Для Российской Федерации проблема безопасности дорожного движения так же, как и для большинства стран, превратилась в проблему большой государственной важности. Она состоит из давно известных элементов: человек- автомобиль- дорога. Решение данной проблемы определяется не только количеством и качеством автомобилей, дорог, средств регулирования и других технических атрибутов, но и правовыми, психологическими, моральными и иными показателями, характеризующими участников дорожного движения и водителей. Ведь весь механизм автотранспортного преступления, причины нарушений правил дорожного движения, личность правонарушителей, формы и методы профилактики этих преступлений и составляют криминологическое содержание проблемы обеспечения безопасности дорожного движения.
Состав преступления охватывает нарушение ПДД и эксплуатации определенных видов механических ТС. К ним относятся транспортные средства, приводимые в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.1 Т.е. это - автомобили, трамваи либо другие механические ТС, которые указы в примечании ст.264 УК РФ ( тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, а также транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.).
Законодатель с 1 июля 2015 внес изменения в статью 264 УК РФ, которые значительно ужесточил и уточник санкции за совершенное преступление: дополнил «новое» для статьи наказание - лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, установил нижний предел наказания в частях 4 и 6(от 2 и от 4 лет соответственно) в виде лишения свободы, исключил возможное наказание в виде принудительных работ, дополнил понятие «другие механические ТС»- помимо троллейбусов, мотоциклов, тракторов и иных самоходных машин, понимаются также самоходные дорожно-строительные машины, и иные транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.
Так же появилась новая статья 264.1УК РФ, которая предусматривает уголовную ответственность для лиц, ранее подвергнутых административному наказанию за «управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного частями второй, четвертой или шестой статьи 264 УК РФ либо настоящей статьей»2.
Наибольший интерес представляет преступления, совершенные в состоянии алкогольного опьянения.
Управление транспортным средством в состоянии опьянения является одним из распространенных нарушений правил дорожного движения, так же способствует другим нарушениям, возникновению аварийных ситуаций и наступлению тяжких последствий.
Время реакции трезвого водителя варьируется от 0,4 до 1,6 секунды и зависит от особенностей человека, стажа вождения, сложности дорожной обстановки и др. За это время водитель - воспринимает ситуацию, понимает опасность, дает оценку сложившейся ситуации, принимает решение, совершает действие или бездействие. Среднее время реакции составляет 1 секунда.
На увеличение времени реакции могут действовать различные факторы: усталость, болезнь, принятие каких-либо лекарственных средств, погодные условия. В их число так же входит употребление алкогольных напитков, так как время, необходимое для передачи сигнала мозгу, намного увеличивается, примерно в 2-3 раза.
Повышенную опасность представляет нарушение правил дорожного движения, совершенное лицом, находящимся в состоянии не только в состоянии алкогольного, но и наркотического или иного опьянения.
В соответствии с п. 2.7 Правил дорожного движения водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного). Определение алкогольного опьянения дано лишь в примечании к статье 12.8 КоАП РФ, согласно которой алкогольное опьянение определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, или в случае наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека.
Достаточными основаниями полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких следующих признаков:3
а) запах алкоголя изо рта;
б) неустойчивость позы;
в) нарушение речи;
г) резкое изменение окраски кожных покровов лица;
д) поведение, не соответствующее обстановке.
Самого понятия «состояние опьянение» нигде не содержится, что может говорить о недоработке нынешнего законодательства (даже после внесений изменений законодателем).
Для анализа совершения преступления в состояния алкогольного опьянения обратимся к статистическим данным за 2015,2016 и 2017 годам. По данным Госавтоинспекции:
По вышепредложенным данным мы наблюдаем, что каких – либо глобальных изменений в цифрах не наблюдается.
Законодатель так же дополнил УК РФ новой статьей 264.1, предусматривающей ответственность за управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного частями второй, четвертой или шестой статьи 264 настоящего Кодекса либо настоящей статьей4.
Теперь для того, чтобы привлечь к ответственности по ст. 264.1 УК РФ необходимо, чтобы за предыдущее правонарушение не истек срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию (1 год), а новое правонарушение как основание для привлечения к уголовной ответственности должно быть совершено после 30.06.2015.
Казалось бы, для людей, которые управляют механическим транспортным средством, ужесточили наказание, а, значит, преступлений в этой сфере должно быть меньше, должен наблюдаться спад. Но статистические данные показывают, что субъектов абсолютно не пугают ни введение новой статьи, ни ужесточение санкций.
С 1 сентября 2016 года произошли изменения в регламенте сдачи экзамена для получения водительских прав В МВД заметно ужесточили требования к ученикам. В обязательном порядке пройти обучение в автошколе, самоподготовка больше не допускается, будут закрывать автошколы, которые не будут соответствовать заявленным требованиям.
Сложнее придется и при сдаче теории из-за дополнительных вопросов, и на практике, при прохождении которой появится опасность допустить новые ошибки. Больше часов для изучения теории, меньше времени для сдачи упражнений на площадке. В итоге сейчас учащемуся необходимо потратить 8 часов на то, чтобы ему разъяснили, как проехать пешеходный переход и железнодорожный переезд. На практику у нас отводится столько же времени, как и в Европе- приблизительно 50–80 часов. Но дело в том, что в России всего 28 часов отводится на практические занятия в реальных дорожных условиях. Остальное — это поездки по площадке. Получается, что время больше уделяется на отрабатывании площадки, упражнений на ней, различные «змейки». В итоге учащиеся оказываются не готовы к тому, чтобы оказаться в реальных дорожных условиях. Отсюда нарушения ПДД, а далее, как одно из худших последствий- уголовная ответственность.
Безусловно, для борьбы с преступностью в данной сфере проводятся различные конференции, международные конгрессы для разработок по совершенствованию национального законодательства.
Один из них - Международный конгресс «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни», который был проведен 1 ноября 2007 года в Таврическом дворце. В его работе приняли участие представители 32 государств, в том числе руководители органов Госавтоинспекции и дорожной полиции 17 стран мира, а также сотрудники ряда международных организаций, страховых компаний и др. Основной целью Конгресса является проведение широкой дискуссии по вопросам формирования государственной политики и совершенствования законодательства в области безопасности дорожного движения, защищенности граждан от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, обмен информацией и опытом реализации успешных стратегий и программ по повышению безопасности дорожного движения.5
Собирается он каждый год, последний(6 по счету) состоялся в городе Санкт-Петербурге, с 28 по 30 сентября 2016 года), где государства-члены Международного конгресса определили стратегию для дальнейшего усовершенствования законодательства в сфере безопасности на дорогах. Подробно с информацией можно ознакомиться на сайте http://www.road-safety.ru/sixth/final.ru .
Госавтоинспекция МВД России как орган полиции, уполномоченный осуществлять контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, наделена специальными надведомственными полномочиями. Ее деятельность, осуществляемая в тесном взаимодействии с другими субъектами, требует глубокого научного обоснования.Для этих целей в соответствии с распоряжением Совета Министров СССР № 1538 от 21 июня 1974 года был создан ВНИИБД МВД СССР, преемником которого является Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский центр проблем безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ФКУ НИЦ БДД МВД России).6
Научный Центр осуществляет функции головного научно-исследовательского учреждения Министерства внутренних дел Российской Федерации по проведению и координации исследования причин дорожно-транспортных происшествий, разработок мер по их предупреждению, участию в совершенствовании нормативного правового, информационно-аналитического и технического регулирования в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
В заключении хотелось бы сказать, что уголовная политика в РФ по борьбе с преступностью развита достаточно хорошо с точки зрения того, что у нас есть и специализированные органы, и опыт наших коллег – зарубежных стран. Для разрешения проблем в данной сфере нужно всего лишь правильно и грамотно воспользоваться тем, что есть. Например, за место того, чтобы больше времени тратить на теорию по вождению, распределить часы так, чтобы и на правило хватило времени и для практики вождения по городу.
Список используемой литературы:
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.08.2017)
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 05.12.2017)
Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 475 «Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и Правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством»//СПС КонсультантПлюс.
Постановление Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №1090 "О правилах дорожного движения"//СПС КонсультантПлюс.
Разъяснение Верховного Суда Российской Федерации о практике применения положений ст.264.1 УК РФ за управление в состоянии опьянения после 1 июля 2015 года//https://admtyumen.ru/ogv_ru/block/actuals/prokur_explain/more.htm?id=11326834@cmsArticle
Интернет- ресурс http://www.road-safety.ru/sixth/final.ru .
Интернет-ресурс: http://www.road-safety.ru/history/
Интернет-ресурс: https://xn--90aga7a7b.xn--b1aew.xn--p1ai/Centr/about
1 п.1.2 Постановление Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №1090 "О правилах дорожного движения"//СПС КонсультантПлюс.
2 ст.264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017)//СПС КонсультантПлюс
3 п.3 Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 475 «Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и Правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством»//СПС КонсультантПлюс.
4 Разъяснение Верховного Суда Российской Федерации о практике применения положений ст.264.1 УК РФ за управление в состоянии опьянения после 1 июля 2015 года // https://admtyumen.ru/ogv_ru/block/actuals/prokur_explain/more.htm?id=11326834@cmsArticle
5 Интернет-ресурс: http://www.road-safety.ru/history/
6Интернет-ресурс: https://xn--90aga7a7b.xn--b1aew.xn--p1ai/Centr/about