СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ

Извекова С.А. 1
1ТГПУ им. Л.Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Студенческая молодежь всегда бросала вызов социуму. Параметры сознания молодежи, как правило, не укладывались в общепринятые рамки, что провоцировало никогда не утихающие споры и дискуссии. Одним из дискуссионных аспектов является социализация молодежи, так как молодежь является наиболее незащищенным слоем общества, и реагирует на изменения, которые происходят в обществе.

Наиболее значимым для современной воспитательной системы вуза, на наш взгляд, является процесс социализации студентов. Социализация студентов (как наиболее образованной части поколения) – один из самых важных факторов развития общества в целом, обеспечивающих развитие общественных отношений, сохранение их структурной целостности, определяющих образ жизни человека и представляющих ему возможность для самореализации.

А. В. Мудрик, автор наиболее основательной теории социализа­ции в отечественной литературе, дает следующее определение: социа­лизация — это «развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенап­равленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных эта­пах. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества».

Постоянное пребывание в социальной среде требует соблюдать студентов определенные социальные правила и нормы. Становится необходимым неизменно направлять процессы социализации. Важным фактором в этом выступает вуз. Именно учебно-воспитательный процесс вуза обеспечивает возможность интеллектуального, нравственного, духовного, творческого развития студентов. Все это обязательные компоненты социализации молодежи. Один из способов улучшения социализации студенческой молодежи – это привлечение студентов к системе управления вуза. Главным способом такого управления является студенческое самоуправление.

Что же такое студенческое самоуправление? Какова его роль в процессе социализации?

Под системой студенческого самоуправления в вузе понимается целостный механизм, позволяющий студентам участвовать в управлении вузом и своей жизнедеятельностью в нем через коллегиальные взаимодействующие органы самоуправления - на всех уровнях управления вузом, в том числе самоуправления в общежитиях, а также общественных студенческих организациях по интересам.

Признаки студенческого самоуправления:

  1. Системность — совокупность элементов, находящихся в определённых взаимоотношениях и связях между собой и образующих определённое единство.

  2. Автономность — относительная независимость студенческого самоуправления в постановке целей и задач деятельности коллектива, разработке её основных направлений; возможность формировать позицию, характеризующуюся независимостью и самостоятельностью в выборе мотивации деятельности, её целей, средств достижения, стиля осуществления.

  3. Иерархичность, которая отображается в упорядоченности деятельности органов студенческого самоуправления, структурных подразделений вуза, общественных студенческих формирований, установления между ними взаимосвязей, разделения полномочий, степени ответственности и т.д.

  4. Связи с внешней средой, выражающиеся во взаимодействии с органами управления вуза, преподавательским корпусом, хозяйственными службами, с другими образовательными учреждениями, общественными и государственными организациями. В качестве внешней среды могут выступать различные формы студенческой самодеятельности, клубы по интересам, общественные студенческие организации, спортивные секции и другие общественные и структурные формирования вуза, не имеющие системных связей с органами студенческого самоуправления.

  5. Наличие органов самоуправления, выражающееся в создании на каждом уровне иерархии студенческого самоуправления его органов: советов учебных групп (треугольников), советов факультетов, студенческих деканатов, учебно-воспитательных студенческих комиссий, советов клубов по интересам, штабов студенческих отрядов, советов общежитий и т.д. Каждый орган студенческого самоуправления действует на основе собственного положения, порядок утверждения в каждом конкретном случае предусматривается индивидуально.

  6. Самодеятельность, которая предполагает творческую активность в осуществлении управленческих функций (планировании деятельности, организации, мотивировании участников, контроле и руководстве), доведении до исполнения принятых решений. Самодеятельность предусматривает также наличие определённых полномочий у органов студенческого самоуправления, включённость непосредственных исполнителей в процессы разработки и принятия решений.

  7. Целенаправленность, которая предполагает способность органа студенческого самоуправления ставить цели собственной деятельности и развития, соотносить их с ключевыми целями образовательного учреждения, государственной молодёжной политики; чёткое осознание желаемых результатов, умение видеть оптимальные пути достижения целей.

  8. Независимость — финансовая и юридическая независимость органов студенческого самоуправления от администрации вуза.

  9. Участие в управлении вузом — участие в работе ученого совета вуза.

Представляется, что в данную систему необходимо добавить ещё один элемент — выборность. Наличие принципа выборности демократизирует этот институт и только в этом случае позволяет говорить о достижении такой «стратегической цели» как «подготовка гражданина, способного участвовать в управлении государством, принимать и выполнять общественно значимые решения, реализовывать в полной мере своё право избирать и быть избранным в органы государственного управления».

Непосредственными субъектами студенческого самоуправления в вузе выступают студенческий коллектив вуза, коллективы факультетов, курсов (потоков) и академических (учебных) групп. Влияние студенческого самоуправления на развитие коллектива, формирование ценностных ориентаций в группе студентов отмечается в работах Э.О. Столяровой. Исследования автора доказывают, что студенческое самоуправление способно формировать в студенческом коллективе общественные ценности, развивать лидерские качества, активизировать индивидуальную и групповую деятельность, развивать способность к отстаиванию своей позиции, своей индивидуальности. Нам бы хотелось подтвердить эти исследования на примере студенческого самоуправления в моем вузе.

Совсем недавно руководство и студенты ТГПУ им. Л.Н. Толстого приняли участие в мероприятиях второго дня семинара-совещания «Система взаимодействия органов студенческого самоуправления и администрации вуза». Он проходил в Тульском государственном музее оружия. О правах российских студентов в историческом контексте рассказала проректор по воспитательной работе Волгоградского государственного технического университета, д.п.н, профессор Р.М. Петрунева. Вместе с ней участники заседания совершили небольшую экскурсию в историю возникновения Устава российских вузов и проследили все основные изменения, которые вносились в него с момента его создания. В итоге эти изменения предоставили современным студентам большие возможности для научной и творческой деятельности в стенах образовательного учреждения, способствуют проявлению у молодежи социальной активности и лидерских качеств. Наличие такой активности было очень заметно в ходе семинара. Как особо подчеркнула З.Н. Калинина, директор департамента воспитательной работы и социальной политики ТГПУ им. Л.Н. Толстого его участники из числа студентов подали более 80 заявок на выступления. Поэтому вслед за каждым из «маститых» педагогов слово предоставлялось представителям студенческого самоуправления из самых разных вузов страны. Юноши и девушки делились уникальным опытом организации работы с молодежью, что неизбежно вызывало много вопросов из зала и становилось началом заинтересованного разговора. В ходе заседания были рассмотрены вопросы научно-методического и правового обеспечения системы взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе; студенческих организаций как школ гражданского становления; технологий, содержания, форм взаимодействия в воспитательной системе вуза; соотношения оценки и самооценки в деятельности субъектов воспитательного взаимодействия; реализации стратегических направлений молодежной политики в вузе.

Таким образом, организация студенческого самоуправления позволяет развивать творческую инициативу студентов, их ответственность и гражданскую позицию, самостоятельность и социальную активность. Реализация основных направлений деятельности студенческого самоуправления, а именно: научно-исследовательское, культурно-массовое, спортивно-оздоровительное и информационное, - позволяет в комплексе содействовать воспитанию духовно-нравственной, профессионально-трудовой и гражданской культуры студентов университета, развивать их автономность. Для этого необходима постоянная работа по самореализации, самообразованию, самосовершенствованию. А это возможно лишь в том случае, когда студент является активным субъектом общественной жизни университета, участвует в организации этой жизни, создании и поддержании традиций факультета и университета, осознает всю ответственность за качество своей подготовки к предстоящей профессиональной и гражданской деятельности.

Список литературы:

  1. Андреева Т.М. Социальная психология / Т.М. Андреева. – 5-е изд. испр. и доп. – М.: Аспект-Пресс, 2004 – 365 с.

  2. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-еизд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.

  3. «Студенческое самоуправление. Методические рекомендации. Ч.1» РнД, 2004 г.

  1. Столярова Э.О. Студенческое самоуправление как фактор социализации молодежи в условиях становления социального государства: автореф. дис. … канд. социолог. наук: 22.00.04 / Э.О. Столярова. – Усть-Каменогорск, 2010.

  1. Сырцова Е.Л. Студенческое самоуправление как фактор развития автономности студентов // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 7. – С. 77-79;

Просмотров работы: 201