ООО «Стройпродукт» представляет собой сеть кулинарно-гастрономических супермаркетов «Самовар». Основной вид деятельности организации - торговля розничная незамороженными продуктами в неспециализированных магазинах. На основе расшифровок отчетов о финансовых результатах рассмотрим анализ динамики и структуры затрат (табл. 1).
Талица 1
Динамика затрат по элементам ООО «Стройпродукт» за 2014-2016 гг., тыс. руб.
Показатели |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Абсолютное отклонение |
||
2015 г. к 2014 г |
2016 г. от 2015 г. |
2016 г. от 2014 г. |
||||
Материальные затраты |
123 063,30 |
168 739,54 |
87 509,66 |
-81 229,88 |
45 676,25 |
-35 553,64 |
Затраты на оплату труда |
93 061,22 |
132 040,41 |
71 251,01 |
-60 789,40 |
38 979,18 |
-21 810,22 |
Отчисления на социальное страхование |
38 350,85 |
50 430,11 |
25 373,92 |
-25 056,19 |
12 079,26 |
-12 976,93 |
Амортизация |
14 834,10 |
21 010,40 |
12 737,79 |
-8 272,61 |
6 176,30 |
-2 096,31 |
Прочие затраты |
62 229,58 |
84 416,55 |
33 799,62 |
-50 616,92 |
22 186,97 |
-28 429,95 |
Итого |
331 539,05 |
456 637,00 |
230 672 |
-225 965 |
125 097,95 |
-100 867,05 |
Данные таблицы 1 показывают, что в составе затрат ООО «Стройпродукт» материальные затраты в 2014 г. занимали 123 063,3 тыс. руб., в 2015 г. выросли до 168 739,54 тыс. руб., а в 2016 г. снова снизились до 87 509,66 тыс. руб., при этом в целом снижение за два года составило 35 553,64 тыс. руб. (рис. 1).
Рис. 1 – Динамика затрат по элементам ООО «Стройпродукт» за 2014-2016 гг.
Затраты на оплату труда в 2014 г. в ООО «Стройпродукт» составляли 93 061,22 тыс. руб., в 2015 г. произошел их рост до 132 040,41 тыс. руб., а в 2016 г. снова упали до 21 810,22 тыс. руб. Аналогичная ситуация наблюдается также с отчислениями на социальное страхование и амортизацией, в 2015 г. по сравнению с 2014 г. значения этих показателей резко возрастает, а в 2016 г. снижается (рис .1). Определенной динамики ни один из элементов затрат за анализируемый период не показал. Итоговая величина затрат ООО «Стройпродукт» составила в 2016 г. 230 672,0 тыс. руб., что на 100 867,5 тыс. руб. меньше итоговой величины затрат в 2014 году. Снижение затрат в общем является положительной тенденция деятельности организации, однако учитывая, что выручка от продаж у организации, согласно отчетам о финансовых результатах, также снизилась, то объяснять уменьшение объема затрат следует не эффективностью деятельности организации, а снижением объема выручки, что связано с открытием новых супермаркетов.
Структура затрат ООО «Стройпродукт» от обычных видов деятельности за 2014-16 гг. заметно не изменилась Наибольший удельный вес в структуре затрат занимают материальные затраты, со средним значением 37,3%, при этом их удельный вес растет; а также затраты на оплату труда, в среднем за три года составляющие 29,3%. Далее следуют по убыванию прочие затраты со среднем удельным весом 17,3%, отчисления на социальные нужды, в среднем за три года составляющие 11,2% всех затрат и амортизация, составляющая в среднем 4,9%. Таким образом, ООО «Стройпродукт» в рассматриваемый период имела достаточно большой объем материальных затрат, который необходимо снизить, чтобы получить прибыль.
Для оценки влияния различных факторов на затраты ООО «Стройпродукт» необходим факторный анализ (табл. 2).
Таблица 2
Расчет и оценка затрат на рубль произведенной продукции ООО «Стройпродукт»за 2015-2016 гг.
Показатель |
2015 г. |
2016 г. |
Общая сумма затрат, тыс. руб. |
||
предыдущего периода |
341 623,05 |
547 511,00 |
текущего периода при ценах и тарифах предыдущего периода |
734570,98 |
289325,34 |
текущего периода |
547 511,00 |
278 566,00 |
Объем производства, тыс. руб.: |
||
предыдущего периода |
151 233 |
325 187 |
текущего периода при ценах и тарифах предыдущего периода |
131723,94 |
307691,94 |
текущего периода |
325 187 |
171 841 |
Затраты на рубль произведенных товаров, коп. |
||
предыдущего периода |
2,26 |
1,68 |
предыдущего периода, пересчитанного на выпуск и ассортимент текущего периода |
5,58 |
0,94 |
текущего периода, в ценах, действовавших в текущем периоде |
1,68 |
1,62 |
в ценах текущего периода с учетом изменения цен на материальные ресурсы |
4,16 |
0,91 |
текущего периода в оптовых ценах на товары предыдущего периода |
4,16 |
0,91 |
Данные таблицы 2 показывают, что общая сумма затрат организации за три года не показывает равномерной динамики. В 2015 г. общая сумма затрат по сравнению с 2014 года выросла, однако в 2016 году снова упала.
Изменение ассортимента выпущенной продукции организации в 2015 г. по сравнению с 2016 г. привело к росту затрат на один рубль произведенных товаров на 3,32 коп., в 2016 г. этот показатель у организации относительно 2015 г. напротив уменьшился на 0,74 коп.
Влияние изменения уровня затрат на производство отдельных видов продукции в составе выпущенной продукции ООО «Стройпродукт» составляло в 2015 г. -1,42 коп.; а в 2016 году всего -0,03 коп. Полученное изменение общей суммы затрат организации за счет изменения уровня затрат на производство отдельных видов продукции данного фактора — ϶ᴛᴏ чистая экономия, которая достигнута в результате снижения затрат материальных ресурсов.
Влияние изменения цен на продукцию организации в 2015 г. составило -2,47 коп., а в 2016 г. 0,72 коп. Можно отметить, что полученное отклонение в 2015 г. свидетельствовало о снижении затрат организации за счет роста отпускных цен в среднем, установленных ООО «Стройпродукт» в 2015 году на собственные товары, однако в 2016 г. за счет изменения отпускных цен произошел рост затрат, хотя и на меньшую величину, чем в 2015 г.
В таблице 3 представлены результаты факторного анализа затрат на рубль произведенной продукции ООО «Стройпродукт» за 2015-2016 гг.
Таблица 3
Анализ уровня влияния основных факторов на рубль произведенной продукции ООО «Стройпродукт» за 2015-2016 гг.
Фактор влияния |
Уровень влияния, коп. |
|
2015 г. |
2016 г. |
|
Структурные сдвиги в составе товаров |
3,32 |
-0,74 |
Изменение уровня затрат на производство отдельных изделий |
-1,42 |
-0,03 |
Изменение цен на товары |
-2,47 |
0,72 |
Итого: |
-0,58 |
-0,06 |
При анализе влияния трех факторов на рубль произведенной продукции видно, то если в 2015 г. основным фактором было изменение цен на товары, то в 2016 г. это структурные сдвиги в составе продукции, что связано с открытием новых супермаркетов в конце 2015 г.
Таким образом для совершенствования системы затрат ООО «Стройпродукт» в первую очередь необходимо снизить материальные затраты, для этого можно рекомендовать организации следующие мероприятия:
- оптимизация поставщиков;
- оптимизация доставки;
- внедрение ERP-системы.
Список литературы
Балбарин, Я.Д. К вопросу о понятии «система управления затратами» / Я. Д. Балбарин, Е.С. Замбржицкая // Экономика и управление в XXI веке: тенденции 48 развития. - 2014. - № 14. - С. 90-98.
Бороненкова, С. А. Комплексный экономический анализ в управлении предприятием: учебное пособие: для бакалавров и магистров, обучающихся по направлению подготовки «Экономика» / С. А. Бороненкова, М. В. Мельник. - Москва: Форум, 2016. - 351 с.
Гомонко, Э. А. Управление затратами на предприятии. - Москва: КНОРУС, 2016. – 320 с.
Демина, И. Д. Теория и практика применения современных методов учета затрат и калькулирования себестоимости продукции / И. Д. Демина, С. Н. Меркущенков – М.: Русайнс, 2015. - 112 с.