ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО КЛИМАТА АЛТАЙСКОГО КРАЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО КЛИМАТА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Шигарина О.С. 1, Петрова Л.И. 1
1АлтГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность данной темы обусловлена тем, что инновационное развитие в наше время приобрело неотъемлемую часть с экономическим развитием нашей страны. Анализ оценки инновационного климата в Алтайском крае поможет нам сформировать представление о состоянии нашего региона в сфере инноваций. В условиях постоянной конкуренции нововведения помогают не стоять на месте и находить альтернативы на благо развития как региона, так и страны.

Для повышения экономики и конкурентоспособности региона, одним из важных аспектов будет являться его инновационное развитие. В приоритете государственной поддержки в последнее время стало выступать поддержка инновационной деятельности, а именно - создание и развитие объектов инновационной инфраструктуры (центр кластерного развития, региональный центр инжиниринга, центр инноваций социальной сферы, бизнес-инкубаторы, технопарк, центры коллективного пользования инновационных кластеров). На сегодняшний день, в среднем, доля малых инновационных предприятий в Алтайском крае составляет от 1 до 2 %. Формирование благоприятного климата, необходимо для увеличения количества малых инновационных предприятий, а также устранение барьеров, мешающих дальнейшему развитию и конечно же привлечение инвесторов.

Администрация Алтайского края уделяет поддержке молодежного предпринимательства высокое внимание. В связи с этим, регион выступает площадкой проведения масштабных мероприятий для молодежи – управленческого форума «АТР», Слета сельской молодежи, Всероссийского студенческого форума. Поддержка предприятий, осуществляющих инновационную деятельность на территории края, в долгосрочной перспективе будет осуществляться в рамках действующих региональных государственных программ: «Экономическое развитие и инновационная экономика на 2015-2020 годы», «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае на 2014-2020 годы», «Развитие инновационного территориального кластера «АлтайБио на 2014-2016 годы». Мероприятия указанных программ ориентированы как на прямую финансовую, так и на организационную помощь субъектам инновационной деятельности. В числе финансовых инструментов поддержки – субсидирование затрат по приобретению высокотехнологичного оборудования, части лизинговых платежей и процентов по кредитам, организация и проведение региональных конкурсов научно-технической и инновационной тематики, финансовое обеспечение затрат, связанных с созданием центров молодежного инновационного творчества, предоставление грантов Губернатора Алтайского края для поддержки инновационной деятельности машиностроительных предприятий края и другие меры. В 2015 году на эти цели было направлено порядка 200 млн. рублей за счет средств краевого и федерального бюджетов.[1]

По-моему, мнению, развитие инновационной деятельности в Алтайском крае недостаточно финансируется, привлечение средств в инновационную сферу осложняется рисками неосведомленности инвесторов.

В крае очень сложно осуществляется внедрение инновационной инфраструктуры, это осложняется тем что взаимодействие уже созданной инфраструктуры не осуществляется в полной мере. Так же инновационная деятельность слабо развивается из-за отсутствия взаимосвязи научно-исследовательских организаций с определенными промышленными предприятиями. Развитие инноваций в крае, как правило, носит характер больше маркетинговых или организационных изменений. [5]

В последнее время возрастает спрос на появление специализированных институтов развития, возникает причины для ускоренного развития инжиниринга. Развитие уже существующих и появление новых инжиниринговых компаний станет предпосылкой для технологического прорыва, привлечения инвестиций и роста промышленного производства.

Активное участие в развитии производственных предприятий (включающих в себя и инновационные), субъектов малого и среднего предпринимательства принимает Алтайский центр кластерного развития.

В сентябре 2010 года было создано КАУ «Алтайский центр кластерного развития». Учредителем выступило Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края. В сентябре 2011 года в соответствии с Постановлением Администрации Алтайского края «Об изменении типа краевого автономного учреждения «Алтайский центр кластерного развития»» № 495 от 09.09.2011 г. АЦКР был преобразован в краевое государственное бюджетное учреждение «Алтайский центр кластерного развития».

Алтайский центр кластерного развития – объект инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, осуществляющий решение важнейших проблем реализации региональной кластерной политики и содействие формированию экономических условий, способствующих технологическому и экономическому развитию участников кластеров на территории Алтайского края.

В настоящее время на территории Алтайского края существует четыре инновационных территориальных кластера:

  • «Алтайский кластер аграрного машиностроения»;

  • «Алтайский биофармацевтический кластер»;

  • «Алтайский кластер энергомашиностроения и энерго-эффективных технологий»;

  • «Алтайский полимерный композитный кластер».

Приоритетное направление имеет программа развития Алтайского биофармацевтического кластера. Появляются новые направления и проекты, совместные кластерные инициативы. Важно достичь показателей, заложенных в программе, получить реальные результаты, ощутимые как для отдельных предприятий, так и для региона в целом. Для развития кластера аграрного машиностроения также сложилась благоприятная конъюнктура, потому что цены на импортную технику значительно возросли, а на российскую остались практически такими же. За счет этого алтайская техника стала конкурентоспособной, а благодаря своим техническим характеристикам, практически не уступающим зарубежным аналогам, даже начала выигрывать. К этому долго шли, и сейчас у предприятий появились дополнительные возможности для развития. Они хотят расти, осваивать новые рынки, новую продукцию, более технологичную, наукоемкую. Для этого нужны совместные усилия, потому что существует ряд проблем, которые не решить в одиночку.[1]

Дополняет своими услугами по поддержке производственных предприятий уникальный проект Министерства экономического развития РФ по созданию на территории России центров инжиниринга.

Региональный центр инжиниринга Алтайского края создан в конце 2014 года в виде структурного подразделения КГБУ «АЦКР», основной задачей которого является поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в вопросах их развития, модернизации и внедрения новых технологий. Специфика работы центра заключается в том, что организациям оказываются различного вида услуги (разработка программ модернизаций, маркетинговые исследования, консультирование иностранных экспертов, проведение управленческого (финансового) аудитов, составление бизнес-планов, ТЭО, инвестиционных меморандумов), за счет средств федерального и краевого бюджетов. Заказчик, которым выступает субъект малого и среднего предпринимательства, в конечном итоге получает готовый продукт (услугу).

В 2015 году было запланировано оказать поддержку порядка 250 предприятиям, с приглашением иностранных экспертов, разработкой программ модернизации, что позволило предприятиям выйти на новый уровень развития, оптимизировать свою работу и оставаться конкурентоспособными на рынке в условиях кризиса, провести различные маркетинговые исследования, проанализировав рынки других регионов для наших предприятий, и возможность реализовывать свою продукцию за территорией региона. На всё это было привлечено около 50 млн. рублей. Можно выделить два ключевых направления работы РЦИ: поддержка в модернизации субъектов малого и среднего предпринимательства и развитие рынка инжиниринговых услуг. По оценкам экспертов рынок инжиниринговых услуг как в России, так и в крае слабо развит, хотя мировой опыт подсказывает значимость данного сегмента экономики в повышении эффективности производства и инновационного развития региона.

Решение проблемы повышения эффективности региональной экономики тесно связано с активизацией инновационных процессов в производственной и социальной сферах, расширением инновационной инфраструктуры, усилением кооперации и интеграции. Высокотехнологичные и наукоемкие отрасли формируют около 20% валового регионального продукта.

Уровень инновационной активности крупного и среднего бизнеса Алтайского края в настоящее время превысил 11%, годовой объем отгруженной ими инновационной продукции составил около 9 млрд. рублей. Общую картину инновационных процессов в крае определяют промышленные предприятия – на их долю приходится 96% объема инновационной продукции. По уровню инновационной активности малого бизнеса (13%) Алтайский край занимаем первое место в России. Удельный вес инновационных товаров в общем объеме отгруженной продукции малых предприятий составил 9%.

В тоже время предприятия сталкиваются с рядом проблем, помочь решить которые и призваны инструменты государственной поддержки.

Для создания и эффективного функционирования механизмов и инструментов развития в крае инновационной деятельности, инновационного предпринимательства и способствования переходу экономики края на инновационный путь развития, на наш взгляд, необходимо реализовать следующие стратегические действия:

- во-первых, создавать сеть региональных инновационных центров по Алтайскому краю. В дополнение к имеющимся центрам в городах Барнаула, Бийска и Рубцовска, открыть инновационные центры в городах Яровое и Белокуриха. Это позволит предприятию ОАО «Алтайхимпром» включиться в продуктовые цепочки биофармацевтического кластера, разрабатывать и производить высококачественные субстанции для фармацевтических препаратов, а так же позволит г. Белокуриха развиваться как центру исследований и разработок в сфере курортологии;

- во-вторых, формировать в экономике края конкурентоспособные кластеры, имеющие существенную инновационную составляющую. Приоритетным мегапроектом, в значительной мере определяющим перспективы перехода экономики Алтайского края на инновационный путь развития, является формирование и развитие биофармацевтического кластера;

- в-третьих, создавать благоприятный инновационный климат в Алтайском крае.

Комплекс мероприятий по улучшению условий предпринимательской деятельности в инновационной сфере и созданию благоприятного инновационного климата включает:

- меры, осуществляемые органами исполнительной власти Алтайского края совместно с федеральными органами: формирование правового пространства, поддержка приоритетных направлений развития науки, поддержка участия предприятий и организаций края в реализации федеральных целевых программ по научно-технической тематике и т.д.

- меры, осуществляемые на краевом уровне: создание условий, способствующих трансформации результатов НИОКР, использование инструментов налоговой, бюджетной и кредитной политики для создания благоприятного инновационного климата, создание механизмов экспертного влияния предпринимательского сектора на формирование регионального заказа для сектора науки, расширение практики и совершенствование механизма долевого финансирования инновационных проектов со стороны государства, муниципальных образований, промышленных предприятий и частного бизнеса;

В-четвертых, укреплять межрегиональные и международные связи в инновационной сфере. В частности, создать и обеспечить эффективное функционирование механизмов и инструментов международного и межрегионального сотрудничества, в том числе:

- развитие партнерства в сфере фундаментальных исследований и НИОКР с крупнейшими инновационными центрами Западной Сибири – Новосибирском и Томском, с наукоградами и другими российскими инновационными центрами для обеспечения международного уровня инновационных разработок;

- обмен информацией и организацию взаимодействия с зарубежными инновационными центрами, в частности, вхождение в систему европейских инновационных центров.

Алтайский край имеет огромный потенциал и все возможности, чтобы решить задачи модернизации и инновационного роста. Вместе с тем, до сих пор развитие Алтайского края опиралось в основном на ранее накопленный потенциал, а многие программы не давали требуемых результатов. Поэтому акцент в новых программах развития инновационного сектора необходимо делать на решение основных проблем, мешающих эффективному функционированию малых инновационных предприятий.[4]

Содействие высокотехнологическому развитию промышленности и инновационных компаний, реализация кластерных инициатив и импортозамещающих проектов находятся в числе важнейших стратегических приоритетов Алтайского края. В регионе утверждена концепция развития инновационной системы на период до 2020 года, фундаментом которой является закон «О государственной поддержке инновационной деятельности в Алтайском крае».[6]

Указанные направления стимулируют активность наукоемкого бизнеса, способствуют поддержанию конкурентоспособности выпускаемой продукции. Алтайский край лидирует в России по удельному весу малых промышленных предприятий, осуществлявших технологические инновации (16%), и находится на 2 месте в Сибирском федеральном округе по уровню инновационной активности крупных и средних организаций (12%).[2]

Повышение эффективности инновационной системы региона подтверждают оценки экспертов. Так, Алтайский край по итогам 2016 года занял 27 позицию в рейтинге, представленном Ассоциацией инновационных регионов России, ярко продемонстрировав положительную динамику по сравнению с прошлым годом (+17 пунктов). В рейтинге инвестиционной привлекательности регионов России («Эксперт РА») по уровню инновационного потенциала край занимает 12 место в стране и 3 место в Сибирском федеральном округе.

Алтайский край является одним из первых регионов России, внедривших кластерный подход в практику регионального управления. На базе кластеров формируются межотраслевые центры технологических компетенций в таких сферах, как фармацевтика, биотехнологии, глубокая переработка сырья, точное земледелие, рациональное природопользование, композиты. В партнерства вовлечены более 80 участников, включая научные учреждения и высшую школу, а объем бюджетных и внебюджетных средств, направленных на развитие кластеров, в 2016 году превысил 370 млн. рублей.

Сегодня регион – один из наиболее активных участников процесса становления российской биоиндустрии. Для разработки и массового применения биотехнологической продукции развивается соответствующая инфраструктура – региональный центр инжиниринга в сфере биотехнологий, инжиниринговый центр «Промбиотех», Федеральный Алтайский научный центр агробиотехнологий.

Для привлечения финансовых ресурсов федерального бюджета заключены соглашения о сотрудничестве с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Фондом «Сколково», Фондом развития промышленности, ОАО «РОСНАНО», Федеральной службой по интеллектуальной собственности (Роспатент), Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства, Фондом региональных социальных программ «Наше будущее».[3]

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Статья: Жигалов А.В., Соколова О.Н. http://www.scienceforum.ru/2016/pdf/19422.pdf

  2. Официальный сайт Алтайского края http://www.altairegion22.ru/territory/innovatsii/

  3. Стратегия инновационного развитияРФ

http://government.ru/info/19839/

  1. Закон Алтайского края «Об утверждении стратегия социально- экономического развития Алтайского края до 2025 года». – 2012. – № 86-ЗС.

  2. Якобсон, А.Я. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / А.Я. Якобсон. - М.: Омега-Л, 2014. - 176 c.

  3. Постановление Администрации Алтайского края от 24.01.2014 № 20 «Об утверждении государственной программы Алтайского края «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае » на 2014-2020 годы.

Просмотров работы: 82