Актуальность
Болезнь Крона — хроническое рецидивирующее заболевание желудочно-кишечного тракта неясной этиологии, характеризующееся трансмуральным сегментарным распространением воспалительного процесса с развитием местных и системных осложнений. Данная болезнь может поражать людей любого возраста, но пик заболеваемости болезнью Крона приходится на возраст между 15 и 35 годами, но есть и второй пик повышенной заболеваемости — после 60 лет. Мужчины и женщины болеют одинаково. В последние три десятилетия, преимущественным поражением страдают лица молодого возраста.
Цель
Изучить, как протекает данное заболевание, его этиологию, частоту встречаемости и лечение.
Задачи
Проанализировать этиологию заболевания
Разобрать развитие болезни, его патогенез
Рассмотреть частоту встречаемости
Многофакторное наследование
Аутоиммунная болезнь
Этническая предрасположенность
Эпизодические боли в животе, спазмы и понос
Периодический кровавый стул
Может поражать любой сегмент кишечника
Трансмуральное изъязвление и гранулемы ЖКТ
Фистулы
Очаговое вовлечение участков, обычно в концевом отделе подвздошной и восходящем отделе ободочной кишки
Внекишечные проявления, включая воспаление суставов, глаз и кожи
Болезнь Крона – это одна из основных категорий неспецифических воспалительных заболеваний кишечника1 (НВЗК). НВЗК поражает 1 из 500-1000 человек, с 2-4-кратным повышением частоты у евреев ашкенази по сравнению с другими европеоидами. Заболевание имеет достоверное семейное накопление и высокую конкордантность у монозиготных близнецов, но оно не наследуется как многофакторное. Три разных частых варианта в гене NOD2 (так же известном как CARD15) значительно увеличивают риск развития болезни Крона с эффектом суммирования; гетерозиготы имеют повышение риска в 1,5-4 раза, а гомозиготы или компаундные гетерозиготы в 15-40 раз. Таким образом, абсолютный риск у гомозигот или компаундных гетерозигот составляет 1-2%
ПатогенезИз-за воспаления кишечника НВЗК долго считали аутоиммунными болезнями. Исследования сцепления у европеоидов выявили три SNP2 с достоверным неравновесным сцеплением с болезнью; все три оказались в кодирующих экзонах гена NOD2(рис.1) и вызывает замену аминокислот ( Gly908Arg и Arg702Trp) или преждевременное завершение синтеза белка (3020insC). Дополнительные исследования в нескольких независимых когортах пациентов подтвердили выраженное сцепление этих вариантов с болезнью Крона. Белок NOD2 связывается с оболочкой грамотрицательных бактерий и участвует в воспалительном ответе на них за счет активации фактора транскрипции NF-kB мононуклеарных лейкоцитах. Все три варианта снижают способность NOD2 активировать NF-kB, что позволяет предполагать, что они нарушают способность лейкоцитов кишечной стенки отвечать на бактериальную микрофлору, предрасполагая этим к аномальному воспалительному ответу. Таким образом, варианты в гене NOD2, вероятно окажутся аллелями в локусе IDD1, ответственными за повышенную предрасположенность к болезни Крона.
Рис. 1
Очевидно, что варианты NOD2 ни необходимы, ни достаточны, чтобы вызывать болезнь Крона. Они не необходимы, поскольку, хотя половина всех европеоидов с болезнью Крона имеет одну или две копии варианта NOD2. вторая половина - нет. Считают, что у европеоидов варианты NOD2 обеспечивают не более 20% генетического вклада в НВЗК. Кроме того, конкретные варианты, связываемые с риском болезни в Европе, не обнаруживаются в азиатских или африканских популяциях, и болезнь Крона в этих популяциях не показывает никакой связи с NOD2. Этих вариантов также недостаточно, чтобы вызвать болезнь. Варианты NOD2 в Европе встречаются весьма часто; 20% популяции гетерозиготны по этим аллелям, но не имеют никаких признаков НВЗК. Даже при генотипе с самым высоким риском у гомозигот или компаундных гетерозигот по вариантам NOD2 пенетрантность составляет менее 10%. Низкая пенетрантность явно указывает на другие генетические или средовые факторы, участвующие в генотипической предрасположенности в локусе NOD2. Очевидная связь между НВЗК и структурными белковыми вариантами в белке NOD2, модуляторе врожденного антибактериального воспалительного ответа, — достоверное указание, что важным фактором влияния окружающей среды, содействующим патогенезу, может быть внутрикишечная микрофлора.
Фенотип и развитие болезниВозникая в юности или у молодых взрослых болезнь Крона чаще всего затрагивает такие сегменты ЖКТ, как терминальные отделы тонкой кишки (подвздошную кишку) и восходящую часть толстой кишки, но может встречаться по всему ЖКТ, с гранулематозным воспалением (рис.2). захватывающим стенку кишки и вызывающим сужение ее просвета. Начало обычно постепенное, с ночными болями в животе, поносами и постепенной потерей массы тела. Могут происходить перфорации и внутрибрюшные абсцессы, угрожающие жизни. Часто необходима госпитализация, а для лечения абсцессов может оказываться необходимой хирургическая помощь. Симптомы за пределами ЖКТ при болезни Крона могут включать артрит позвоночника и суставов, воспаления глаз (увеиты), вовлечения кожи (узловая эритема и гангренозная пиодермия), первичный склерозирующий холангит и повышение свертываемости крови. При длительно существующей болезни Крона также существует повышенный риск аденокарциноматоза кишечника, хотя этот риск не такой большой, как при неспецифическом язвенном колите, другом типе НВЗК.
Оказание помощиРис.2
В настоящее время специфическое лечение при НВЗК отсутствует. Цель лечения — индукция ремиссии, поддержание ремиссии, минимизация побочных эффектов лечения и улучшение качества жизни. Применяют пять основных категорий лекарств, отдельно или в комбинации, для лечения обострения болезни Крона: противовоспалительные. глюкокортикоиды, антибиотики, модуляторы иммунитета и смешанные модуляторы воспаления и иммунного ответа. Все противовоспалительные препараты — производные салицилатов (мезалазин), выбор конкретного лекарственного средства зависит от побочных эффектов и участка поражения кишечника. В острой фазе болезни основа лечения — глюкокортикоиды. Эти препараты наряду с диетой используют для уменьшения тяжести проявлений болезни и предупреждения обострений. Поскольку у пациентов с болезнью Крона плохо перевариваются пищевые волокна, их поступление с пищей должно быть уменьшено. В результате хронического воспаления и рубцевания часто возникает истощение. В пищу необходимо добавление фолатов, железа, кальция и витамина В12. Часто возникает необходимость хирургического вмешательства для удаления пораженного участка кишки, вскрытия абсцессов и закрытия свищей.
Риск наследованияЭмпирический риск развития НВЗК составляет приблизительно 1-8% для сибсов больного и снижается до 0,1-0,2% для родственников второй степени родства, что несовместимо с классическим аутосомным рецессивным или доминантным наследованием. Тем не менее такое накопление среди сибсов выше общепопуляционного риска. В одном большом регистре близнецов монозиготные близнецы имели показатель конкордантности по болезни Крона 44%, а дизиготные близнецы были конкордантны только в 4% случаев. Таким образом, генетические эпидемиологические данные существенно поддерживают классификацию НВЗК, как заболевания с большим генетическим вкладом, но с многофакторным наследованием.
Список литературы
Медицинская генетика : учеб. пособие / Роберт Л. Ньюссбаум, Родерик Р. Мак-Иннес, Хантингтон Ф. Виллард 498-499 с.
1 Неспецифические воспалительные заболевания кишечника (НВЗК) – хронические воспалительные болезни ЖКТ, первично поражающие подростков и молодых взрослых.
2 англ. Single nucleotide polymorphism, Однонуклеотидный полиморфизм — отличия последовательности ДНК размером в один нуклеотид (A, T, G или C) в геноме (или в другой сравниваемой последовательности) представителей одного вида или между гомологичными участками гомологичных хромосом.