ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У УЧАЩИХСЯ ЧЕТВЕРТОГО КЛАССА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДИКИ А. АНДЕРХИЛЛА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У УЧАЩИХСЯ ЧЕТВЕРТОГО КЛАССА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДИКИ А. АНДЕРХИЛЛА

Тюкалова К.В. 1
1Новосибирский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Для формирования навыков устной речи, аудирования, письма и чтения надо не только уметь произносить соответствующие звуки, но и знать, как они соединяются в словах, а затем и как эти слова соединяются в предложении.[5]

В естественной языковой среде это происходит одновременно. [5]

В условиях неязыковой среды, или, проще говоря, на уроке иностранного языка, постановке произносительных навыков следует уделить значительное внимание.[5]

К сожалению, на сегодняшний день в школах учителя иностранных языков мало уделяют времени работе над произношением учащихся. Даже самые строгие учителя разрешают говорить «фенькью» (thank you) и «зыс» (this). Возможно, они считают, что загружать детские головы (а вернее, языки) еще и тонкостями произношения — излишество. Однако же на деле получается, что, когда мы говорим по-английски, нас понимают только соотечественники, у которых произношение от нашего не отличается. [5]

Но ученики должны учиться говорить так, чтобы их могли понять не только учителя отечественных школ и одноклассники, но и носители языка. Произношение действительно важно: неверно произнесенное слово может сыграть злую шутку. [5]

Мы все знаем, что существует много разных методов для формирования фонетических навыков речи у детей. Данная работа посвящена одному из таких методов, а именно – формирование фонетических навыков речи по методике Андриана Андерхилла.

Андриан Андерхилл является редактором серии книг издательства Макмиллан для преподавателей. Он является специалистом, который обучает людей правильному произношению.

Андриан Андерхилл делит обучение произношению на три уровня:

  1. произношение отдельных звуков (сначала гласные, затем согласные);

  2. произношение слова;

  3. произношение предложений. [1]

Данное деление показывает, что для того, чтобы правильно говорить, нам необходимо научиться сначала произносить звуки, затем слова, а только потом предложения. Аналогия, которую проводит Андерхилл, состоит в том, что звуки – атомы, слова – молекулы, а речь – вещество, которое состоит из этих двух компонентов. [1]

По мнению Андриана, учителя допускают несколько ошибок, обучая своих учеников правильному произношению. [1]

Первая ошибка заключается в том, что произношение рассматривается, как что-то бесконечное и таинственное, здесь отсутствуют инструменты мышления и план, которому необходимо следовать, обучая произношению. [1]

И вторая ошибка заключается в том, что учителя обучают произношению своих учеников когнитивно (мыслительно), а должно быть физически. Андриан Андерхилл утверждает, что если учителя пытаются обучать своих учеников произношению с тем же когнитивным подходом, с помощью которого они преподают лексику и грамматику, то произношение не интегрируется и поэтому учащимся предлагается сокращенный языковой продукт. Он называет это «фонетическое сцепление» - т.е. учащиеся произносят слова так, как произносят их учителя. Андриан утверждает, что произношение – не мыслительное, а физическое действие, т.к. когда мы произносим звуки, слова, словосочетания и т.д., мы активизируем работу мышц лица и всего речевого аппарата.[1]

Для того, чтобы правильно произносить звуки, мы должны научиться управлять нашими «мышечными кнопками» (губами, языком, челюстями и голосом), т.к. они являются нашими инструментами воспроизведения звуков, слов и т.д.. По мнению Андерхилла достаточно показать, где должны находиться органы речи, как правильно располагаются губы, для того, чтобы научить учащихся правильно произносить звуки (т.е. необязательно вслух произносить). Ученик, увидев, как расположены «мышечные кнопки», сможет моделировать их положение и правильно произнести необходимый звук. Также благодаря жестам рук можно определить длину звука (т.е. является ли коротким или длинным). [1]

Но как же учителям не допускать ошибки? Им необходимо использовать таблицу Андерхилла (Adrian Underhill’s British English Phonemic Chart): таблица, в которой представлены все 44 звука английского языка. [1]

Таблица Андриана Андерхилла

Таблица служит картой того, в которой можно понять, как правильно располагаются «мышечные кнопки» для того, чтобы произнести тот или иной звук. Например, если посмотреть на согласные в нижней половине таблицы, звуки слева становятся ближе к передней части полости рта, чем звуки справа. Читайте звуки слева направо, обращая внимание на то, как вы физически воспроизводите звуки и как располагаются ваши органы речи слева направо. Точно так же, с гласными в верхнем левом ряду, чем выше они находятся на графике, тем выше язык, когда вы произносите звук. [2]

Используя таблицу, и, перемещаясь между звуками на ней, мы можем помочь учащимся узнать, как мышцы лица располагаются по-разному. Воспроизведя различные звуки, мы можем помочь им найти то, что Адриан описывает как «мышечные кнопки»: язык, губы, челюсть и голос. [2]

Сначала учитель обучает, как правильно произносить звуки, а после этого он может учить их, как произносить правильно слова. Например, возьмем слово «please». Для того, чтобы ученики правильно произнесли данное слова, учитель с помощью данной таблицы и указки должен показывать на нужные звуки, из которых состоит данное слово.

Далее по такому же принципу учитель обучает правильному произношению словосочетаний, предложений и т.д.

Целью нашего исследование было совершенствование слухо-произносительных навыков (как аудитивные, так и произносительные) с помощью метода Андриана Андерхилла.

Данное исследование проводилось в 4 классе, в гимназии № 3 в Академгородке. Количество учащихся – 13 человек. Ученики начали изучать английский язык во 2 классе, а значит, со звуками они уже были знакомы. На данное исследование нам было выделено 4 урока. Т.к. времени было ограничено, было принято решение вспомнить с учениками монофтонги английского языка, а затем поработать над совершенствованием их фонетических навыков. Перед обучением, нами была проведена срезовая работа, которая показала начальный уровень знаний ребят о звуках английского языка. В срезовую работу были включены следующие задания:

  1. Соотнесите правильно картинки, на которых изображены «мышечные кнопки», со звуками.

  2. Прослушайте слова и напишите те, в которых есть необходимый звук.

  3. Распределите слова по колонкам. В колонках были дифтонги, задача учеников была распределить слова в нужную колонку с дифтонгом.

  4. Произнесите звуки вслух.

Результаты показали, что 46% учащихся смогли ответить только на один вопрос или не смогли ответить ни на какой вопрос, 23% могли выполнить лишь 2 задания, 15% - 3 задания, 15% - 4 задания.

С какими заданиями чаще всего дети не смогли справиться? С заданиями, в которых:

  • необходимо было прослушать слова, а затем определить гласные звуки в них;

  • необходимо было самим правильно произнести звуки.

Перед тем, как начать обучать детей английским звукам, мы всегда проводили фонетическую зарядку. Затем на смарт доске включали таблицу Андриана Андерхилла, с помощью которой показывали сначала тот или иной звук, затем нажимали на нужный звук, прослушивали, как он произносится. Т.к. ученики в классе знали, как называются все монофтонги, то задача была научить их правильно произносить. А именно, после одного прослушивания звука, мы лишь визуально показывали, как у ребят должны быть расположены «мышечные кнопки», и учащиеся повторяли все движения за нами. Например, с помощью рук ученики могли определить долготу звука. Если мы разводили широко руки, это означало, что звук долгий, а если сводили руки близко и делали резкое движение - то звук короткий. Также мы проводили несколько упражнений с учащимися для совершенствования их фонетических навыков речи, например, со звуками [i:], [I], [U], [u:]. Давайте посмотрим на верхнюю строчку данной таблицы (первый блок) и произнесем первые 4 звука ([i:], [I], [U], [u:]). Что мы можем заметить? В первую очередь, мы видим, что звуки отличаются длинной ([I], [U] – короткие; [i:], [u:] - длинные). А теперь возьмите зеркало, приложите палец к губам (будто Вы призываете к тишине) и проследите за тем, как расположены ваши губы. Когда Вы произносите звук [i:] и [I], то ваши губы расположены так, будто вы улыбаетесь, и они не соприкасаются с вашим пальцем. А произнеся [U], [u:], то мы видим, что наши губы округлены, и они соприкасаются с пальцем.

На данном примере мы увидели, как данная таблица может помочь любому ученику или студенту понять и запомнить, как правильно должны произноситься звуки.

Также одно из эффективных упражнений Андриана Андерхилла, на наш взгляд, - когда я с учеником(ами) менялись местами. Ученик выходил к доске и спрашивал своих одноклассников те или иные звуки, и, если его одноклассник ошибался, исправлял ошибки.

Также на уроке были задействованы такие упражнения, как:

  • работа в парах (ученик загадывал звук своему партнеру, а затем с помощью жестов и мимики показывал его, а его одноклассник должен был отгадать);

  • «Отгадай-ка» (учитель читал ряд слов, а ученики должны были хлопать в ладоши, когда услышат необходимый звук); и т.д.

В каждый урок мы включали минимум 2 упражнения по методике Андерхилла, что, на наш взгляд, способствовало развитию у учеников фонетических навыков речи. В подтверждении этого позвольте озвучить результаты заключительной срезовой работы по совершенствованию фонетических навыков учащихся. 46% детей выполнили 3 задания; 8% - все 4 задания; 38% - 2 задания; 8% -1 задание. Мы можем сравнить данные первой срезовой работы и последний и увидеть, что показатели улучшились. Конечно, не все ученики смогли справиться, со всеми или с 3-мя заданиями, но мы думаем, что это дело времени. Если бы было чуть больше времени нам выделено, то мы бы получили гораздо лучше результаты.

Таким образом, конечный результат эксперимента показал эффективность разработанного комплекса упражнений по совершенствованию фонетической компетенции у учащихся четвертого класса с использованием методики А. Андерхилла.

Список литературы:

  1. Jade Blue ELT// “/ haʊ tuː / Adrian Underhill’s approach”// [Электронный ресурс]: https://jadeblueefl.wordpress.com/pronunciation/teacher-development-iatefl-pronsig-event/haʊ-tuː-adrian-underhills-approach/ (Дата обращения 01.11.2017г.)

  2. “Adrian Underhill and the Sounds of English”// [Электронный ресурс]: https://cgoodey.wordpress.com/2012/10/28/adrian-underhill-and-the-sounds-of-english/ (Дата обращения 01.11.2017г.)

  3. Macmillan Education ELT// “Introduction to Teaching Pronunciation Workshop - Adrian Underhill (COMPLETE)”// [Электронный ресурс]: https://www.youtube.com/watch?v=1kAPHyHd7Lo (Дата обращения 01.11.2017г.)

  4. Соловова Е.Н.// Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособий для студентов пед. вузов и учителей/ Н.Е.Соловова. – М.: Просвещение, 2002. – 239 с. – ISBN 5 – 09 – 010459 – X

  5. Инглекс (онлайн –школа английского языка)// “13 школьных принципов изучения английского языка, которые вам нужно забыть”// [Электронный ресурс]: http://englex.ru/13-learning-principles-from-school-that-you-need-to-forget/ (Дата обращения 16.12.2017г.)

Просмотров работы: 198