Решение задач перемен в средствах и технологиях обучения в части совершенствования применения информационных технологий в системе образования небезосновательно с позиции их эффективности. Современные образовательные стандарты и практика информатизации образовательной организации профессионального образования фактически не учитывают такие особенности педагогической деятельности, как ее многоаспектность и многоплановость, обусловливаемые междисциплинарным характером курсов учебных дисциплин как с позиций науки, так и дидактики учебных предметов.
Важная задача компьютеризации всего отечественного образовательного процесса была поставлена еще в 80-х годах прошлого века, но и сегодня компьютер и сопутствующая ему информационно-образовательная среда (ИОС) информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) не стали повсеместно освоенным учебно-познавательным средством, вследствие чего проблема совершенствования посредством модернизации ИОС с учетом стремительного возрастания возможностей современных компьютеров по-прежнему остро актуальна.
Оценка эффективности улучшения показателей основной деятельности образовательных организаций, происходящих в результате использования ими ИКТ ИОС, в той или иной степени пусть косвенно, но затрагивает и другие основные источники экономии за счет расширения возможностей обучающихся к самостоятельной иовизуальная информация, практика, самоаттестация) и роста творческой компоненты в деятельности педагога в аудитории. В связи с этим при рассмотрении эффективности мероприятий по модернизации ИОС образовательной организации – ГБПОУ СПО «ЮУрГТК» в процессе реализации программы его информатизации ограничимся расчетами потенциального экономического эффекта отиспользования колледжем новых информационных технологий на основе данных учета и сопоставления затрат и результатов конкретных применений ИКТ в части мониторинга образовательной деятельности. В качестве показателей экономической эффективности информационных технологий используем результаты влияния информационных технологий на конечный результат их практического использования.
В свете такого подхода актуальность заключается:
1) эволюционными тенденциями в системе образования, связанными с необходимостью повышения качества подготовки кадров в организациях образования, эффективности создания и применения инновационных ИКТ, а также с обеспечением безопасности используемых профессиональными образовательными организациями ИОС;
2) возрастанием требований к информатизации учебно-педагогической деятельности организаций профессионального образования, фактически не учитывающей в настоящее время таких её особенностей, как многоаспектность и многоплановость, обусловливаемых междисциплинарным характером курсов учебных дисциплин как с позиций науки, дидактики учебных предметов, а также безопасности используемых ИКТ в составе их ИОС соответственно изменениям в настроениях пользователей, характера и степени опасности угроз и уязвимостей открытого обучения.
3) недостаточной разработанностью принципов модернизации ИОС в процессе реализации программы информатизации образовательной организации профессионального образования.
На основании анализа научных изысканий, а также в результате собственного поиска авторы в указанном направлении была сформулирована проблема исследования. Ее суть заключается в насущной необходимости разрешения противоречия между возросшей потребностью модернизационного удовлетворения насущных требований к информатизации учебно-педагогической деятельности организаций профессионального образования, фактически не учитывающей в настоящее время таких её особенностей, как многоаспектность и многоплановость, обусловливаемых междисциплинарным характером курсов учебных дисциплин как с позиций науки, дидактики учебных предметов, а также безопасности используемых ИКТ в составе их ИОС соответственно изменениям в настроениях пользователей, характера и степени опасности угроз и уязвимостей открытого обучения, с одной стороны, и, с другой стороны, недостаточной разработанностью принципов модернизации ИОС в процессе реализации программы информатизации образовательной организации профессионального образования.
Актуальность рассматриваемой проблемы обусловила выбор темы исследования: «Разработка программы модернизации информационно-образовательной среды в процессе реализации программы информатизации образовательной организации профессионального образования».
Гипотеза состоит в предположении об улучшении показателей основной деятельности образовательных организаций при модернизации ИОС в процессе реализации программы их инновационной информатизации.
Цель – разработка программы модернизации ИОС в процессе реализации программы информатизации образовательной организации профессионального образования.
В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи:
1.На основе изучения научно-методической и психолого-педагогической литературы выполнить теоретический анализ первоисточников, дидактических материалов, программных продуктов, проектов национальных и региональных вопросов информатизации образования для выявления возможностей и ресурсов модернизации ИОС образовательных организаций профессионального образования в процессе реализации программ их информатизации.
2.Разработать основополагающие принципы модернизации ИОС в процессе реализации программы информатизации образовательной организации профессионального образования.
3.Определиться с оценкой эффективности отдельных принципов модернизации ИОС в процессе реализации программы информатизации образовательной организации профессионального образования.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы нами использованы следующие методы исследования:
– теоретический анализ первоисточников, дидактических материалов, программных продуктов, проектов национальных и региональных вопросов информатизации образования, прогностика развития образования и т.д.;
– анализ преподавания курсов информатики и информационных технологий в педагогическом образовании;
– анализ государственных образовательных стандартов профессионального образования, школьных и вузовских программ, учебников и учебных пособий по информатике и смежным дисциплинам;
– организация экспериментальной работы по использованию ИКТ в ГБПОУ СПО «ЮУрГТК»;
– анализ результатов использования обучающими и педагогами учебно-методических пособий по ИКТ;
– педагогическое наблюдение, сравнительный анализ результатов основной и дополнительной учебной деятельности, анкетирование, тестирование, беседы с педагогами и обучающими для оценки результативности проводимого педагогического эксперимента;
– математические методы моделирования и статистической обработки результатов педагогических исследований, методы системного анализа.
Экспериментальная база исследования: Политехнический комплекс ГБПОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж» («ЮУрГТК»). Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что разработаны концептуальные основы практики комплексно-поэтапной разработки Программы модернизации информационно-образовательной среды в процессе реализации программы информатизации образовательной организации профессионального образования, в том числе:– построена концептуальная модель использования проектов подпрограмм Программы модернизации информационно-образовательной среды в процессе реализации программы информатизации образовательной организации профессионального образования;
– разработаны принципы использования инновационных мероприятий в части современных ИКТ в образовательной деятельности, модернизации материально-технической базы колледжа, обеспечивающей инновационную информатизацию учебно-воспитательного процесса, а также расширения применения ИКТ в исследовательской деятельности обучающихся.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в практической работе образовательных организаций, а также в разработке программ модернизации их информационно-образовательной среды в процессе реализации программы информатизации образовательного процесса.
Теоретические положения и результаты исследований переданы в Политехнический комплекс ГБПОУ СПО «ЮУрГТК».
При разработке программы информационно-образовательной среды в процессе реализации программы информатизации образовательной организации ГБПОУ СПО «ЮУрГТК» выявлены наиболее актуальные проблемы информационно-образовательной среды (ИОС) организаций профессионального образования на современном этапе, в том числе ГБПОУ СПО «ЮУрГТК», определены принципы, компоненты и ресурсы программы модернизации ИОС Политехнического комплекса ГБПОУ СПО «ЮУрГТК», осуществлена разработка основополагающих подпрограмм информационно-аналитической и непосредственно взаимообусловленных частей проекта модернизации информационно-образовательных ресурсов программы модернизации ИОС Политехнического комплекса в процессе реализации программы информатизации ГБПОУ СПО «ЮУрГТК»:
– «Использование ИКТ в образовательной деятельности»;
– «Модернизация материально-технической базы колледжа, Обеспечивающей инновационную информатизацию учебно-воспитательного процесса»;
– «Информационно-компьютерные технологии в исследовательской деятельности обучающихся».
Выполнена разработка мероприятий отдельных проектов программы модернизации информационно-образовательной среды в процессе реализации программы информатизации образовательной организации ГБПОУ СПО «ЮУрГТК»:
– «Использование ИКТ в образовательной деятельности»;
– «Модернизация материально-технической базы колледжа, Обеспечивающей инновационную информатизацию учебно-воспитательного процесса»;
– «Информационно-компьютерные технологии в исследовательской деятельности обучающихся».
Исследование проводилось в несколько этапов:
На первом этапе (2015–2016 гг.)изучалась проблема разрешения противоречия между возросшей потребностью модернизационного удовлетворения насущных требований к информатизации учебно-педагогической деятельности организаций профессионального образования, фактически не учитывающей в настоящее время таких её особенностей, как многоаспектность и многоплановость, обусловливаемых междисциплинарным характером курсов учебных дисциплин как с позиций науки, дидактики учебных предметов, а также безопасности используемых ИКТ в составе их ИОС соответственно изменениям в настроениях пользователей, характера и степени опасности угроз и уязвимостей открытого обучения, с одной стороны, и, с другой стороны, недостаточной разработанностью принципов модернизации ИОС в процессе реализации программы информатизации образовательной организации профессионального образования.
На втором этапе (2016 г. – I-III кв. 2017 г.)осуществлялись:
Разработка программы модернизации информационно-образовательной среды в процессе реализации программы информатизации образовательной организации ГБПОУ СПО «ЮУрГТК» выявлены наиболее актуальные проблемы информационно-образовательной среды (ИОС) организаций профессионального образования на современном этапе, в том числе ГБПОУ СПО «ЮУрГТК», с определением принципов, компонентов и ресурсов программы модернизации ИОС Политехнического комплекса ГБПОУ СПО «ЮУрГТК;
Разработка основополагающих подпрограмм информационно-аналитической и непосредственно взаимообусловленных частей проекта модернизации информационно-образовательных ресурсов программы модернизации ИОС Политехнического комплекса в процессе реализации программы информатизации ГБПОУ СПО «ЮУрГТК»;
разработка мероприятий отдельных проектов программы модернизации информационно-образовательной среды в процессе реализации программы информатизации образовательной организации ГБПОУ СПО «ЮУрГТК»:
– «Использование ИКТ в образовательной деятельности»;
– «Модернизация материально-технической базы колледжа, обеспечивающей инновационную информатизацию учебно-воспитательного процесса»;
– «Информационно-компьютерные технологии в исследовательской деятельности обучающихся».
На третьем этапе (IV кв 2017 г.)обобщались и систематизировались материалы исследования, формулировались выводы, описывались полученные результаты, оформлялся текст исследования.