ЧЕРТЫ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ ЖАНА-ПОЛЯ САРТРА В ПЬЕСЕ "МУХИ": ОБРАЗЫ ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ ПРОИЗВЕДЕНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЧЕРТЫ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ ЖАНА-ПОЛЯ САРТРА В ПЬЕСЕ "МУХИ": ОБРАЗЫ ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Лаврентьева К.А. 1, Пинковский В.И. 1
1ФГБОУ ВО Северо-Восточный государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Самарий Великовский в статье «Жан-Поль Сартр о самом себе» называет французского философа и писателя Жана-Поля Сартра «знакомого незнакомца»1: «…он частый гость в нашей стране, упоминания о нем мелькают не только в отчетах о литературно-философских дискуссиях, но и в репортажах собственных и тассовских корреспондентов о зарубежной политической жизни, его творчеству посвящен внушительный ряд статей на русском языке».

Николай Бердяев в статье «Сартр и судьба экзистенциализма» называет Сартра «разнообразно талантливым человеком – он философ, романист, драматург, журналист».2

Абсурд, свобода, отчаяние, отчуждение, одиночество – все эти понятия прочно вошли в систему философского знания и культурную парадигму XX века вместе с экзистенциализмом – самым противоречивым и самым мощным учением последнего столетия.

Цель исследования – проанализировать подход к проблеме свободы человека, проблеме экзистенциальной личности в пьесе Жана-Поля Сартра «Мухи».

Экзистенциализм (от позднелат. exsistencia – существование), или философия существования – философское направление XX века, идеи которого получили широкое распространение во многих европейских странах, а также в США. 3

Экзистенциализм принято разделять нарелигиозный иатеистический. К атеистическим философам-экзистенциалистам относятся Мартин Хайдеггер (1889—1976), Жан-Поль Сартр (1905—1980), Альбер Камю (1913—1960) и Морис Мерло-Понти (1908—1961). К представителям религиозного крыла относят Карла Ясперса (1883—1969) и Габриеля Марселя (1889—1973). Сюда же можно с некоторой натяжкой отнести русских философов Николая Бердяева (1874—1948) и Льва Шестова (1866—1938). С натяжкой, потому что сами себя они экзистенциалистами не считали, и работы их, написанные в экзистенциалистском ключе, относятся скорее к началу 10-х годов XX века. Но так или иначе, их работы (особенно некоторые работы Бердяева) с экзистенциализмом перекликаются.

На основании исследований немецкого философа Эдмунда Гуссерля Жан-Поль Сартр стал разрабатывать идеи экзистенциализма. Уже в первых своих работах Сартр подвергает критике трансцендентальный идеализм и развивает учение об экзистенции: «Трансцендентность Эго» (1934), «Воображение» (1936), «Эскиз теории эмоций» (1939), «Воображаемое» (1940). Сартр отрицает целесообразность научных методов в изучении человеческой психики, критикует натурализм в психологии. В его литературных работах «Тошнота» и рассказах из сборника «Стена» (1938-1939) уже присутствуют начала экзистенциализма.

Произведение «Экзистенциализм – это гуманизм» вышел в 1946 году. Это текст лекции, прочитанной Сартром. В ней он излагает основные положения своего трактата «Бытие и ничто», хотя в определённой мере пересматривает односторонне негативную концепцию свободы. В том же году появились статья «Картезианская свобода» и очерк «Материализм и революция», в которых идеи лекции «Экзистенциализм – это гуманизм» получили дальнейшее развитие.

французский мыслитель обобщил главные постулаты своих предтеч по философскому направлению:

-существуют две разновидности экзистенциализма – религиозный и атеистический. Сартр относил себя к представителям атеистического экзистенциализма;

-сущность человека предшествует его историческому существованию. Это означает, что человек сначала существует, встречается, появляется в мире и только потом определяется;

-первый принцип экзистенциализма – первоначально человек является «несамостоятельным проектом», только затем он конструирует себя сам;

-человек ответственен за то, что он есть. Первым делом экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование;

-второй принцип экзистенциализма – человек несет ответственность не только за свою жизнь, действия, поступки, но ответственен за других людей, за все человечество. Понятие «субъективизм» приобретает полисемичность (с одной стороны, каждый субъект сугубо индивидуален, а с другой стороны, человек не может выйти за пределы своей субъективности);

-Тревога, заброшенность, отчаяние. От этих понятий прямо или косвенно зависит жизнь каждого индивида;

-третий принцип экзистенциализма – если Бога нет, то все дозволено. Все дозволено, если Бога не существует, а потому человек заброшен. Человек свободен, человек – это свобода;

-Человек осужден быть свободным. Вы свободны. Выбирайте, то есть изобретайте;

-Нет нужды надеяться, чтобы что-то предпринимать. Сделаю все, что будет в моих силах, чтобы это осуществилось. Сверх этого я не могу ни на что рассчитывать;

-Человек – это совокупность своих поступков. Человек есть сумма, организация, совокупность отношений, из которых составляются эти поступки. Человек существует лишь настолько, насколько он себя осуществляет;

-Экзистенциализм – не пессимизм, а упрямый оптимизм. Нет более оптимистического учения, поскольку судьба человека полагается в нем самом;

-Всякий проект, каким бы индивидуальным он ни был, обладает универсальной значимостью. Выбирая себя, я созидаю всеобщее. Я созидаю его, понимая проект любого другого человека, к какой бы эпохе он ни принадлежал;

-Стремясь к свободе, мы обнаруживаем, что она целиком зависит от свободы других людей и что свобода других зависит от нашей свободы;

-Вы получаете одной рукой то, что даете. Пока вы не живете своей жизнью, она ничего собой не представляет, вы сами должны придать ей смысл, а ценность есть не что иное, как этот выбираемый вами смысл. Тем самым вы обнаруживаете, что есть возможность создать человеческое сообщество;

-Человек не замкнут в себе, а всегда присутствует в человеческом мире, - экзистенциалистский гуманизм.

В основе пьесы «Мухи» - древнегреческий миф об убийстве Орестом Клитемнестры и ее мужа Эгисфа из-за месте за убитого ими отца. Традиционный мифический сюжет наполняется новым философским смыслом. Французский экзистенциалист использует древний героический образ Ореста для анализа современных проблем существования.

Согласно древнегреческой мифологии, Орест –сын микенского царя Агамемнона и царицы Клитемнестры4. Как считают ученые, миф об Оресте отразил преодоление архаического закона кровной мести, которое проистекало на фоне смены матриархального уклада патриархальным. Он единственный свободный герой. Он приходит в Аргос человеком без прошлого, с душой, подобной «великолепной пустоте». На этом этапе своей жизни он свободен от воспоминаний, людей, чувств. Царевич знает только то, чему его научил Педагог: знает мир, города, страны, культуру, искусство. Но сам по себе, как личность, он – ничто. У него нет ни привязанностей, ни желаний. Только с появлением сознательной жажды мести к Оресту приходит новое осознание свободы.

Электра – в древнегреческой мифологии дочь Агамемнона и Клитемнестры, излюбленная героиня греческих трагедий5. Сюжет древнегреческого мифа совпадает с произведением Сартра. Электра живет во дворце вместе с Эгисфом и Клитемнестрой и рассказывает о своей тяжелой жизни Оресту: «Последняя из служанок. Я стираю простыни царя и царицы. Очень грязные простыни, перепачканные всякой дрянью. И нижнее белье, сорочки, прикрывавшие их паршивые тела, рубашку, которую Клитемнестра надевает, когда царь делит ее ложе: мне приходится стирать все это. Я закрываю глаза и тру изо всех сил. И посуду мою я. Не веришь? Посмотри на мои руки. Сильно они огрубели и растрескались?»6. Она полна ненависти к Эгисфу и своей матери, которые убили ее отца Агамемнона. Ради жизни и здоровья брата Ореста она вынуждена работать служанкой на свою мать и отчима. Электра, как и все жители Аргоса, лишена истинного понимания свободы. Она может только мечтать о ней, но жить с ней ей не по силам. Электра лишь мечтает об убийстве родных.

Список литературы
  1. Великовский С. Жан-Поль Сартр о самом себе//Скепсис. – 2003. - №2. – 88 с.

  2. Миронов В. Философия: Учебник для вузов. - М.: Норма, 2005. – 294 с.

  3. Сартр Ж.-П. Мухи. – М.: АСТ, Фолио. – 1999. – 80 с.

  4. Бердяев Н. Сартр и судьба экзистенциализма [Электронный ресурс] - URL:http://krotov.info/library/02_b/berdyaev/1946_sartr.html. - Дата обращения - 5.01.2017

  5. Лега В.П. Современная западная философия. Экзистенциализм[Электронный ресурс] - URL: https://www.sedmitza.ru/lib/text/431838. – Дата обращения –7.01.2017

  6. Жан-Поль Сартр. Экзистенциализм – это гуманизм [Электронный ресурс] - URL: http://scepsis.net/library/id_545.html. - Дата обращения - 8.01.2017

  7. Шервашидзе В.В. Западноевропейская литература XX века [Электронный ресурс] - URL: http://istlit.ru/txt/litzap20/31.htm. – Дата обращения – 9.01.2017

  8. Богданов И. Орест [Электронный ресурс] - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Орест. - Дата обращения - 9.01.2017

  9. Эйхвальд Н. Электра [Электронный ресурс] - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Электра. - Дата обращения - 9.01.2017

1Великовский С. Жан-Поль Сартр о самом себе//Скепсис. – 2003. - №2. – С.34

2Бердяев Н.Сартр и судьба экзистенциализма [Электронный ресурс] - URL: http:// http://krotov.info/library/02_b/berdyaev/1946_sartr.htm. - Дата обращения - 5.01.2017

3Миронов В. Философия: Учебник для вузов. - М.: Норма, 2005. – С.211

4Богданов И. Орест [Электронный ресурс] - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Орест. - Дата обращения - 9.01.2017

5Эйхвальд Н. Электра [Электронный ресурс] - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Электра. - Дата обращения - 9.01.2017

6Сартр Ж.-П. Мухи. – М.: АСТ, Фолио. – 1999. – С.16

Просмотров работы: 285