Анализ проблематики инновационной деятельности обусловлен также теми кардинальными изменениями, которые происходят в экономике. Новые реалии, связанные с перспективами инновационной стратегии развития экономики, требуют более глубокого анализа инновационной деятельности персонала предприятий и организаций с целью улучшения ее использования и стимулирования.
В современной научной практике инновационную деятельность персонала трактуют как направленную на предоставление новых идей и разработок, приводящих к изготовлению качественно нового продукта, новым технологиям, технике, к использованию информации, знаний и т. д. Такой труд считается высшим уровнем интеллектуальной активности и часто характеризуется термином "креативный" (от латинского слова "сгеаге" - творить, создавать).
Задача мотивации инновационной работы, как одной из функций управления, должна решаться с учетом специфики и внутренней противоречивости этого вида деятельности. Во‑первых, необходимо добиться повышения творческой активности, стимулировать поиск нестандартных решений, создать и поддерживать атмосферу новаторства и изобретательства. Во-вторых, в условиях рыночной экономики необходимо обеспечить коммерческий результат инновационной труда, который выражается в конкретных показателях эффективности: росте прибыли, снижении издержек, повышении качества продукции. Поэтому, рассматривая инновационную деятельность как объект мотивации, целесообразно провести анализ мотивации к творческой активности и мотивации к коммерциализации новаций.
Обобщая подходы ученых и учитывая специфику инновационной деятельности, можно отметить, что инновационная деятельность персонала как объект мотивации - это способность и стремление работников к разработке и внедрению нововведений путем применения творческих, профессиональных и интеллектуальных способностей в условиях формирования руководством потребности персонала в познании и выработке новых знаний. В отличие от общеизвестных, предложенный подход учитывает особый характер инновационной деятельности и способствует повышению эффективности практического использования инструментов мотивации с целью побуждения персонала к повышению активности в реализации инновационных проектов
Исследование форм и методов мотивации труда представляет собой одну из наиболее важных и сложных задач экономической науки. Особенно это касается тех сфер трудовой деятельности, которые являются не тривиальными и требуют творческого подхода. Именно к такому роду деятельности можно отнести инновационную.
Методы воздействия на персонал с целью активизации инновационной деятельности зависят от многих факторов, которые могут в той или иной степени формировать мотивационную среду. Сложность и многообразие существующих инструментов мотивации персонала препятствуют выбору наиболее целесообразных из них, а также их практическому применению, что обусловливает необходимость проведения классификации существующих форм и методов мотивации.
Исходя из систематизации исследований мотивации инновационной деятельности и предлагаемых различными авторами классификационных подходов, целесообразно выделить восемь следующих признаков, по которым проведена обобщенная классификация форм и методов мотивации персонала к инновационной деятельности:
1. В зависимости от методов воздействия:
Административные
Экономические
Социальные
Психологические
2. В зависимости от мотивообразующих факторов, мотивация с использованием:
Интересов к реализации способностей, склонностей
Интересов к развитию качеств, знаний, навыков, умений
Повышения имиджа и моральных ценностей
3. В зависимости от формы экономических отношений:
Нетрудовые имущественные
Имущественно-трудовые
Трудово-неимущественные
4. В зависимости от факторов влияния на деятельность предприятия:
Внутренние
Внешние
Краткосрочные
Среднесрочные
Долгосрочные
5. В зависимости от субъекта мотивации:
Собственники
Менеджеры
Отдельные коллективы
Проектные команды
Персонал
6. В зависимости от направления результатов деятельности персонала:
Творческая деятельность
Повышение качества работ
Соблюдение сроков и объемов работ
Повышение продуктивности труда
Снижение затрат
Повышение рентабельности деятельности
7. В зависимости от направления инновационной деятельности:
Инициация инноваций
Создание новшеств
Освоение нововведений
Использование инноваций
Коммерциализация инноваций
8. В зависимости от метода воздействия:
Материальная денежная
Материальная не денежная
Нематериальная
Предложенная классификация позволяет судить о сложности и разнообразии форм и методов стимулирования персонала, которые можно использовать для развития инновационной деятельности предприятия. Она имеет практическое значение для выбора стратегии управления персоналом и является полезной при внедрении системы мотивации на предприятии.
Повышению эффективности использования инновационной деятельности персонала в отечественной практике могут способствовать:
формирование рациональной инновационной политики государства, направленной на обеспечение стимулирования влияния налоговой, кредитной, бюджетной систем, комплекса экономических, правовых, организационных и административных рычагов;
улучшение финансирования развития науки и образования;
активизация инновационного поведения работников промышленных предприятий в результате осуществления стимулирующей макроэкономической политики, позволяющей обеспечить их выход из кризисного состояния, стабилизацию экономического развития на базе повышения производительности труда;
реструктуризация экономики, формирование конкурентной среды, создание инновационно-инвестиционного механизма, способного содействовать притоку капитала в ведущие отрасли производства;
внедрение налоговых льгот для предприятий, осуществляющих инновационную деятельность;
использование системы страхования инновационных рисков;
развитие информационной инфраструктуры для предоставления консультационных услуг инноваторам и инвесторам;
поддержка изобретательства и рационализаторства со стороны государственных, региональных и производственных структур;
распространение инновационной культуры персонала, приоритетных направлений ментальности и др.
Список источников
1. Зинов В.Г. Менеджмент инноваций. Кадровое обеспечение. М.: Дело. 2008. 496 с.
2. Ильенкова С.Д., Гохберг Л.М., Ягудин С.Ю. Инновационный менеджмент: учеб. для вузов. М.: Юнити-Дана. 2009. 343 с.
3. Митрофанова Е.А., Эсаулова И.А., Кибанова А.Я. Управление трудовыми ресурсами. М.: ИНФ-РА-М. 2012. 284 с.