Все разработанные на данный момент методы ресурсосбережения в нефтепромышленной отрасли подлежат применению на трех этапах:
проектирования (использование ЭВМ; рациональное размещение оборудования).
На этапе строительства (использование нетрадиционных материалов и конструкций; рациональная организация строительных работ.
На этапе эксплуатации (уменьшение потерь нефти; уменьшение эксплуатационных затрат; Использование вторичных ресурсов и низкопотенциальных источников тепла).
Таким образом, оптимизация работы на каждом из приведенных этапов позволяет достичь эффективной и наиболее экономичной работы систем трубопроводного транспорта.
Цель исследования. Провести анализ возможности применения одного из перспективных и эффективных методов полезной утилизация тепла, отводимого от электроприводов насосных агрегатов на НПС.
Материал и методы. Анализ существующих методовресурсосбережения в нефтепромышленной отрасли для получения сравнительной характеристики экономического преимущества метода энергосбережения на нефтеперекачивающих станциях в условиях утилизации тепла, отводимого от электроприводов магистральных насосных агрегатов.
Результаты исследования. Сегодня насосные агрегаты сопровождают свою нормальную работу выделением энергетических ресурсов (тепла) в виде побочного продукта, который отводится в окружающую среду. Более рациональное использование данного тепла, его утилизация позволят снизить затраты предприятия. Вопрос возможности использования вторичных энергетических ресурсов с целью сокращения потерь энергии, актуален, особенно с учетом постоянно возрастающих тарифов на первичные энергетические ресурсы. К примеру, оличество тепловых потерь от одного трехфазного синхронного электродвигателя SIEMENS типа 1DX1526-8BE01-Z составляет 214 кВт. На нефтеперекачивающих станциях обеспечивается работа трех магистральных насосных агрегатов, с учетом этого, тепловые потери от трех охлаждаемых электродвигателей составляют 642 кВт.
В магистральной насосной для обеспечения бесперебойного и равномерного режима работы оборудования необходимо поддержание оптимальной температуры воздуха, что осуществляется за счет использования проточной вентиляции. Кроме того для насосных агрегатов дополнительно производится охлаждение электродвигателей с использованием антифриза, что также требует определенных затрат. Усовершенствование приточной вентиляции машинного зала с использованием тепла, отводимого от электроприводов насосных агрегатов позволит снизить затраты на топливо, используемое для выработки тепловой энергии, а также будет требовать меньшего подвода антифриза для охлаждения электродвигателей. Данное решение предполагает установку теплообменного аппарата в помещении насосной системы, передающего отведённое тепло работающих приводов насосов калориферам, осуществляющим подогрев воздуха приточной вентиляции машинного зала.
Заключение. Таким образом, отвод тепловой энергии электроприводов насосов с последующим ее использованием на нужды предприятия является одним из возможных энергосберегающих мероприятий, обеспечивающих наиболее рациональное и эффективное производство.
Литература
Коршак А.А. Ресурсо- и энергосбережение при транспортировке и хранении углеводородов: учебник для студентов образовательных организаций высшего образования, обучающихся по направлению подготовки бакалавриата "Нефтегазовое дело" / А. А. Коршак. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. - 411
РД 153-39 4-056-00 «Правила технической эксплуатации магистральных нефтепроводов»
Проектирование и эксплуатация насосных и компрессорных станций: Учебное пособие / А.М. Шаммазов, В.Н. Александров и др. – М: Недра, 2003. – 404 с.
Эксплуатация насосно-силового оборудования на объектах трубопроводного транспорта: Учебное пособие / Ю.В. Богатенков, А.Н. Гульков, М.Ю. Земенкова и др.; Под ред. Ю.Д. Земенкова. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2010. – 456 с.
СНиП 2.05.06-85*. Магистральные трубопроводы / Минстрой России.- М.: ГУП ЦПП, 1997. - 60с.
Справочник по проектированию магистральных трубопроводов. Под ред. А.К. Дерцакяна,- Л.: Недра, 1977. - 519с.
Касьянов В.М. Гидромашины и компрессоры.- М.: Недра, 1981. - 295с.