ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Камучева Д.А. 1
1Стерлитамакский филиал Башкирского Государственного Университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Обучение в школе - необходимая ступень в жизни каждого ребенка, но бывает так, что материал, изучаемый на уроках, усваивается с трудом. Именно поэтому проведение уроков не может обойтись без каких-либо методов и способов сделать процесс обучения ярче, интереснее и увлекательнее для учеников. Одним из таких методов является обучение с помощью игры. Вариантов таких обучающих игр очень много, что дает учителю проводить уроки разнообразно, подбирая подходящую игру под изучаемую тему. На самом деле, игра дает возможность отдохнуть как физически, так и морально, развить лидерские качества, активизировать мозговую активность и сменить официальную обстановку в школе на более свободную. Но как при существующих объемах необходимого к изучению материала найти время для игр? На мой взгляд, наиболее подходящими для этого являются уроки на закрепление изученного материала.

Методы игрового обучения представляют собой комплекс способов управления учебно-познавательной деятельностью, которые обладают следующими критериями:

· вынужденной активностью обучения;

· самостоятельным поиском решений учащимся;

· высокой степенью вовлечения обучаемых в учебный процесс;

· направленностью на развитие или приобретения математических знаний и навыков;

· постоянной связью учащихся и учителя, и контролем за самостоятельной работой.

Обучение математике в игре дает запуск направленной активизации мышления при использовании конкретных задач и облегчает запоминание при выделении ключевых моментов на практических и зачетных занятиях, пробуждает интерес к науке и вырабатывает устойчивую потребность к самостоятельному поиску знаний.

Для правильной организации активной познавательной деятельности учеников важное значение имеет оптимальное сочетание методов обучения в игре. Выбор этих методов осуществляется по алгоритму, включающему в себя: анализ

содержания изученного материала, определение целей урока, предварительный выбор формы обучения в зависимости от поставленных целей.

Серия неудач может отвратить от математики даже учеников, имеющих наклонности к этой науке, но, если взглянуть на все с другой стороны, обучение должно стремиться к максимуму возможностей каждого учащегося, ведь ощущение успеха возникает при осознании того, что удалось пройти через "тернии". И поэтому для каждого урока следует тщательно подбирать и подготовить индивидуальные задания, дидактику, основанную на адекватной оценке умений ученика к данному уроку, учитывая его индивидуальные способности. Такое дифференцированное обучение способствует развитию интересов и способностей учеников.

Как показывает опыт многих преподавателей, есть немало факторов, формирующих интерес к наукам: увлекающие задачи, авторитет учителя, родителей, собственное эго ученика и т.д. Самый надежный способ увеличить шансы на развитие интереса - обеспечить гармоничное сочетание всех факторов и создать атмосферу истинной увлеченности.

В качестве примера таких игр выступают математические бои, "Экипаж", КВН, "Что? Где? Когда?", "Бенефис одной задачи", блиц-турниры, различные викторины, "День самоуправления" и многие другие. Рассмотрим некоторые из них.

Математические бои представляют собой своего рода олимпиаду на решение нестандартных задач, с разницей в том, что ученики работают не для оценки или баллов, а для победы своей команды.

Для проведения боев учащиеся разделяются на команды, определяется капитан. Идея боя проста: команды выполняют однотипные задания, по-очереди объясняют решения, команда-соперник проверяет правильность хода мысли и ответ. Для определения очередности рассказывания решения команды делают так: называют номер задачи, решение которой хотят услышать, а вторая команда сообщает, принят ли вызов. Когда вызванная команда готова отвечать, она представляет докладчика, а другая - оппонента для проверки решения. Судьи начисляют баллы как за доклад, так и за оппонирование.

Капитан команды отвечает за тактику ведения боя, организацию решения задач, выбор докладчиков и оппонентов и разрабатывает условия проведения боя (сколько времени нужно на доклад, можно ли брать готовое решение для доклада, использование калькуляторов и др.)

Учащиеся обычно с энтузиазмом работают в группах, советуются. Активность при решении необычных задач формирует навыки подготовки докладов, умения выслушивать других и задавать правильные вопросы, пробуждает вкус к командной работе.

Другая игра под названием "Экипаж" ставит целью подтверждение оценок учеников.

Дети разбиваются на экипажи, в которых должны быть командир, штурман и 3 летчика. На стол выкладываются жетоны, на которых есть подписи: "Все" - весь экипаж получает 5 заданий и решает их у доски; "Выбор" - учитель

выбирает одного члена экипажа и проверяет его знания; "Делегат" - команда выбирает одного представителя для защиты оценок всего экипажа; "Доверие" - самый любимый жетон учащихся, означает, что команда освобождается от защиты.

"Бенефис одной задачи" формирует интерес к нахождению путей решения задачи, а не только к поиску ответа.

"Что? Где? Когда" по мотивам телевикторины чаще всего применяется на итоговых уроках. В начале игры каждому ученику предлагается решить простую задачу первого уровня сложности из рандомно выбранных билетов со стола учителя. Ответ, представляющий собой цифру, соответствует номеру команды, куда распределяется ученик. Когда все ученики разделены на команды по 5-6 человек, начинается игра. Команды выбирают себе капитанов. Задача участников состоит в том, что в ходе мозгового штурма за минимальное время необходимо выполнить задание. Как только ответ найден, капитан выбирает представителя для дачи ответа.

Итоговый урок в виде такой игры обеспечивает достижение важнейших целей образования:

· стимулирует интерес к математике;

· поддерживает и усиливает важность полученной ранее информации;

· развивает навыки логического мышления и анализа;

· приобретение лидерских качеств;

· осознание уровня своих знаний;

Блиц-турнир обычно проводится между парами учащихся примерно одинакового уровня знаний. Его удобно проводить в качестве опроса по знанию теории. Некоторое количество вопросов, лучше брать не более 10 для каждой пары, задается ученикам, тот, кто знает ответ, поднимает руку или иным способом дает знать, что готов отвечать. Время на подготовку ответа не дается, отвечать следует быстро, без раздумий. Данный способ проверки знаний дает учителю четкое понимание, кто на что способен, а для учеников это надежный способ развития быстрой памяти, реакции и способности действия в стрессовых ситуациях.

Игровые методы обучения хорошо уживаются с серьёзным процессом. Включение в урок игр и игровых моментов делает учебные занятия более легкими, приносит больше практического смысла для учащихся, для учителя же это один из способов повысить интерес к предмету, поднять свой авторитет и создать на уроках рабочее настроение.

Перечень использованной литературы и источников
  • http://pandia.ru/816109/

  • https://infourok.ru/referat_na_temu_aktivnye_i_interaktivnye_metody_prepodavaniya_istorii-149915.htm

  • https://kopilkaurokov.ru/matematika/prochee/aktivnyie-mietody-obuchieniia-v-priepodavanii-matiematiki

  • http://festival.1september.ru/articles/551541/

  • http://rudocs.exdat.com/docs/index-559966.html

Просмотров работы: 204