Переход на аутсорсинг может быть не привлекательным, если возникают сложности подсчета имеющихся затрат на логистику и их сравнения с предложением аутсорсинга. Также могут отсутствовать знания о принципах аутсорсинга в развитии бизнеса и страх доверить сторонней организации коммерческие тайны собственного предприятия, боязнь потери контроля над деятельностью организации, занимающейся аутсорсингом, и возможными изменениями, влияющие на основную деятельность организации-клиента.
Но кроме рисков есть и положительные черты, которые следует учесть. Сфера складского аутсорсинга имеет три важных фактора:
1) Логистические компании могут заниматься организацией и передислокацией складов. В каждом отдельном регионе обрабатывается тот материальный поток, который актуален на данный момент времени, а значит исключаются издержки на не используемые площади и персонал.
2) Компании, для которых работа на складе является основным бизнесом, предоставляющие услуги аутсорсинга заинтересованы в привлечение новых клиентов, и как следствие, мотивированы качественно и в срок выполнять свои обязанности, повышать эффективность складского обслуживания.
3) Логистические компании значительно уменьшают проблемы контроля и ответственности. Постоянный контроль над деятельностью собственных служб на предприятии влечёт дополнительные затраты времени и ресурсов. Если логистика не профилируется – следует сосредоточится на главной задаче, а логистику оставить профессионалам.
Следует помнить, что логистические компании не просто хранят и накапливает грузы на собственных складах, но также осуществляют ряд дополнительных услуг:
1. Материальные - связаны с готовностью продукции к потреблению (нарезка, комплектование, упаковка и т.д.).
2. Складские - аренда площадей, прием на хранение.
3. Транспортно-экспедиционные – доставка до клиента.
4. Организационно-коммерческие – аренда оборудования, сдача в прокат техники, выписка и ведение счетов.
Крупный склад - это сложное техническое сооружение, выполняющее функции по преобразованию материальных потоков, а также накапливанию, переработке и распределению грузов между потребителями. При этом многообразие параметров, технологических и объемно-планировочных решений, конструкций оборудования и характеристик разнообразной номенклатуры грузов, перерабатываемых на складах, относит склады к сложным системам. Основные показатели, характеризующие склад как звено логистической системы, приведены в таблице .
Критерий |
Метод расчёта |
Складской товарооборот |
Определяется суммарно (в тоннах) исходя из уровня товарных запасов, площади и емкости складских помещений, количества стеллажей в них и ячеек для хранении товаров. |
Уровень товарных запасов |
Планируются в днях складского товарооборота и в рублях. |
Площадь складских помещений |
Размер и высота складских помещений определяется планом и подлежит дифференциации с учетом дальнейшей эксплуатации. При этом подлежат уточнению размеры площади для зон обычного и высотного хранения, приема и отправки грузов, кранового пролета, дебаркадера, административных, технических и бытовых служб. |
Количество ячеек в стеллажах |
Определяется их размером (применительно к подлежащим хранению в них товаров) и параметрами находящихся на складе стеллажей |
Количество стеллажей и поддонов |
Количество стеллажей определяется площадью склада и шагом колонн; потребность в поддонах устанавливается по нормам, предусмотренным в нормативах технического оснащения |
Выработка на одного работника |
Определяется стоимостью перерабатываемых им грузов, в расчете на единицу времени |
Трудовые затраты |
Устанавливаются на обслуживающих склады работников, применительно к видам и маркам используемых на них механизмов в расчете на единицу грузооборота (поддон, вагон) |
Можно выделить одну из особенностей использование аутсорсинга в сфере складирования. Это преобразование производственного ассортимента в потребительский в соответствии со спросом и поддержание требуемого уровня запасов продукции. Бывают случаи, когда производится широкая номенклатура продукции и время возникновения и периодичность спроса не соответствует времени изготовления. Аутсорсинг в свою очередь позволить не отвлекаться от производства и самостоятельно, с помощью системы складов произвести выравнивание по объёму и ассортименту.
Перед выбором поставщиков услуг аутсорсинга необходимо проанализировать данный рынок. Необходимо знать какими технологиями обладает логистический оператор, готовность есть ли автопарк или следует привлечь сторонние автотранспортные предприятия. Ключом к пониманию и соглашению будут переговоры, и составление договорённости об графике поставки товара на склад, правил приемки, требования к хранению товара, график отгрузки товара со склада, порядок передачи материальной ответственности, штрафные санкции в случае нарушения правил взаимодействия или возникновения рисков и непредвиденных ситуаций, согласованность и контроль над выполнением операций.
В заключении, хочется заметить: как показывают современные тенденции - проще включить в бюджет компании затраты на ответственное хранение и транспортировку продукции, чем затраты на организацию, содержание и оптимизацию работы собственного склада.
Список литературы.
1. Логистика. Учебное пособие для бакалавров/Под редакцией Б.Аникин, Т.Родкина - 2-е изд. - М.: Инфра-М, 2015.
2. Неруш Ю.М. Проектирование логистических систем. Учебник. - М.: Юрайт, 2016.
3. Гвинн Р. Управление современным складом. - М.: Эксмо, 2017
4. Аутсорсинг и аутстаффинг. Высокие технологии менеджмента. Учебное пособие / Под ред. Б.А. Аникина. М.: Инфра - М, 2017.
5.Ирина Петрова. Эффективный аутсорсинг. Механизм принятия управленческих решений. - М.: РИОР, Инфра-М , 2014.