. напротив уменьшился на 0,74 коп.

Влияние изменения уровня затрат на производство отдельных видов продукции в составе выпущенной продукции ООО «Стройпродукт» составляло в 2015 г. -1,42 коп.; а в 2016 году всего -0,03 коп. Полученное изменение общей суммы затрат организации за счет изменения уровня затрат на производство отдельных видов продукции данного фактора — ϶ᴛᴏ чистая экономия, которая достигнута в результате снижения затрат материальных ресурсов.

Влияние изменения цен на продукцию организации в 2015 г. составило -2,47 коп., а в 2016 г. 0,72 коп. Можно отметить, что полученное отклонение в 2015 г. свидетельствовало о снижении затрат организации за счет роста отпускных цен в среднем, установленных ООО «Стройпродукт» в 2015 году на собственные товары, однако в 2016 г. за счет изменения отпускных цен произошел рост затрат, хотя и на меньшую величину, чем в 2015 г.

В таблице 3 представлены результаты факторного анализа затрат на рубль произведенной продукции ООО «Стройпродукт» за 2015-2016 гг.

Таблица 3

Анализ уровня влияния основных факторов на рубль произведенной продукции ООО «Стройпродукт» за 2015-2016 гг.

Фактор влияния

Уровень влияния, коп.

2015 г.

2016 г.

Структурные сдвиги в составе товаров

3,32

-0,74

Изменение уровня затрат на производство отдельных изделий

-1,42

-0,03

Изменение цен на товары

-2,47

0,72

Итого:

-0,58

-0,06

При анализе влияния трех факторов на рубль произведенной продукции видно, то если в 2015 г. основным фактором было изменение цен на товары, то в 2016 г. это структурные сдвиги в составе продукции, что связано с открытием новых супермаркетов в конце 2015 г.

Таким образом для совершенствования системы затрат ООО «Стройпродукт» в первую очередь необходимо снизить материальные затраты, для этого можно рекомендовать организации следующие мероприятия:

- оптимизация поставщиков;

- оптимизация доставки;

- внедрение ERP-системы.

Список литературы

  1. Балбарин, Я.Д. К вопросу о понятии «система управления затратами» / Я. Д. Балбарин, Е.С. Замбржицкая // Экономика и управление в XXI веке: тенденции 48 развития. - 2014. - № 14. - С. 90-98.

  2. Бороненкова, С. А. Комплексный экономический анализ в управлении предприятием: учебное пособие: для бакалавров и магистров, обучающихся по направлению подготовки «Экономика» / С. А. Бороненкова, М. В. Мельник. - Москва: Форум, 2016. - 351 с.

  3. Гомонко, Э. А. Управление затратами на предприятии. - Москва: КНОРУС, 2016. – 320 с.

  4. Демина, И. Д. Теория и практика применения современных методов учета затрат и калькулирования себестоимости продукции / И. Д. Демина, С. Н. Меркущенков – М.: Русайнс, 2015. - 112 с.

Просмотров работы: 188