Быстрое распространение вейпинга, в первую очередь среди молодежи, обуславливается активной маркетинговой политикой компаний-производителей и продавцов электронных сигарет. В рекламных целях привлекаются известные личности, проводятся фестивали вейперов в различных городах мира, где активно пропагандируют вейпинг, как «безвредное» и модное увлечение. Например, на сайте фестиваля «Vapexpo» участникам предлагается принять участие в соревнованиях по клаудчейзингу (выдуванию облаков пара), в баттле по vape-трюкам или мастер-классах от «гуру-вейперов» по основам замеса и т.д. [4]. Не последнюю роль в укоренении вейпинга играют социальные сети.
Несмотря на изначально установочную позицию подхода к вейпингу, как практически безвредной альтернативы традиционному табакокурению, фактически использование электронных сигарет – это одно из направлений табакокурения, поэтому, являясь таковым, он представляет в той или иной мере те же опасности для здоровья, которые заключены и в табачных изделиях. Основные риски связаны с химическими веществами, используемыми в качестве рабочих жидкостей – основного компонента электронной сигареты. В состав жидкостей для вэйпинга входят глицерин, пропиленгликоль, дистилированная вода и различные ароматизаторы. Пропиленгликоль и глицерин широко используются в бытовой химии, косметике, разрешены как добавки для пищевых продуктов (E1520 и E422). При нагревании пропиленгликоль и глицерин испаряются с образованием ряда канцерогенов: формальдегида, пропиленоксида, глицидола и т.д. [3]. Жидкости, которые используются в электронных испарителях в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, относится к товарам бытовой химии (код ОКП 23 8990 «Препараты различного назначения, прочие»). Кроме того, эта продукция не подлежит обязательной сертификации [5]. Отсутствие регулирования в этой области, позволяет использовать, в качестве парообразующей жидкости в электронных сигаретах любое вещество, попадающее под данную классификацию. Поэтому никто не может гарантировать безопасность используемых вейперами составов. В России жестких законодательных ограничений в отношении электронных сигарет нет, и статистика связанных с ними заболеваний не ведется. Электронные сигареты и пароингаляторы на сегодняшний день сертифицируются как электронные приборы. Не проверяется ни их эффективность при попытках бросить курить, ни состав содержимого картриджей и жидкостей. Электронные сигареты и девайсы для вейпинга находятся в свободной продаже - в специализированных vape-шопах, крупных торговых центрах. В сети Интернет в настоящий момент электронную сигарету могут приобрести даже несовершеннолетние лица.
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что вейпинг становится значимой медико-социальной проблемой, требующей всестороннего изучения. С этой целью целесообразно рекомендовать анонимное анкетирование в молодежной среде на предмет выявления распространенности табакокурения, использования электронных сигарет. Активная позиция врачебного сообщества, могла бы способствовать внесению поправок к имеющимся законодательным актам об обязательной сертификации электронных сигарет, жидкостей для них, а также ограничению свободной продажи электронных сигарет для лиц младше 18 лет. Кроме того, необходимо привлечение средств массовой информации к обсуждению этой темы.
Литература.
1. Бессонов Д.В., Алексеев С.Г., Барбин Н.М. Вейпинг – новый вызов безопасности / Бессонов Д.В., Алексеев С.Г., Барбин Н.М. // Проблемы безопасности строительных критичных инфраструктур (SAFETY2017). Сборник материалов международной конференции. Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, Строительный институт; НИЦ Надежность и ресурс больших систем и машин УрО РАН; Co-funded by the Erasmus+ Programme of the European Union; MARUEEB. 2017. С. 18-25.
2. Соломатина Е.В. Развитие рынка электронных систем доставки никотина /Соломатина Е.В. // Сборник материалов IX всероссийской конференции молодых ученых и специалистов ВНИИМИК, Краснодар – 2017. С. 108-110.
3. Дьякова С.Э., Мизерницкий Ю.Л. ХОБЛ у детей: новая реальность? /Дьякова С.Э., Мизерницкий Ю.Л.// Практика педиатра. 2017. № 2. С. 19-23.
4. https://vapexpo.ru/ru
5. О принятии Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг: организационно-распорядительный документ: принят постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 № 17. Доступ из справочно-нормативной системы «Техэксперт».