Религия, будучи тесно взаимосвязанной с другими формами социального сознания, всегда была вплетена в нравственность, право, культуру, политику, таким образом религиозные нормы еще с давних времен не были изолированы от общественной жизни. Обращаясь к истории мировой юриспруденции, можно проследить присутствие религии не только на уровне онтологических и аксиологических идей, но и ее влияние на пенитенциарную практику. Ведь сам термин «poenitentiarius» в переводе с латинского трактуется как «покаянный, исправительный». Останавливая внимание на таком виде наказания, как лишение свободы, можно заметить, что оно не только исторически, но и генетически связано с религиозной доктриной и практикой. Ведь его путь формирования на протяжении многих лет проходил через в монотеистический континуум государств Европы и Азии, а следовательно благодаря этому церкви большинства стран в наше время обладают огромным опытом воспитательно-образовательного и нравственно-духовного воздействия на осужденных к лишению свободы, к числу которого можно отнести и помощь в пенитенциарной адаптации, социальную реабилитацию, миссионерство и попечение.
Говоря об отечественном опыте проникновения религии в российскую уголовно-правовую доктрину, следует отметить, что внедрение религиозных верований связано с периодом раннефеодального развития общества, в который сильное влияние на правовую сферу оказывало именно народное сознание и теистическое миросозерцание. Еще в ранний период со стороны христианской церкви предпринимались эффективные меры по исправлению преступников, предупреждению совершения новых преступлений. Особую роль при этом играла поддержка государственной власти, данный факт можно проследить в законодательных сводах первых киевских князей, а также в Судебниках 1497 г. и 1550 г. Немаловажным следует считать и тот факт, что Соборное уложение 1649 г. содержало в себе нормы, согласно которым преступник помещался на шесть дней в тюрьму, но при этом имел возможность исповедаться и покаяться о имя спасения души. Священнослужители регулярно посещали осужденных, вели с ними откровенные беседы, причащали их. Например, митрополит Никон часто совершал визиты к колодникам в черную палату, наделял их милостыней и утешением. Активно происходило применение практики проведения бесед с лицами, приговоренными к смерти, клирики были рядом с осужденными в день казни и сопровождали их в течение всего пути до места ее исполнения, оказывая поддержку и даруя утешение.
Увеличение числа монастырских тюрем началось после принятия Судебника 1550 г. С этого времени активно применялась практика помещения осужденных в монастырские тюрьмы, такие как Соловецкая тюрьма, крепостная тюрьма Спасо-Евфимиевского монастыря. Царь Василий Шуйский, например, находился в заключении в Иосифо- Волоколамском монастыре. Монастырские архимандриты несли ответственность не только за духовное состояние осужденных, но и за их охрану, здоровье и питание. Смотритель арестантского отделения, служители и стража, согласно тюремной инструкции Спасо- Евфимиевского монастыря находились в подчинении архимандрита.
Обращая внимание на эпоху Петра I, следует отметить, законодательство того времени- артикулы, воинские уставы содержали составы преступлений, которые относились к ведению церкви. А период открытия храмов во всех исправительных учреждениях Санкт-Петербурга пришелся на вторую четверть XIX века .
Создание в 1819 г. Общества Попечительного о тюрьмах, а также последовавшее за ним составление специальных Правил, стало еще одним важным этапом в развитии системы религиозного воздействия на осужденных. Контакты императора Александра I с членами Британского тюремного общества подтолкнули его к созданию данного Общества. Согласно принятым Правилам для заключенных обеспечивалась возможность принимать участие в индивидуальных, а также групповых беседах со священнослужителями, религиозных службах. Важным фактом являлось то, что особое внимание в Правилах отводилось тематике бесед с заключенными. В них указывалось, что беседы должны проводиться с искренним состраданием и человеколюбием, проявлением снисхождения, христианской любви, простоты. При этом запрещалось унижение и оскорбление преступников. После утверждения Устава Общества Попечительного о тюрьмах, в 1821 г. была регламентирована его структура, в которую в 1829 году вошел Дамский комитет, представлявший собой орган, занимавшийся попечением заключенных женщин. Во главе комитета стояла императрица.1
Одним из ключевых направлений деятельности Общества являлась организация посещения трем, воспитательно-проповедническая деятельность. В качестве подтверждения проделанной работы с осужденными составлялся ежегодный отчет. Следует отметить, что Общество довольно успешно справлялось со своей миссией, в том числе и с оказанием гуманитарной помощи заключенным, массовым обучением в местах лишения свободы, организацией воскресных школ. Немалую поддержку его деятельности оказывали обучающиеся Санкт-Петербургской духовной академии. Ими было создано пастырско-просветительское братство. Также, согласно Уставу Общества беседы священнослужителей с осужденными должны были проводиться как можно чаще, помимо того, осужденные обучались церковному пению, готовились к таинству исповеди. Особое внимание уделялось профессиональным преступникам, они отличались жестокостью, полным отсутствием желания к исправлению. Однако деятельность священнослужителей не ограничивалась только воспитательным воздействием на осужденных. Жены, дети преступников также находились под их вниманием как морально так и материально.
Следует отметить, что многие церкви в тюрьмах имели настолько хорошее оснащение, что администрация приняла решение разрешить их посещение обычным горожанам. И наоборот, отсутствие церкви в пенитенциарных учреждениях влекло за собой ряд мер, которые позволяли осужденным, даже отбывая наказание, не пропускать отправление религиозных обрядов. Так, например, согласно циркуляру 1861 года арестантам и узникам при отсутствии церкви в исправительном учреждении разрешалось по согласованию с местной властью посещать приходские церкви под соответствующим надзором.
К моменту начала Октябрьской революции 1917 г. уголовно-исполнительная система достигла немалых успехов в своем развитии. Под воздействием прогрессивных, демократических идей исполнение наказания стало более гуманным. Однако, начиная с 1917 года- в период активизации законотворческого процесса духовная и благотворительная деятельность церкви была приостановлена, что было связано с процессом секуляризации церкви, запретом изучения религии во всех заведениях государственного типа, а также полное исключение религиозного элемента из системы воспитательного воздействия на осужденных.1
Одним из самых тяжелых этапов взаимодействия церкви и пенитенциарной системы стал послереволюционный период, который повлек за собой запреты на проповедническую деятельность религиозных организаций в исправительных учреждениях. С целью недопущения проникновения религиозных элементов в пенитенциарную систему советскими властями создавались распределительные комиссии, в состав которых входили начальники тюрем, тюремные педагоги, начальники оперативных частей, руководители клубов самодеятельности. Однако, даже в это время духовно-нравственное воспитание осужденных, миссионерство и пастырские служения не прекратили своего существования. Священнослужители, не отступившиеся от веры и религиозных убеждений помещались в лагеря ГУЛАГа, где, находясь наравне с остальными осужденными, подавали им пример непоколебимого служения религиозному долгу, продолжая проводить божественные литургии, причастия.
Конец 1980-х гг. был ознаменован началом позитивных изменений в сфере взаимодействия уголовно-исправительной отрасли с религиозными объединениями. Принятие Приказа МВД СССР от 10 октября 1989 г. №250 создало правовую почву для возобновления сотрудничества в сфере религиозного воспитания и исправления осужденных. Данный Приказ ввел в действие «Рекомендации по взаимоотношениям исправительно-трудовых учреждений с религиозными организациями и служителями культов». Однако важнейшее идеологическое и правовое значение оказало принятие 1 октября 1990 г. Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях» и внесение поправок в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР. Именно это стало началом нового витка развития отношений между исправительной системой и институтом церкви. Особую роль также сыграл тот факт, что деятельность персонала исправительных учреждений и церкви по религиозному воспитанию и исправлению осужденных не прекращала свое существование даже в годы массовых репрессий и длилась на протяжении всего существования советского государства. Обращая внимание на статистику, данные, полученные по результатам специальной переписи осужденных в 1999 г. на рубеже XX—XIX вв. 47% российских осужденных назвали себя верующими людьми. Исходя из этого, можно говорить о том, что даже акты политической власти и попытки отделить церковь от государства не смогли стать препятствием на пути взаимодействия исправительных учреждений и церкви и священнослужители продолжали активно вести религиозно-воспитательную деятельность среди заключенных.
Подводя итоги, хочется отметить, что за многолетний период своего существования церковь приобрела большой опыт большой опыт в области социальной работы и духовного окормления заключенных, наработала апробированные на практике эффективные технологии перевоспитания, ресоциализации, общественной адаптации и методики исправительно-преобразовательной активности, а также сохранила свои тысячелетние традиции применения религиозных форм воздействия на пеступников в местах изоляции от общества.
Список используемой литературы
Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. От 28.12.2016) – [Электронный ресурс]- СПС Консультант Плюс – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 64-ФЗ (ред. от 19.12.2016) – [Электронный ресурс] - СПС Консультант Плюс – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/
Бабушкин А. В. История попечительства и посещений тюрем в России // Попечение мест лишения свободы: сб. материалов / под ред. С. М. Шимволоса. Н. Новгород: Правозащита, 1998. 152 с.
Бачинин В. А. Пенология и христианство (О праве осужденного на духовное возрождение) // Современное право. 2008. № 2. С. 28−31.
Бортникова О. Н. Православные тюремные церкви // Основы государства и права. 1999. № 5. C. 61−63.
Гернет М. Н. История царской тюрьмы: в 5 т. М.: Госюриздат, 1951. Т. 2. 316 с.
Попова Е.Э. Общественное воздействие как форма ресоциализация осуждённых: взаимодействие общественных и правовых институтов// Ресоциализация осуждённых в условиях развития гражданского общества: сборник материалов Международной научно-практической конференции (11-12 декабря 2014 г.). – Киров: ФКОУ ДПО Кировский ИПКР ФСИН России, 2014.
1Бортникова О. Н. Православные тюремные церкви // Основы государства и права. 1999. № 5. C. 61−63.
1Лещенко В.Г. Религиозное воздействие на осужденных к лишению свободы в Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2012. с. 4 - 5; 20 - 21.